суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Центральная Азия и АСЕАН: свяжет ли их Инициатива «Пояса и Пути»

Современные международные отношения стремительное смещаются  из политической плоскости в экономическую. Во всем мире растут интеграционные процессы, развиваются региональные торгово-экономические платформы и торговые маршруты.  

Усен Сулеймен, (Ph.D.), Доктор политэкономии, Гонконгский Университет

На сегодняшний день более 90% грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путём.  Однако, по прогнозам экспертов, в среднесрочной перспективе определённая доля этих объемов перейдет на сухопутный путь, в котором транзитно-транспортный потенциал Центральной Азии, и в частности Казахстана, должен сыграть существенную роль. 

Как известно, впервые инициатива о создании «Экономического пояса шёлкового пути» (ЭПШП) была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпинем в сентябре 2013 года в ходе его визита в Астану. Месяцем  позже китайский лидер в ходе своего визита в Джакарту предложил странам-членам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) рассмотреть идею совместного строительства «Морского Шелкового пути» XXI века».  Далее обе инициативы были объединены в общую стратегическую концепцию Китая под названием «Один пояс — один путь», которая впоследствии была переименована в Инициативу «Пояса и Пути».

Примечательно, что анонсирование инициативы о создании ЭПШП в Астане стало сигналом о том, что Казахстан будет играть одну из важнейших ролей в реализации этого мегапроекта. Это, в свою очередь, полностью совпадает со стратегическими задачами Казахстана по превращению в региональный транспортно-логистический хаб, соединяющий Европу и Азию.

По сути, стратегические цели проектов «Нурлы Жол» и ЭПШП весьма схожи по своему содержанию. Основные акценты двух программ ориентированы на развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Немаловажным фактором является смещение в сторону укрепления региональной интеграции официального Ташкента. Сплоченная и сильная Центральная Азия выгодна всем, делая регион привлекательным для инвесторов и конкурентоспособным в рамках реализации ЭПШП.

Активное вовлечение Центральной Азии в реализацию ЭПШП открывает перед регионом отличные перспективы взаимодействия с АСЕАН, которая является шестой по величине экономикой в мире с совокупным объемом ВВП в 2,4 трлн. долл. США. По прогнозам экспертов, к 2050 году АСЕАН выйдет на четвертое место по данному показателю.

Как известно, в состав АСЕАН входят Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Их экономические показатели и уровни развития существенно отличаются друг от друга. К примеру, согласно данным МВФ, ВВП крупнейшей экономики АСЕАН Индонезии по итогам 2017 года составил более одного триллиона долл. США. Следом, с большим отставанием идёт Таиланд – 483 млрд. На третьем месте Малайзия – 364 млрд. С незначительным отставанием на четвёртом месте идёт Сингапур – 349 млрд. При этом примечательно, что город-государство занимает первое место по ВВП на душу населения – 57,7 тыс. На пятом месте Филиппины – 332 млрд. На шестом месте, стремительно растущая экономика Вьетнама – 240 млрд. Далее со значительным отставанием идут Мьянма, Камбоджа, Лаос и Бруней - 70, 24, 18 и 14 млрд. соответственно. Как показывают цифры, различие колоссальное.

Примечательно, что аналогично расхождение и в странах Центральной Азии, отличающихся друг от друга разноуровневыми экономиками. В данном контексте, укрепление региональной интеграции в Центральной Азии будет способствовать дальнейшему развитию как передовых стран региона, так и отстающих (к примеру, Сингапура с Лаосом/Камбоджой в АСЕАН и Казахстана с Таджикистаном в Центральной Азии).  При этом основным фактором низкого торгово-экономического взаимодействия между Центральной и Юго-Восточной Азией является их географическая отдалённость друг от друга.

Основными партнёрами стран АСЕАН являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона и, традиционно, крупнейшими игроками, оказывающими непосредственное влияние на регион, являются США и Китай.  Роль Вашингтона в большей степени сфокусирована на военно-политическом измерении, а Пекина в торгово-экономическом.  Однако, в силу географической близости стран АСЕАН и Китая, а также схожести культур большинства народов восточной Азии, влияние Поднебесной в регионе превалирует.

В процессе сопряжения двух регионов тесный стратегический характер сотрудничества стран Центральной Азии и АСЕАН с Китаем выгоден всем сторонам, в котором важность инициативы «Пояса и Пути» играет определяющую роль.

В Центральной Азии ключевая роль отводится Казахстану, поскольку страна имеет более развитую экономику и инфраструктуру, транспортно-логистический хаб «Хоргос» на границе с Китеам, международную автомагистраль «Западный Китай – Западная Европа», а также морской порт в Актау.  Очевидно, что Казахстан обладает наиболее подготовленной  инфраструктурой для увязки торговых маршрутов Азии и Европы через Центральную Азию.

