Ария злодея, или драма с переходом в фарс
Сенсационное заявление Генеральной прокуратуры по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева, а затем решительное опровержение всех обвинений в свой адрес со стороны Рахата Алиева, вновь поставили перед обществом больше вопросов, чем ответов.
Речь идет о новом повороте в знаменитом деле Алтынбека Сарсенбаева, оппозиционного политика, убитого семь лет назад, которое повергло в шок, без преувеличения, всю страну. Как-то не было в Казахстане политических убийств, как – то без этого до поры до времени обходились. А это убийство было совершено так грубо, так неумело, что с самого начало всем было ясно, что в Казахстане на путь политического террора вступили дилетанты. Но, как известно, плохому – быстро учатся, а аппетит приходит во время еды…
Убийство было достаточно быстро раскрыто, его организаторы и исполнители сели в тюрьму. Но недавнее сенсационное заявление Генеральной прокуратуры изменило всю картину.
Все развивалось по строгим драматургическим законам. Заместитель генерального прокурора Казахстана Андрей Кравченко заявил, что истинным заказчиком убийства оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева и его помощников был экс-посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев. "11 февраля 2006 года в Алматы были совершены похищение и убийство Алтынбека Сарсенбайулы, Василия Журавлева и Бауржана Байбосына. В ходе расследования были установлены лица причастные к этому преступлению - Рустам Ибрагимов и еще девять других лиц. Вместе с тем, 16 апреля 2012 года Ибрагимов, отбывающий наказание, обратился в Верховный суд Казахстана с заявлением, в котором он впервые признался в совершении убийства, а также сообщил, что истинным заказчиком Сарсенбаева был не Ержан Утембаев, а Рахат Алиев и Альнур Мусаев", - сказал Кравченко на брифинге.
По поручению Верховного Суда Республики Казахстан достоверность дополнительно полученных показаний была проверена специально созданной следственно-оперативной группой сотрудников Генеральной прокуратуры, Комитета национальной безопасности и Министерства внутренних дел Республики Казахстан. При этом, по ходатайству Генпрокуратуры РК, непосредственное участие в расследовании приняло Федеральное Бюро Расследований США.
И у заинтересованных лиц, и у простых наблюдателей сразу возникают вопросы. Почему, например, покаянное письмо Ибрагимов написал в апреле 2012 года, а обнародовали информацию только сейчас, почти два года спустя? Неужели так много времени потребовалось, чтобы сопоставить факты? Тем более, что еще в 2006 году Рустам Ибрагимов после завершения полиграфологического исследования и интервью с агентами ФБР США сообщил им, что истинным заказчиком убийства является Рахат Алиев. Но эта информация была скрыта от суда. Зам.генпрокурора объяснил это тем, что Ибрагимов отказался от дачи официальных показаний правоохранительным органам и просил не разглашать эту информацию из-за угроз безопасности своей семье со стороны Алиева и Мусаева. В настоящее время при взаимодействии в рамках расследования заявления Рустама Ибрагимова ФБР США подтвердило эту информацию с предоставлением соответствующих документов. Но неужели наша страна не смогла бы обеспечить безопасность одного важного свидетеля и его семьи, тем более, что угрожавшие им субъекты сами сбежали за границу? На это вполне «детский» вопрос - нет ответа…
В драматическое действо вводится новое лицо. Временный поверенный в делах США в РК Джон Ордвей заявляет, что Федеральное бюро расследований США помогало генпрокуратуре и шаги, предпринятые ФБР в помощь в расследовании, привели к результатам, совпадающими с выводами, сделанными Генеральной прокуратурой Республики Казахстан. То есть данные ФБР о виновности Рахата Алиева и применении полиграфа к Ибрагимову – достоверные. Джон Ордвей также отметил, что знал А. Сарсенбаева лично и рад завершению этого расследования. "...Я надеюсь, что результаты нового расследования, наконец-то, принесут хоть какой-то мир в души родственников погибших», - с постным видом заявил он.
