пятница, 20 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ползучая оккупация Южно-Китайского моря

Прошло ровно пять лет с тех пор, как Китай начал свой крупный проект намывных территорий в Южно-Китайском море, и сейчас ему уже удалось сдвинуть территориальный статус-кво в свою пользу, не встречая при этом никакого международного отпора. Годовщина начала сооружения Китаем новых островов подчёркивает геополитические изменения в этом ключевом для международного порядка морском коридоре.

В декабре 2013 года китайское правительство направило огромный земснаряд «Тяньцзинь» трудиться на Южном рифе Джонсона в архипелаге Спратли, расположенном вдали от материковой части Китая. Архипелаг Спратли лежит к югу от Парасельских островов, которые Китай захватил в 1974 году, воспользовавшись выводом американских войск из Южного Вьетнама. В 1988 году этот риф стал местом китайской атаки, в ходе которой были убиты 72 вьетнамских моряка и потоплены два вьетнамских корабля.

Работа земснаряда заключалась в том, чтобы размельчать грунт с морского дна и насыпать его на риф до тех пор, пока не появится низменный рукотворный остров. «Тяньцзинь», который гордится собственной силовой установкой и способностью извлекать грунт со скоростью 4530 кубометров в час, сделал свою работу очень быстро: менее чем за четыре месяца он намыл 11 гектаров новой земли, включая гавань. Всё это время его охранял китайский военный корабль.

С тех пор Китай построил ещё шесть искусственных островов в Южно-Китайском море и постепенно расширил своё военное присутствие в этой стратегически важной зоне, через которую проходит треть мировой морской торговли. На этих рукотворных островах Китай построил портовые объекты, военные здания, радарные и сенсорные установки, укреплённые ангары для ракет, огромные логистические склады для топлива, воды и вооружений, а также взлётные полосы и авиационные ангары. Укрепляя свои позиции ещё больше, Китай принудил соседние страны прекратить добычу природных ресурсов в их же собственных эксклюзивных экономических зонах.

В дальнейшем Китай превратил свои выдуманные исторические претензии на Южно-Китайское море в реальность, обретя стратегическую глубину, и всё это, несмотря на решение международного арбитражного суда, который в 2016 году признал его претензии безосновательными. Руководство Китая, похоже, намерено доказать верность старой поговорки, что «обладание – это девять десятых закона». А мир, по всей видимости, готов ему это позволить.

Китайцы не стали полагаться на случай, добиваясь этого результата. Прежде чем начать строить острова в Южно-Китайском море, они несколько месяцев тестировали возможную реакцию США с помощью символических шагов. Сначала – в июне 2012 года – Китай захватил спорную отмель Скарборо у Филиппин, не спровоцировав никакой ощутимой международной реакции.

Почти сразу после этого «Китайская государственная судостроительная корпорация», которая сейчас строит уже третий китайский авианосец, опубликовала на своём сайте проект сооружения рукотворных островов поверх рифов, в том числе рисунки структур, которые в дальнейшем определили характер строительной программы Китая на Спратли. Эти рисунки не привлекли значительного международного внимания, а вскоре были вообще удалены с сайта корпорации, хотя позднее они появлялись на некоторых китайских сайтах новостей.

В сентябре 2013 года Китай начал новый тест: он отправил земснаряд «Тяньцзинь» к рифу Квартерон, где тот простоял три недели, не начиная никаких насыпных работ. Коммерчески доступные спутниковые фотографии позднее показывали, что земснаряд переместился к другому рифу – Файэри Кросс, опять же ничего не делая. И вновь Соединённые Штаты под руководством президента Барака Обамы не дали никакого отпора, что придало Китаю сил, и он начал свой первый проект островного строительства – на Южном рифе Джонсона. Иными словами, занимаясь строительством и милитаризацией островов, Китай применял тонко откалиброванные подходы – он наращивал свою активность постепенно, всё время наблюдая за американской реакцией. При этом последние два года президентства Обамы были отмечены крайне энергичным строительством.

Всё это нанесло огромный урон морской флоре и фауне в регионе. Коралловые рифы, которые Китай уничтожил, чтобы превратить их в фундамент для своих островов, предоставляли еду и убежище многим морским видам, а также обеспечивали планктоном крайне важную для Азии отрасль рыболовства. Добавьте сюда химически загрязнённые отходы новых искусственных островов, и станет понятно, насколько разрушительной является деятельность Китая для экосистем Южно-Китайского моря.

Эш Картер, последний министр обороны в администрации Обамы, критиковал мягкость подходов бывшего босса к Китаю. В опубликованной недавно статье Картер пишет, что Обама «ошибочно руководствовался» собственным анализом и с подозрением относился к «рекомендациям, с которыми выступали и я, и другие - агрессивней оспаривать завышенные морские претензии и другие контрпродуктивные действия Китая». По словам Картера, какое-то время Обама даже поддерживал китайскую концепцию отношений с США в стиле G2 («Большой двойки»).

Администрации президента Дональда Трампа теперь приходиться справляться с последствиями этих подходов Обамы. Трамп хочет реализовать концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Данная стратегия пришла на смену начатому Обамой беспорядочному «повороту» к Азии.