Исходя из этого, Сингапур, являющийся одним из ключевых морских хабов в рамках реализации морского ответвления «Пояса и Пути» (Морской Шелковый путь) и занимающий лидирующие позиции в АСЕАН, проявляет значительный интерес к вовлечению в ЭПШП и рассматривает китайский мегапроект в качестве дополнительного коридора для расширения экспортных сетей и выхода на новые рынки.

Учитывая развитую инфраструктуру Сингапура, островное государство может внести вклад в три ключевых направления в рамках казахстанского отрезка в ЭПШП: инфраструктура, транспорт и финансовые услуги.  

Во-первых, сингапурцы ориентированы на предоставление услуг в городском планировании, индустриальных парков и систем «Smart City», которые могут быть полезны в рамках строительства города Нуркент, являющегося частью приграничного экономического сотрудничества между  Казахстаном и Китаем.  

Во-вторых, есть большие возможности в грузовых перевозках железнодорожным и морским путями, оказании услуг в проектной оценке и проектном финансировании, а также торговле.  

В-третьих, взаимодействие в рамках деятельности Международного финансового центра «Астана», который позиционируется в качестве финансового центра в рамках ЭПШП.

В рамках реализации программы «Нурлы жол» перед правительством Казахстана поставлена задача по наращиванию объемов транзитных грузопотоков до 2-х млн. контейнеров к 2020 году, увеличению экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году, а также несырьевого экспорта к 2025 году более чем в два раза.  Синергия «Нурлы жол» с ЭПШП может обеспечить сопряжение транспортно-логистических систем Центральной Азии с Китаем и странами АСЕАН, тем самым способствуя формированию новой архитектуры трансконтинентальных коридоров.

В частности, большие возможности для торгово-экономического сопряжения между экспортёрами двух регионов предлагает казахстанский логистический терминал в китайском Ляньюньгане, через который морским путём можно будет доставлять товары в обоих направлениях.  Этот порт, входящий в топ 25 крупнейших портов мира, имеет важное геостратегическое значение для Казахстана и является преимуществом для всей Центральной Азии.  К примеру, доставка грузов из сингапурского морского порта морским путём до порта Ляньюньган в среднем занимает от 12 до 14 дней, а далее железнодорожным путём в западную Европу через Казахстан от 14 до 18 дней.  Данный маршрут как минимум в два раза быстрее перевозки грузов через Индийский океан.  В среднесрочной перспективе, порт Ляньюньган может стать важным связующим хабом в плане консолидации грузопотоков из Китая и Юго-Восточной Азии в направлении стран Центральной Азии и далее на рынки Кавказа, Турции и Европы.

Транспортировка грузов по маршруту «Хоргос» – порт Ляньюньган, далее морским путём в страны АСЕАН сокращает сроки доставки товаров, что является преимуществом при перевозке продовольственных товаров и других чувствительных к срокам товаров, поставляемых из Центральной Азии на рынки стран Юго-Восточной Азии.

Если ранее у стран АСЕАН отсутствовал конкретный маршрут для экспорта своей продукции на рынки Центральной Азии, за исключением иранского торгового порта в Бендер-Аббасе, то с появлением в Казахстане транспортно-логистического хаба «Хоргос», а также грузового терминала в Ляньюньгане, открываются новые возможности для активизации торговли и расширения маршрутных сетей, что, безусловно, позитивно отразится на темпах развития транзитного потенциала всей Центральной Азии.

В этом контексте важны аспекты, озвученные Президентом Казахстана с точки зрения последовательного облегчения прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров; развития сельскохозяйственного сотрудничества, взаимодействия в сфере инновационного и научно-технического развития, а также совместного финансирования проектов, создания центров НИОКР и трансферта технологий, инновационных компаний, венчурных фондов.

Между тем, для укрепления своих позиций, Казахстану, в среднесрочной перспективе необходимо расширять географию торговых маршрутов в центральных и юго-восточных регионах Китая путём открытия дополнительных грузовых терминалов, к примеру, в Чунцине, Гуанчжоу или Гонконге. Альтернативные маршруты, безусловно, усилят сопряжение Центральной Азии со странами АСЕАН.

Более того, несмотря на активную торговлю Китая со странами Европейского Союза, грузовые поезда на обратном пути из Европы в Китай будут идти с неполной загрузкой.  В свою очередь, низкая загрузка на обратном пути из Европы в Азию может позволить центрально-азиатским экспортёрам «дозагружать их» и тем самым снизить затраты на транспортировку своих товаров в страны Восточной Азии.  Используя этот маршрут, аналогичные возможности появляются у импортёров АСЕАН.

