Издержки многовекторности
Кризис вокруг Украины вскрыл целый ворох проблем касательно взаимоотношений России, с одной стороны и остальных стран СНГ - с другой.
В прежние годы о неоимперских замашках Кремля, о том, что Таможенный или Евразийский союзы служат не более чем ширмой на пути к восстановлению Москвой статус-кво времен СССР, говорилось немало. Отечественные и не только эксперты предупреждали о пагубности столь однобокого и форсированного сближения Казахстана с Россией. Однако их сигналы в лучшем случае игнорировались, в худшем - натыкались на гневные призывы официоза заткнуть рты, а то вовсе привлечь к уголовной ответственности "недоброжелателей" России и интеграции с ней.
Однако враждебные заявления и действия Москвы в отношении соседней Украины сбросили овечью шкуру. Путин предстал перед мировой общественностью, что называется, во всей хищнической красе: он категорически не рассматривает страны СНГ в качестве равных партнеров, соответственно признает их суверенитет лишь условно. Любые самостоятельные шаги Украины ли, Грузии либо Узбекистана расцениваются Кремлем как антироссийские, за чем непременно следуют репрессивные меры. В средствах путинская Россия также не стесняется, причем плевать хотела на международное право, нормы Устава ООН, одним из отцов-основателей которого сама и является. Нет отныне никакого доверия к обязательствам России после грубого нарушения ею своих же гарантий безопасности Украине, а иже с нею - Казахстану и Беларуси.
Чем "благодаря" узколобой политике Кремля закончится нынешняя конфронтация между двумя славянскими народами, судить сложно. Но, скорее всего, Путин не рискнет на масштабное военное вторжение, ограничившись поддержкой сепаратистов на юге и востоке Украины, раздувая истерию. И, что характерно, подобный "задний ход" будет включен не из-за нежелания россиян воевать с братским народом, либо "спасти" русскоязычных граждан Украины (все понимают, что это - надуманный повод), а ввиду жесткой и однозначной реакции международного сообщества - ни одна страна, ни одна международная организация не поддержала варварские замыслы российского президента.
По сути, своей имперской риторикой Кремль сам загнал себя в угол. Неспособность вовремя остановиться каждый раз толкала Путина на одну авантюру за другой. И если вначале украинской драмы цена вопроса заключалась лишь в неучастии Киева в пророссийском Таможенном союзе, при сохранении нормальных отношений в двустороннем формате, то сейчас Москва фактически потеряла Украину. По всей видимости, та же участь ждет Черноморский флот России. Теперь же никакая Олимпиада, никакие иные проекты и заверения не в состоянии отыграть назад - Россия продемонстрировала свое истинное лицо захватчика, которая встала в один ряд с одиозными режимами Северной Кореи и Ирана.
А вот как это было всего несколько лет назад в Южной Осетии...
Во всей этой неприглядной истории в крайне уязвимом положении наряду с Россией оказался сторонний Казахстан. Мало было финансовых и экономических издержек от членства нашей республики в Таможенном союзе, теперь налицо трудно поправимый политический и имиджевый урон. При таком послушном следовании в фарватере Путина осталось совсем недолго, чтобы Казахстан в мировом сообществе, в том числе в СНГ, воспринимался как независимое государство. А дальше мы имеем все шансы попасть с список мировых "изгоев". Отдельный вызов - территориальные притязания России на северные регионы Казахстана и активное провоцирование русскоязычных людей против собственных властей...
На заре независимости Казахстан во внешней политике избрал так называемый принцип многовекторности. Тогда и в последующие года он подвергался серьезной обструкции. Критики предупреждали о невозможности дружить одновременно со всеми, о важности не столько тесного сближения со всеми центрами влияния, сколько проведении политики равноудаленности. Однако, с течением времени, мы наблюдаем, что даже первоначальный смысл многовекторности уступил место двухвекторности, в пользу России и Китая. Сообразно амбициям двух соседних держав, Казахстан превратился в заложника их игрищ с непредсказуемыми последствиями. Но также на заре независимости мы посмеивались над соседней Туркменией, избравшей во внешней политике принцип нейтралитета. А зря. Может, в каком и другом, но в этом вопросе президент Ниязов оставил после себя надежный и долговременный задел. В том числе и в плане отказа в присутствии иностранных военных баз на территории Туркмении. В мире насчитывается немало других государств, которые в условиях недостатка внутренних ресурсов, после долгих раздумий и потерь вооружались именно этой тактикой поведения в отношениях с внешним миром. И, надо сказать, преуспели как в государственном развитии, так и обеспечении национальной безопасности. Та же Швейцария в годы Второй мировой войны пребывала в роли островка благополучия, когда посреди войн и пепелищ преспокойно попивала кофе в прикуску с альпийским шоколадом. Что до непомерных амбиций и эго, распирающих отдельные державы, то пусть разбивают свои лбы на здоровье. Причем тут другие?
Арендовав некогда у Украины Севастополь, теперь Россия не только не хочет возвращать эти земли, но и объявляет их своими и собирается применить военную силу. Это к вопросу об арендованных под нужды России военных базах и полигонах на территории Казахстана и космодроме Байконыр. Общая площадь этих земель равна целой Польше - одной из крупнейших европейских держав. Это же относится к вопросу о передаче еще и Китаю казахских земель в аренду. Нельзя быть столь наивными и безмятежными в вопросах, касающихся земли - первоосновы государства. Это непростительно.
Расул Жұмалы