Однако благодаря построенным недавно жёрдочкам в Южно-Китайском море Китай теперь гораздо лучше позиционирован не только для осуществления воздушного и морского патрулирования в регионе, но и для стратегической демонстрации силы в Индийском океане и на западе Тихого океана. Как можно вообще надеяться на реализацию идеи свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, если в важнейшем коридоре, связывающем Индийский и Тихий океаны, всё больше доминирует крупнейшее в мире авторитарное государство?

Территориальные захваты Китая, ставшие триумфом жёсткой силы над правилами, демонстрируют уязвимость нынешнего либерального мирового порядка. Наносимый геополитический и экологический урон, вероятно, будет возрастать, что дорого обойдётся государствам региона и изменит международные морские отношения.

Брахма Челлани – профессор стратегических исследований в Центре политический исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: Новое поле битвы в Азии», «Вода, мир и война: Преодоление глобального водного кризиса».
Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org

Брахма Челлани
Оставить комментарий

Политика

Пекин игнорирует законы развития социумов Пекин игнорирует законы развития социумов
Редакция Exclusive
Себе - всё, остальным - закон Себе - всё, остальным - закон
Редакция Exclusive
КНР учится на чужих ошибках КНР учится на чужих ошибках
Редакция Exclusive
Пол Стронски: Назарбаев и Мирзиеев – это идеальный альянс Пол Стронски: Назарбаев и Мирзиеев – это идеальный альянс
Карлыгаш Еженова
Четыре ловушки для Китая Четыре ловушки для Китая
Редакция Exclusive
Назарбаев саяси карьерасының кемелінде Назарбаев саяси карьерасының кемелінде
Карлыгаш Еженова
Политика намного сложнее физики Политика намного сложнее физики
Редакция Exclusive
Бессмысленные санкции Америки против Ирана Бессмысленные санкции Америки против Ирана
Редакция Exclusive
Против кого стали дружить Индия и Япония? Против кого стали дружить Индия и Япония?
Редакция Exclusive
Власть Трампа слабеет Власть Трампа слабеет
Редакция Exclusive
Беларусь исчезнет ради нового срока Путина? Беларусь исчезнет ради нового срока Путина?
Аскар Муминов
Туркмены тоже в режиме «ручного управления» Туркмены тоже в режиме «ручного управления»
Редакция Exclusive
Ереван недоволен этой организацией Ереван недоволен этой организацией
Аскар Муминов
Выборы в США: Трамп всерьез и надолго Выборы в США: Трамп всерьез и надолго
Редакция Exclusive
В Туркменистане остановилось время В Туркменистане остановилось время
Карлыгаш Еженова
США-КНР: холодной войны пока нет США-КНР: холодной войны пока нет
Редакция Exclusive
Шпиону пора в холод Шпиону пора в холод
Редакция Exclusive
Auf Wiedersehen и скатертью дорога Auf Wiedersehen и скатертью дорога
Редакция Exclusive
Путин собрался в рай, а Назарбаев спасти мир Путин собрался в рай, а Назарбаев спасти мир
Аскар Муминов
МФЦА и рынок зеленых облигаций МФЦА и рынок зеленых облигаций
Редакция Exclusive
Политика США в отношении Китая обречена на провал  Политика США в отношении Китая обречена на провал 
Редакция Exclusive
Бояре дерутся – у холопов чубы трещат Бояре дерутся – у холопов чубы трещат
Аскар Муминов
Конюшню следует запирать до побега лошадей Конюшню следует запирать до побега лошадей
Редакция Exclusive
Зачем Москва вытащила постсоветское чучело? Зачем Москва вытащила постсоветское чучело?
Аскар Муминов
Как Москва узбеков вооружить решила Как Москва узбеков вооружить решила
Мирас Нурмуханбетов
Сингапур и Казахстан: «отношения в любую погоду». Сингапур и Казахстан: «отношения в любую погоду».
Редакция Exclusive
Странные советники Странные советники
Редакция Exclusive
Конгресс  США: «Любая нестабильность в Казахстане вызовет беспокойство в Вашингтоне» Конгресс  США: «Любая нестабильность в Казахстане вызовет беспокойство в Вашингтоне»
Мирас Нурмуханбетов
Усен Сулеймен: Любовь к родине позволит сингапурцам всегда быть лучшими в мире. Усен Сулеймен: Любовь к родине позволит сингапурцам всегда быть лучшими в мире.
Редакция Exclusive
Пекин боится дать своим акимам слишком много свободы Пекин боится дать своим акимам слишком много свободы
Редакция Exclusive
Реструктуризация мира Реструктуризация мира
Редакция Exclusive
Зулкифли Бахарудин, Сингапур: «Ни одна государственная корпорация не может долго успешно функционировать» Зулкифли Бахарудин, Сингапур: «Ни одна государственная корпорация не может долго успешно функционировать»
Редакция Exclusive
Торговая война заставит Китай меняться Торговая война заставит Китай меняться
Редакция Exclusive
Китайский бумеранг Китайский бумеранг
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33