Афганистан: опасный выбор
Завтра, 5 апреля в Афганистане пройдут президентские выборы, которые подведут черту под 12-летней эпохой правления Хамида Карзая. Первая демократическая смена власти после свержения режима талибов происходит на фоне вывода из страны воинского контингента США и НАТО.
Всего на президентский пост в Афганистане претендуют 8 человек. Хамида Карзая, который руководит страной с 2001 года, среди них нет. Конституция запрещает ему в третий раз выдвигать свою кандидатуру. Но Карзай однозначно дал понять, что не собирается окончательно уходить с политической сцены. Он сделал ставку на бывшего главу МИДа Залмая Расула. Однако даже победа преемника Карзая не сулит стране перехода страны к мирному развитию. Бойкотирующие выборы талибы рассматривают предстоящий уход "американской марионетки" и сил западной коалиции как шанс на возвращение в стране исламистского режима.
Несмотря на то что на президентский пост претендуют восемь кандидатов, реальная борьба развернется между тремя фаворитами. Помимо Залмай Расула, это этнический таджик Абдулла Абдулла, который был главным соперником Хамида Карзая на предыдущих выборах 2009 года и экс-глава Минфина, бывший сотрудник Всемирного банка пуштун Ашраф Гани.
Самый опытный в тройке претендентов — Абдулла Абдулла, пришедший в политику еще в 1980-е годы прошлого века и работавший политическим советником лидера оппозиционного Северного альянса Ахмад Шаха Масуда (это позволяет ему пользоваться поддержкой влиятельных таджикских и узбекских полевых командиров). Из всех кандидатов Абдулла Абдулла имеет самую проработанную программу политических преобразований, предусматривающую введение прямых выборов губернаторов и реформу палаты старейшин — верхней палаты афганского парламента. Учитывая, что его отец был пуштуном, Абдулла Абдулла может рассчитывать не только на голоса национальных меньшинств, но и на часть пуштунского большинства.
Однако главный недостаток Абдуллы Абдуллы в том, что его не признают своим влиятельные пуштунские кланы. Потому он вряд ли сможет сыграть роль верховного арбитра в сложной системе сдержек и противовесов афганской политики, основанной на родственных, этнических и кланово-племенных связях. К тому же уходящий президент и его окружение уже поддержали другого кандидата. Это 70-летний Залмай Расул, который много лет жил в Италии и был личным врачом афганского короля в изгнании Мохаммеда Захир Шаха, вернувшегося в Кабул в 2002 году.
В отличие от Абдуллы Абдуллы, у Залмая Расула нет большого политического опыта и программы. Он не настроен на решение проблем повальной коррупции, казнокрадства и слабого госуправления, ставших бичом афганской власти. Однако многие представители правящей элиты, желающие сохранения статус-кво после ухода Карзая, считают это преимуществом кандидата, а не недостатком. Кроме того, принадлежность к пуштунскому большинству дает Залмаю Расулу в случае избрания президентом шанс на поддержание баланса между властными группировками.
Главными же преимуществами третьего фаворита гонки Ашрафа Гани многие считают не только пуштунское происхождение, способность договариваться с Западом, но и лучшие среди других кандидатов навыки экономического менеджмента. Последнее качество может оказаться особенно
востребованным на фоне происходящего сворачивания внешней помощи Кабулу и неизбежного нарастания кризиса афганской экономики.
Итак, позиции Карзая весьма слабы, что может сподвигнуть его сторонников, пока еще контролирующих государственную машину прибегнут к махинациям. На прошлых выборах в 2009 году оппозиция обвинил власти Кабула в массовых вбросах бюллетеней, и дело едва не кончилось войной. Если подобное произойдет снова, велика вероятность того, что все проигравшие кандидаты объединятся против победителя и центральной власти.
Подобный разворот событий, очевидно, играет на руку уже свернутому силами НАТО в 2001 году Движению Талибан, которые хотят не просто вернуть власть, но и не допустить сохранения в Кабуле светского прозападного режима. Страну накрыла волна угроз и насилия, призванная сорвать голосование. Только за последний месяц, по данным МВД, от рук боевиков погибли более 170 человек, еще около 200 получили ранения. Однако, несмотря на эскалацию насилия множество афганцев собираются принять участие в историческом голосовании. На 28,5 тыс. избирательных участков и улицах городов будут дислоцированы около 350 тыс. солдат и полицейских. В свою очередь, на помощь талибам пришли пакистанские соратники. На прошлой неделе афганские талибы заключили соглашение с базирующейся в соседнем государстве группировкой «Техрик-и-Талибан Пакистан» о проведении вооруженных рейдов в Афганистане.
Что касается США и союзников по НАТО, то, похоже, после 13 лет оккупации, они умывают руки, утратив всякий интерес к афганским делам. И пока западные войска ускоренно выводятся из страны, ни одна авторитетная международная организация не изъявила желания заниматься мониторингом выборов. Судя по всему, Афганистан в который раз ждут мрачные времена с той лишь разницей, что отныне это будет головной болью не крупных мировых держав как прежде, а самих стран региона, включая Казахстан. Со всеми вытекающими угрозами.
Расул Жұмалы