Какой уж там мир! Если родственники и друзья убитого узнают, что виновник преступления, о котором власти знали давным-давно, преспокойно и весьма роскошно жил за границей, а за него «отсиживал» в тюрьме совсем другой человек – какие чувства, кроме возмущения и ощущения попранного чувства справедливости это может вызвать?
Например, брат убитого политика, Рысбек Сарсенбаев заявил на брифинге, что подозрения в отношении Рахата Алиева, как организатора преступления, высказывались давно и самыми разными людьми. Но власти с самого начала спускали эту информацию «на тормозах», придерживаясь одной официальной версии. И следствие, и суд проводились тогда с многочисленными нарушениями, носили на себе явный отпечаток политического заказа.
С ним согласны и другие деятели, которые в Казахстане принято относить к оппозиции.
- Заявление Генеральной прокуратуры сразу вызывает много вопросов. Во-первых, насколько мы знаем, господин Кравченко не занимается вопросами следствия. Почему же именно ему была предоставлена возможность сделать это сенсационное заявление? Вопросы возникают и к Федеральному бюро расследований США. В 2006 году, когда они приезжали, допрашивали Ибрагимова, мы, оппозиция, писали письмо в ФБР, просили дать нам информацию об этом разговоре, о том, что нового стало известно после допроса Ибрагимова на полиграфе. Мы получили отказ. Сегодня, как мы видим, информация ФБР раскрывается. Поэтому мы вновь хотим обратиться к ФБР напрямую, чтобы нам все-таки дали возможность ознакомиться с выводами того допроса, который был в 2006 году. А о том, что Рахат Алиев, возможно, был причастен к убийству наших соратников – Алтынбека, Василия и Бауржана, мы высказывались неоднократно. У нас самого начала было подозрение, что Рахат Алиев являлся одним из заказчиков этого ужасного преступления. Вспоминая 90-е годы, когда я занимался бизнесом – уже тогда Рахат Алиев уже отличался такими «жесткими» методами передела собственности. Конец 90-х-начало двухтысячных годов – мы можем вспомнить, как он совершил покушение на семью Ергалиевой, терроризировал Амиржана Косанова, других людей. Пик его деятельности пришелся на конец 2001 года, когда было противостояние создаваемого ДВК и Алиева, когда уже было известно, что у Рахата Алиева и Альнура Мусаева, у их группы далеко идущие планы. Некоторые из этой группы до сих пор работают в Астане. Было жесточайшее противостояние, Алиев даже вынужден был скрываться в бункере, но потом его простили. То есть подозрения такие были.
Но мы ведь все еще и участники судебного процесса, мы видели, как проходил суд, который можно назвать просто фарсом. Мы помним покаянное письмо Ержана Утембаева Президенту, в котором он всю вину за преступление брал на себя. Кто заставил его написать? Естественно, сегодня у нас возникают вопросы: почему через столько лет, «вдруг», неожиданно, открываются новые обстоятельства, меняющие все дело?
Многие в стране уверены, что Рахат Алиев способен на все, даже на убийство. Но вот виновен ли он именно в этом убийстве Алтынбека Сарсенбаева – даже у членов оппозиции есть сомнения.
Есть у оппозиции вопросы и к судебной власти. Как прошло заседание Верховного Суда, почему оно проходило без участия потерпевшей стороны? Есть вопросы и к Даулбаеву, который в 2011 году, докладывая Президенту, заявил, что точка в этом деле, наконец, поставлена.
- Шабдарбаев, уходя с поста руководителя КНБ , заявил, что он знает, кто убил Алтынбека Сарсенбаева.- говорил Булат Абилов. - Почему бы не задать вопросы и ему? Если человек имеет такую важную информацию и скрывает ее – это уголовное преступление. Словом, вопросы у нас есть, и их много. Наша позиция ясна: объективное, открытое для общественного контроля расследование этого дела, с учетом всех обстоятельств, с допуском представителей оппозиции ко всем материалам. Мы считаем, что только в этом случае общество получит объективную картину преступления и мы все узнаем, кто его истинные виновники.
