Богатство льется через край
Пока все взоры обращены на Украину и обострившийся конфликт Запада с Россией, пока происходит смена правительства в Казахстане, а общественность ожесточенно дискутирует, можно ли писать в СМИ о Гитлере и как это нужно делать – жизнь идет своим чередом. Почти никто не заметил, что в эти дни Президент утвердил Государственную программу управления водными ресурсами Казахстана. Ну, и что, скажет кто-то? Мало ли программ уже принято, да к тому же не все они и выполняются… Но дело в том, что эта программа особенная, она создавалась все несколько последних лет и призвана решать не локальные задачи, а фундаментальные вопросы существования и развития не только экономики, но и всего общества. В Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» одним из десяти глобальных вызовов XXI века обозначен прогнозируемый острый дефицит воды. Казалось бы, это странно, особенно на фоне нынешних наводнений во многих регионах Казахстана. Но сюрпризы погоды никак не могут отменить того факта, что с начала независимости Казахстан, по сути, потерял управляемость огромными, и подчас ничем невосполнимыми природными ресурсами – своим водным богатством. Отсюда зачастую идут и все проблемы наводнений, доставляющих массу проблем и гражданам страны, и правительству. Водные ресурсы сегодня – это средоточие экономических, экологических, технических и даже политических проблем. Уже сегодня идет острая борьба за сток трансграничных рек с нашими соседями, а масштабные планы Китая по развитию своих окраинных регионов могут вообще поставить под вопрос нормальное водообеспечение казахстанских городов. Вода становится важным козырем в глобальной политической игре. Казахстан, при его огромной территории, обеспечен водой крайне неравномерно. Миллионы квадратных километров ее почто совсем лишены водных источников, а где-то ее в избытке. Передача многих объектов водной инфраструктуры, к примеру – гидросооружений, плотин, каналов, в частные руки привело к тому, что множество этих объектов деградировали и сегодня представляют жалкое зрелище. Сегодня остро необходимо повысить централизацию и улучшить качество управления этим нашим «текучим» богатством. Поэтому и возникла необходимость выработки новой политики в отношении водных ресурсов нашей страны. Правительству было поручено разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой последовательно, на первом этапе - к 2020 году решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором - к 2040 году – орошения. Стратегической целью Государственной программы является обеспечение водной безопасности Республики Казахстан путем повышения эффективности управления водными ресурсами. Основными задачами Государственной программы являются: гарантированное обеспечение населения, окружающей среды и отраслей экономики водными ресурсами путем осуществления мер по водосбережению и увеличению объемов располагаемых водных ресурсов; повышение эффективности управления водными ресурсами; обеспечение сохранности водных экологических систем. Программа направлена на решение вопросов предотвращения дефицита водных ресурсов для сохранения экосистем, обеспечения населения, запланированного роста экономики, а также совершенствования системы управления водными ресурсами. Выполнение всех этих планов потребует огромных усилий. Дело это очень затратное и непростое. Государство уже бралось за решение части этих задач, например – хотело решить к 2012 году задачу полного обеспечения населения питьевой водой. Но программа «Ак булак» так и не была выполнена в полной мере, многие населенные пункты Казахстана, особенно в глубинке, до сих пор не имеют хорошей питьевой воды. Главная задача – всемерно сократить потери, рационально использовать воду. По данным министерства окружающей среды и водных ресурсов, сокращение потерь с 66 до 27 % за счет модернизации оросительных систем позволит экономить В сельском хозяйстве 11,2 млрд. кубометров воды в год. В промышленности сокращение потерь с 40 до 19% должно идти в основном за счет внедрения систем оборотного водоснабжения, что позволит экономить 900 млн. кубометров воды в год. Сокращение потерь в ЖКХ с 58 до 19% за счет модернизации инфраструктуры и очистных систем позволит экономить 300 млн. кубометров воды в год. Такие цифры приводил на общественных обсуждениях проекта Госпрограммы министр Нурлан Каппаров. Колоссальные, невообразимые для развитого государства потери воды (порой до 60%!) несовместимы со стремлением Казахстана войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Такое расточительство не только абсурдно, оно еще и сильно бьет по карману. По оценкам министерства, весь годовой водный сток оценивается в 100,5 км3. Возможны колебания в ту или иную сторону, но это весьма большие объемы. Из сопредельных стран (России, Китая, Узбекистана, Кыргызстана) поступает в общей сложности 43,9 км3. На территории РК формируется 56,6 км3. Обязательные попуски из нашей страны в сопредельные государства составляют 42,4 км3, поскольку у нас есть международные обязательства, Казахстан подписал Водную конвенцию, сторонами которой являются также