понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Зачем Назарбаеву соединять Каспий и Черное море?

На саммите ЕАЭС в Сочи Нурсултан Назарбаев в очередной раз призвал задуматься над реализацией «проекта века» под названием «Евразия» по соединению Черного и Каспийского морей. Сама идея возникла еще в начале 20 века при Сталине, однако началась война, и проект канул в лету. В 2007 году именно Назарбаев вновь предложил, наконец, реализовать затею и даже начались некие исследования. Однако впоследствии о «Евразии» фактически забыли, но Назарбаев вновь напомнил, что говорит о его реальном желании соединить два моря.

«Другим перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала «Евразия», который позволит связать водными путями Черное и Каспийское моря», - сказал Назарбаев, выступая на расширенном заседании ЕАЭС. Кроме того, Казахстан предлагает проработать возможность строительства высокоскоростной автомагистрали «Евразия», которая соединит Европу с Азией через Россию и Казахстан.

В 2007 году, впервые презентуя свою идею, Назарбаев отмечал, что еще в 1936 года отраслевой народный комиссариат подготовил технико-экономическое обоснование этого проекта, который так и не был осуществлен до конца. Однако в те годы было реализовано строительство значительной его части.

Трасса канала проложена по Манычской впадине, по которой Каспийское и Азовское моря некогда соединялись проливом. В 1936 году был построен Усть-Манычский гидроузел, в 1941 году - Веселовский и Пролетарский гидроузлы, образовавшие одноименные водохранилища.

Стоит отметить, что экологи весьма неоднозначно оценивают идею проекта, считая, что он может серьезно нарушить экологический баланс в регионе. Экологи говорят о таких возможных последствиях как прерывание путей миграций сайгаков из калмыцких степей в предгорья Кавказа, питание канала морской водой, что приведет к засолению окружающих территорий, прохождение канала по охраняемым природным территориям, возможное попадание в Каспийское море так называемых вселенцев - флоры и фауны Азовского моря.

Так для чего же Казахстану в таком случае столь неоднозначный и сложный, а также затратный проект? Об этом Exclusive.kz спросил у экспертов.

Депутат парламента РК Айкын Конуров:

На сегодня, несмотря на благоприятную конъюнктуру цен на энергоносители, ключевые игроки ЕАЭС  Казахстан и Россия понимают, что не успевают диверсифицировать экономику своих стран до конкурентоспособного уровня. Создание экспортоориентированных экономик - мечта многих развивающихся стран и союзов, но не каждому дается возможность повторить подвиг Китая. Если рассматривать ситуацию в этом ключе, то для стран ЕАЭС есть несколько путей развития. Можно долго и трудно создавать кооперативные связи внутри экономического союза, что приведет к импортозамещению и, возможно, к экспорту на внешние рынки, но в условиях странной денежно-кредитной политики национальных банков это довольно проблематично. В угоду удушения инфляции монетарные власти заодно перекрывают кислород и бизнесу. Таковы издержки борьбы с инфляцией и, похоже, других рецептов или сценариев, к сожалению, главы национальных регуляторов или не знают, или им не дают их применить.

Второй вариант - это качественное улучшение своей инфраструктуры с целью привлечения транзитных товарных потоков из фабрики мира КНР и ближайших соседей, что не имеют выхода к морям. Это достаточно хорошие прибыли. Проект канала Каспий – Черное море при его удачной реализации позволит значительно сократить время транзита из Поднебесной и Азии к самому главному рынку на континенте - Европе. Это понимают все, но не все геополитические игроки этого хотят. Не секрет, что именно морской путь самый дешевый, а в условиях Каспия и Черного моря – это еще и самый  безопасный, поэтому страны большого морского пути, государства и транснациональные корпорации,  нацеленные на прямую конкуренцию за европейский рынок, будут оказывать достаточно сильное противодействие этому проекту. Страны же, вовлеченные в новый глобальный проект «Один пояс, один путь» во главе с Китаем, кровно заинтересованы в создании конгломерата качественных транзитных путей. Кто из них победит и что из этого выйдет - покажет время. Но Казахстан, однозначно, очень заинтересован к выходу к большой воде и Европе через  канал Каспий – Черное море. Ведь, кроме транзита китайских грузов, мы можем облегчить экспорт наших пшеницы, углеводородов, металлов и, впоследствии, готовой продукции со своих и передислоцированных из КНР заводов и фабрик. Любой проект можно реализовать, если будут деньги. На сегодня есть хороший финансовый институт – Азиатский банк инфраструктурных проектов. Если заручиться глобальной поддержкой второй экономики мира Китая, партнеров по ЕАЭС, Турции, то проект канала можно успешно реализовать. Ведь заинтересованных стран в улучшении транзитного потенциала прикаспийского региона больше, чем противников.

Специалист по Ближнему и среднему Востоку Антон Евстратов:

Идея канала «Евразия», предложенная Нурсултаном Назарбаевым – далеко не новая. Более того, она даже была реализована в советское время в 1952 году – речь идет о знаменитом Волго-Донском канале. Однако для современных нужд он – слишком мелкий, а его инфраструктура – достаточно сложна и накладна. Очевидно, что канал «Евразия» должен стать проектом гораздо более серьезного масштаба. В 2007 году о такой перспективе в самых благожелательных выражениях высказывался президент России Владимир Путин. В 2014-м уже Назарбаев говорил о «Евразии», как об одном из самых амбициозных проектов ЕАЭС. С одной стороны, переоценить экономическое и, как следствие, - геополитическое значение канала трудно – он облегчит вывод китайских товаров на европейские рынки, снизит себестоимость их доставки в западном направлении и станет серьезной альтернативой Суэцкому каналу. По этому поводу есть ряд солидных исследований китайских специалистов. Это, несомненно, отвечает интересам Китая и прикаспийских республик Центральной Азии, прежде всего – Казахстана, который станет важнейшим транзитным узлом. Однако Россия, в случае отсутствия контроля канала, в этом случае в значительной степени теряет свое транзитное значение, особенно в условиях перспективного общего рынка ЕАЭС. Такой путь в обход РФ, мягко говоря, выбивается из логики Евразийского союза. Кроме того, неочевидна рентабельность проекта – ожидается, что он окупится в пределах 20 лет. Интересно, что, помимо России, новый канал создаст причины для обхода Ирана и Азербайджана как транзитных территорий, в частности, к падению значения недавно построенной железной дороги, связавшей Казахстан и Иран – значительная часть грузов пойдет не по ней, в порт Бандер-Аббас, а на Запад – в Черное море. Похожая ситуация сложится и в отношении Азербайджана и Грузии, также выводящие казахстанские и китайские товары в Черное море через свою территорию. Впрочем, Иран способен воспользоваться и преимуществами канала, выводя свою продукцию на внешние рынки не только через Персидский залив, но и через Черное море. Неоднократно высказывались мысли и об экологических проблемах, которые может за собой повлечь строительство «Евразии» - засоление низовьев Волги и Дона, а также самого канала может привести к экологической катастрофе на Юге России и, в частности, к гибели всего сельского хозяйства региона в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Впрочем, имеются проекты заполнения канала пресной водой. В случае, если решение о строительстве все же будет принято, России важно будет установить выгодный для себя режим пропуска судов и потребовать соблюдения необходимых экологических норм. Если это будет реализовано – новый канал будет отвечать экономическим интересом, и Москвы, и Астаны, и Пекина, хоть и ударит по на данный момент оппонентам ЕАЭС - Баку, Тбилиси, в перспективе - Анкаре и частично партнеру союза – Тегерану. С последним необходимо будет работать по данному проекту отдельно, учитывая интересы стран ЕАЭС и ИРИ, что возможно.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33