О том, что общество дезориентировано действиями власти и правоохранительных органов, и не верит ей, говорят и другие деятели оппозиции, Тулеген Жукеев и Ораз Жандосов.
- Единственный шанс для правоохранительной и судебной систем оправдаться перед родственниками Алтынбека и перед обществом в целом - это провести в этот раз новое, полное и объективное расследование. – считает Ораз Жандосов. - Ключевой момент сейчас - сделать так, чтобы общество поверило. Потому что в этом страшном деле по-прежнему больше вопросов, чем ответов. А Ержану Утембаеву, который, очевидно, скоро выйдет на свободу, первый вопрос будет: кто заставил его написать то покаянное письмо президенту? Зная Ержана много лет, думаю, что он не сможет не ответить на него.
К бдительности общественности и журналистов призывает и Тулеген Жукеев .
- Сегодня мы должны избежать и призываем всех не стать объектом манипуляций с чьей-либо стороны, - заявил он. - Естественно, мы не доверяем ни той, ни другой стороне, покуда не будут предоставлены железобетонные доказательства. А многие факты из тех, что сегодня выбрасываются на информационный рынок, были известны еще тогда. Мы выскажем свое мнение после того, как нас ознакомят с материалами дела. Ни на чью сторону мы становиться не будем - для нас важна истина.
Хор оппозиции сопровождают речитативы лиц, причастных к «торжеству правосудия», отправившего Утембаева на нары. Владимир Кириленко, государственный обвинитель по делу А. Сарсенбаева сообщает, что Утембаев все-таки был причастен к преступлению, правда, он заказывал не убийство, а просто избиение Алтынбека. Лукмат Мерекенов, судья по делу А. Сарсенбаева, заявляет, что во время процесса вопрос в отношении причастности Рахата Алиева задавался Ибрагимову, но он отрицал тогда его причастность. Стало быть – с суда и взятки гладки…
И вот, наконец, вершина драматического действия: на сцену выходит Рахат Алиев, демон в черном плаще, назначенный злодей с саркастической улыбкой и арией, совпадающей со словами пушкинского Бориса Годунова:
Вот черни суд: ищи ж ее любви…
Кто ни умрет, я всех убийца тайный…
Опальный чиновник и бывший зять в очередной раз отверг все возводимые на него обвинения в убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его соратников. Он заявил, что готов даже участвовать в новом судебном процессе, готов дать показания и ответить на все вопросы. Видно, роль дерева, на которого вешают всех собак, его не прельщает.
«Я хочу сказать, что это очередная провокация», - заявил Р.Алиев. А заодно сообщил, что намерен провести пресс-конференцию в январе.
«В январе я сделаю большую пресс-конференцию по всем этим вопросам, где расскажу и о своих планах. Я более развернутую проведу пресс-конференцию, где не только будет мое выступление, я постараюсь предоставить и вещественные доказательства, в том числе и аудиозаписи», - сказал Р.Алиев.
И здесь странности. Если такие доказательства у Алиева есть уже давно – почему же он молчал до сих пор? Почему не обелил себя, свою семью от этого страшного подозрения? Держал «главные козыри» при себе, на крайний случай? Тогда это позиция хладнокровного циника и Алиев не может не понимать, что к аргументам такого человека доверие резко падает...
Этим апофеозным выступлением Рахата Алиева заканчивается первое действие драмы. Публика, довольно равнодушная к борьбе властных бульдогов под ковром, сегодня в некотором нетерпении ждет, что будет дальше. Очевидно, основные события второго действия развернутся уже после Нового года. В деле Алтынбека Сарсенбаева с самого начала было много тайн, недоговоренностей, подтасовок и откровенной лжи. Если даже оставить тему политического влияния в совершающемся на наших глазах действа (эта тема требует отдельного разговора), то все равно власти в этом деле сделали все, чтобы убедить общество, что правды не добьешься, скомпрометированными могут оказаться все и верить нельзя никому. И кто знает, какой еще неожиданный персонаж появится на этой сцене…
Политика
Казахстан и Россия подписали соглашение о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны