Свои люди сочтемся
В Казахстане неожиданно активизировалась оппозиция, которую принято называть конструктивной. Как известно недавно в Брюсселе собрались известные общественные деятели и провели встречу с экс-министром Акежаном Кажегельдиным, на которой наметили горизонты своей работы.
Примечательно, что на встречу поехали так сказать люди системные, поэтому сразу возникло предположение, что она благословлена в высоких кабинетах Астаны. Теперь условные оппозиционеры заявили о создании движения «Новый Казахстан», умеренного, которое не высказывает радикальных идей борьбы за власть, да и вообще рассчитана на дальнюю перспективу, когда наступит час X и произойдет транзит власти.
Тогда они и выйдут на арену с предложениями по изменению Конституцию и обустройством Казахстана. Все это, конечно, звучит весьма идеалистично, но теперь мы видим, что «Новый Казахстан» уже активно заявляет о себе на внутриполитическом поле и ему в этом не препятствуют, а даже предоставляют трибуну.
Все это наводит на мысль о том, что началась подготовка к традиционным досрочным выборам в парламент и к ним необходимо оживить интерес. Сегодня, очевидно, что мажилис в обществе воспринимается неоднозначно, многие люди вообще не могут понять, чем конкретно занимаются депутаты. Традиционные партии не вызывают никакого интереса, а чтобы на участки пришли и инакомыслящие необходима новая сила. И в этом смысле расчет на «Новый Казахстан» вполне понятен и оправдан, с одной стороны это аккумуляция протестного электората, с другой это не радикальная оппозиция, которая вещает через «вражеские голоса», а вполне конструктивная и встроенная в политический процесс. Это примерно вариант Прохорова и Собчак на выборах президента в России. Так или иначе, такая конструкция кем-то может критиковаться и восприниматься как симулякр, но в любом случае это оживление общественной жизни, что всегда есть вещь положительная. Не понятно, насколько реально попасть «Новому Казахстану» в новый парламент и вообще стоит ли такая задача, если да, то не совсем ясно позволяют ли это сделать новые законодательные фильтры. В любом случае, очевидно, что на фоне роста политического самосознания граждан необходимы новые силы и идеи, и даже если оппозиция строго контролируемая, это намного лучше, чем выжженное поле и ее отсутствие.
А что думают казахстанские общественные деятели о новой силе?
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
Ничего неожиданного в появлении новой оппозиционной платформы не вижу. Как и не склонен относиться предосудительно к их аффилированности с Астаной.
Такой шаг давно назрел, поэтому удивительно как раз затягивание такого шага, с учетом происходящих вокруг страны внешнеполитических процессов. Даже на развитом Западе наблюдается оживление националистического дискурса. Я уже не говорю об имперских упражнениях наших соседей со всех сторон Света. И если Акорда сама выжгла «Раундапом» все оппозиционное поле – то ей и флаг, как говорится, в руки…
Другое дело, каково будет исполнение? Вот по нему есть большие сомнения, учитывая не то чтобы низкий политический уровень, но и длительное отсутствие конкуренции и реальной борьбы за симпатии общественного мнения.
Другой аспект – уже ставшая традиционной «болячка» всех постсоветских оппозиций – это засилье интеллигенции, пусть даже интеллектуалов-гуманитариев в инициативной группе. Со всеми до боли известными – еще со времен Перестройки – рисками и угрозами, связанными с «родовыми болячками» интеллигентов.
Я сам, конечно, с уважением отношусь ко всем достойным представителям нашего «мыслящего цеха», но мы на конкурентных выборах прошлых лет, да-да, не удивляйтесь, кое-где и кое-когда такие выборы были реальностью, всегда старались разбавлять штабной персонал кадрами разного профиля, не только с творческой, но и технократической «жилкой».
Что же касается планов «Новоказахстанцев» на Мажилис. Намерение похвальное и правильное, но об их шансах лучше судить по результатам работы с электоратом – как будет построена низовая структура, идеология, работа с региональными элитами, политический процесс, горизонтальные связи и социальный инжиниринг.
Это в случае открытых, транспарентных выборов. А если все кампании вновь пройдут в закрытом формате, «по квотам», - то и тем более гадать, смысла нет.
Но в любом случае, как говорится, «пусть распускаются сто цветов», а также «АП предполагает, а Случай располагает».
Султанбек Султангалиев, политолог:
Само возникновение движения «Жана Казахстан» выглядит очень спонтанным, так как будто кого-то осенила гениальная идея, которая оперативно претворилась в жизнь. Полагаю, что в основании данного политического проекта лежат три составляющих элемента. Во-первых, нормализация отношений Акорды с представителями старой оппозиции, преимущественно находящихся заграницей. Во-вторых, консолидация совместных усилий по информационно-идеологической борьбе с Мухтаром Аблязовым, ради победы над которым требуется пойти на примирение и возможно даже некоторые уступки прежним оппонентам, по крайней мере, находить с ними приемлемый консенсус. И, похоже, в Брюсселе все-таки удалось найти общее взаимопонимание заграничной оппозиции и астанинских эмиссаров. В-третьих, завершающим аккордом в незамысловатой комбинации является то, что под соусом борьбы с врагом государства № 1 на общественно-политической арене Казахстана появляется движение, которое будет организационным ядром будущей политической партии националистической направленности. Достаточно посмотреть на состав отцов-основателей «Жана Казахстана», который заботливо подбирала явно рука мастера, чтобы отпали все сомнения относительно идеологической и политической составляющей новой организации, а то, что она будет зарегистрирована в Минюсте у меня, например, не вызывает никаких сомнений.
Что же касается оппозиционности, то данный дискурс, конечно, востребован. У нас есть парламентская оппозиция в лице партий «Ак жол» и «КНПК», есть так называемая внесистемная оппозиция в виде ОСДП, теперь возможно появиться еще одно оппозиционное течение с правого фланга с конкретной националистическо-либеральной риторикой. Надо отдать должное национал-патриотам - не мытьем так катаньем они идут к долгожданной легитимизации. При всей своей антипатии к националистам не вижу ничего плохого в создании подобной организации, в первую очередь, потому что пусть даже и на первых порах формат общественного объединения, все же вынудит лидеров к отказу от популяризации радикальных идей, несущих угрозу межнациональному согласию в стране и будет способствовать более цивилизованному развитию такого политического направления, как казахский национализм.
Не следует прятать голову в песок и отрицать очевидное - у данного течения очень серьезные резервы для численного роста в Казахстане и главным является вопрос, в каком русле пойдет развитие национализма – экстремистко-радикальном или же цивилизованно-парламентском. У националистов появился шанс закрепиться в правовом статусе на партийно-политическом поле. А вот как они его используют, оправдают ли высокое доверие или же разругаются в пух и прах, основательно дискредитировав саму идею - это уже зависит от них самих.