Таким образом, появились реальные предпосылки для интеграции нашего региона в глобальную сеть международной торговли.

Оставить комментарий

Политика

Ежи Вендерлих:  Польша получила от ЕС удочки, которыми  эффективно воспользовалась Ежи Вендерлих: Польша получила от ЕС удочки, которыми эффективно воспользовалась
Редакция Exclusive
Эрдоган обсудил с Назарбаевым газопровод в обход России Эрдоган обсудил с Назарбаевым газопровод в обход России
Аскар Муминов
Еще одно разочарование Сороса Еще одно разочарование Сороса
Редакция Exclusive
Кайрат Умаров, СБ ООН: «Мы стараемся спасти мир и себя в нем» Кайрат Умаров, СБ ООН: «Мы стараемся спасти мир и себя в нем»
Редакция Exclusive
Борис Надеждин: «В Казахстане возможен Донбасский сценарий». Борис Надеждин: «В Казахстане возможен Донбасский сценарий».
Редакция Exclusive
Казахстан начал играть в большую политику Казахстан начал играть в большую политику
Редакция Exclusive
Свои люди сочтемся Свои люди сочтемся
Аскар Муминов
Трамп и Си создают новый мир Трамп и Си создают новый мир
Редакция Exclusive
Как эволюционировал Европейский Союз? Как эволюционировал Европейский Союз?
Ботагоз Сейдахметова
Зачем Назарбаеву соединять Каспий и Черное море? Зачем Назарбаеву соединять Каспий и Черное море?
Аскар Муминов
Европа должна противостоять санкциям Америки Европа должна противостоять санкциям Америки
Редакция Exclusive
Ограбление по-немецки Ограбление по-немецки
Редакция Exclusive
Лейбористы в ловушке расизма Лейбористы в ловушке расизма
Редакция Exclusive
Двойные стандарты торговой политики США в отношении Китая Двойные стандарты торговой политики США в отношении Китая
Редакция Exclusive
«Русский мир» подорвал доверие к ЕАЭС «Русский мир» подорвал доверие к ЕАЭС
Аскар Муминов
Узбекистан  решил стать «демократичнее» Казахстана? Узбекистан решил стать «демократичнее» Казахстана?
Мирас Нурмуханбетов
Центральная  Азия: между Россией и Китаем Центральная Азия: между Россией и Китаем
Аскар Муминов
Все говорят о России, но никто не хочет ее изучить Все говорят о России, но никто не хочет ее изучить
Редакция Exclusive
Юджин Румер, Фонд Карнеги: «Заграница вам не поможет» Юджин Румер, Фонд Карнеги: «Заграница вам не поможет»
Редакция Exclusive
Китай – новый энергомонстр Китай – новый энергомонстр
Редакция Exclusive
Реальные пределы Макрона Реальные пределы Макрона
Редакция Exclusive
После старта ЕАЭС экономика Казахстана рухнула на 43% После старта ЕАЭС экономика Казахстана рухнула на 43%
Аскар Муминов
«Самрук-Казына» - есть у трансформации начало, нет у трансформации конца «Самрук-Казына» - есть у трансформации начало, нет у трансформации конца
Аскар Муминов
США и КНР: первый залп торговой войны США и КНР: первый залп торговой войны
Редакция Exclusive
Как вести переговоры с КНДР Как вести переговоры с КНДР
Редакция Exclusive
Правительству Сагинтаева поставили двойку с плюсом Правительству Сагинтаева поставили двойку с плюсом
Аскар Муминов
Итальянская политика – будущее Европы Итальянская политика – будущее Европы
Редакция Exclusive
Кто управляет Казахстаном? Кто управляет Казахстаном?
Редакция Exclusive
Китай формирует новую концепцию госуправления Китай формирует новую концепцию госуправления
Редакция Exclusive
Отчего активизировалась Центральная Азия? Отчего активизировалась Центральная Азия?
Аскар Муминов
Что значит для Казахстана «бесконечный Путин»? Что значит для Казахстана «бесконечный Путин»?
Аскар Муминов
Свободное плавание тенге превратилось в фикцию Свободное плавание тенге превратилось в фикцию
Аскар Муминов
Нелиберальный Китай сменит США? Нелиберальный Китай сменит США?
Редакция Exclusive
Казахи и узбеки – отчего вдруг стало так много любви? Казахи и узбеки – отчего вдруг стало так много любви?
Аскар Муминов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33