Россия и Узбекистан. За вычетом этого попуска остаются возможны к использованию 42,6 км3 (для водообеспечения населения, отраслей экономики и окружающей среды). В рамках программы Казахстан должен решить множество острых вопросов. Это справедливое вододеление трансграничных рек, чтобы мы точно знали, какой сток мы получим, что является предметом межгосударственных договоров по вододелению. Это регулирование внутренних водных ресурсов, потому что сток распределен по стране крайне неравномерно и по сезонам, и по территории. Госпрограммой предусмотрено применять такой метод регулирования, как строительство водохранилищ, чего в прошлые годы почти не делалось. Практически весь сток в равнинной части мы имеем весной, в сезон паводков. А в жаркий летний период воды остро не хватает. Также, чтобы управлять ресурсами, надо знать их состояние, поэтому министерством усилится работа по качественному и количественному учету всех поверхностных водных ресурсов. По данным Александра Твердовского, начальника сектора перспективного проектирования Института «Казгипроводхоз», подсчитано, что для обеспечения полной потребности республики в сельскохозяйственной продукции достаточно иметь 2400-2600 тыс. га орошаемых земель - при условии вывода отрасли на совершенно новый, современный уровень по примеру Израиля, Китая и других развитых стран. Это позволит резко снизить водопотребление, а значит – и расходы. Ведь сегодня самый большой потребитель воды среди отраслей экономики – сельское хозяйство – забирает около 60% водных ресурсов. Сюда же входит водоснабжение населенных пунктов, обводнение пастбищ (водопой животных), регулярное и лиманное орошение. Для удовлетворения нужд сельского населения общей численностью 7,4-7,6 млн. человек, рассредоточенных почти в 7 тысячах аулах (селах), и животноводства в период стойлового содержания и обеспечения водопоя скота в пастбищный период забор воды в 2010 г. составил 14051,33 млн. м3 (59,36% от общего). Проблем в водном хозяйстве так много, что эксперты в этой области делят их по разным группам. Например, есть системные проблемы: смена системы организации территорий, типа хозяйствования; проблема отсутствия единого организованного участника со стороны потребителей-крестьян (раздробленность, отсутствие мотивации). Есть проблемы технические и технологические: большинство систем водоподачи работают на износ, с истекшим сроками амортизации оборудования; сильнейшая изношенность сетей сказывается и на недостаточности давлении в системах, что влечет перебои или полное отсутствие воды на верхних этажах зданий; шахтные колодцы, скважины на водопойных пунктах давно вышли из строя, подъем воды производится с помощью верблюдов и т.п. Отрасль испытывает значительные кадровые проблемы, налицо просто отсутствие специалистов водного профиля. Сегодня на ключевых позициях во многих подразделениях работают другие специалисты. Кадровый «голод» возник потому, что в республике с 90-х годов ВУЗЫ не выпускают настоящих специалистов-мелиораторов (выпускают только водников). Специалисты сегодня приходят к выводу, что выполнение Госпрограммы потребует годы и годы упорного труда и больших инвестиций в инфраструктуру. Даже к 2020 году доля орошаемого земледелия останется примерно на том же уровне, что и теперь. В зоне традиционного орошения (Алматинская, Южно-Казахстанская, Кызылординская и Жамбылская области) числится 1544 тыс. га или 74% от общей площади орошаемых земель. фактически использовалось 1115 тыс. га (84,66% от орошаемой площади). Другие площади не используются, поскольку засолены, потеряли связь с водоисточником или по другим причинам. Крестьяне сегодня часто просто забрасывают земли, на которых некому работать. По Госпрограмме намечается восстановить площади орошаемого земледелия в объеме: регулярное орошение – 1550 тыс. га; лиманное орошение – 438 тыс. га. При расчете необходимости в орошаемых площадях принято во внимание обеспечение собственных потребностей в сельскохозяйственной продукции и решение задач по развитию мясного животноводства, для чего необходимо восстановить площади орошения, хотя бы до уровня существовавших ранее. Это позволит решить за дачу укрепления не только водной, но и продовольственной безопасности страны. Новая Госпрограмма рассчитана до 2020 года и потребует миллиардных вложений. Освоить их, конечно, найдется немало желающих, как это уже было, к примеру, с программой «Ак булак». Но вот будет ли это «освоение» эффективным, появятся ли на территории страны новые водохранилища, контр-регуляторы стоков, новые каналы, восстановят ли пришедшие в упадок внутри-региональные оросительные сети и многое другое – большой вопрос, с учетом того, что дефицит квалифицированных кадров в отрасли сегодня стал подавляющим. А подготовить десятки и сотни знающих инженеров, техников - на это тоже могут уйти годы…В любом случае хорошо уже и то, что государство все-таки наконец приняло Госпрограмму восстановления важнейшей отрасли, от которой зависим мы все. Отрасли, где наше общее богатство – вода, очень часто льется через край, но не приносит блага ни государству, ни его гражданам.