Договор ЕАЭС: матч состоится в любую погоду
На конец мая намечено подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Такую дату изначально определили для себя президенты трех стран, но, похоже, даже за оставшиеся три недели до презентованного действа не успевают уладить все спорные вопросы.
Последняя встреча Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко в Минске, которая должна была служить своеобразной генеральной репетицией к созданию ЕАЭС, ничуть не прояснила картину. Скорее наоборот. Даже запланированная пресс-конференция трех президентов не состоялась, и перед журналистами пришлось отдуваться председателю коллегии Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко. Международный чиновник неуклюже пытался уверить, что все проходит в штатном режиме, пока не признал, что некоторые ключевые проблемы так и не нашли положительного решения. В частности, в позу встал беларусский лидер, потребовавший от России отменить возвратные пошлины на свою нефть, которые сейчас белорусы перечисляют в бюджет РФ после переработки закупленного сырья на своих НПЗ. Цена только данного вопроса - 30 млрд долларов, что весьма ощутимо для беларусской экономики. Таких изъятий и исключений, в просторечии именуемых двойными стандартами, немало и почти все они так и не были урегулированы в рамках Таможенного союза (ТС), и теперь благополучно перекачевывают в формат ЕАЭС.
В этом и других вопросах все прежние годы Россия не шла на уступки и не только в связи с потерей природной ренты, других экономических и финансовых выгод. Поставки энергоресурсов Путин всегда рассматривал в качестве инструмента политического давления как на оппонентов, так и партнеров. Но сейчас ситуация переменилось, и связана с украинской проблемой, вырулившей на жесткую конфронтацию Кремля с Западом.
Примечательно, что и глава Беларуси свои заявления в последнее время выстраивал в пику российскому коллеге по Украине: признал новые киевские власти, высказался против федерализации Украины, на которой настаивает Москва, призвал к сохранению единства страны. Вряд ли такая риторика была вызвана лишь тревогой за судьбу соседа. Эксперты в один голос говорили, что Лукашенко создает атмосферу для жестких торгов по нефти – и оказались правы. По всей видимости, видя сложность ситуации, в которую нынче загнала себя Россия, Лукашенко пытается выторговать для для максимальную выгоду, пригрозив подписать договор о создании ЕАЭС лишь после отмены всех ограничений. "Сегодня мы, еще раз подчеркиваю, ведем диалог, прежде всего с Россией, как устаканить эти вопросы. Они в ближайшее время будут решены, потому что в конце мая мы должны подписать договор об образовании экономического союза, поэтому все вопросы должны быть сняты. В противном случае мы не можем пойти в ущерб себе на неравных условиях в этот союз", — подчеркнул он. При этом предложил перенести вопрос о создании ЕАЭС аж на 2025 год.
У другого партнера Кремля по интеграционному блоку - Казахстана также накопилось немало претензий, хотя в силу дипломатичности Астаны, они не находят столь жесткого отражения, во всяком случае на публике. Среди них: равный доступ к российским трубопроводам, что снизило бы издержки при экспорте энергоносители, отсутствие административных и иных барьеров на пути отечественных товаропроизводителей в рамках ТС. Сам тот факт, что за четыре года функционирования Союза экспорт Казахстана в страны-партнеры сократился вдвое относительно импорта, говорит о многом.
Впрочем, ни для кого не секрет, ЕАЭС пускай и имеет в своем названии экономическую составляющую, в большей степени является политическим, а по сути реваншистским проектом Путина. Да и особого экономического эффекта для Кремля нет, так как на Беларусь и Казахстан приходится лишь 7,5% от внешней торговли РФ. Перспектив для бурного роста товарооборота тоже нет - размеры не те, да и номенклатура экспортных товаров схожа, где стороны выступают больше как конкуренты, нежели взаимодополняющие экономики. Для Кремля в нынешних условиях отсрочка с подписанием договора равносильно стратегическому проигрышу. В этом случае все его дорогостоящие успехи в Украине останутся хоть и важной, но частностью. А если присоединение Крыма и усиление позиций России на юго-востоке Украины произойдет в контексте создания ЕАЭС, это будет классическое расширение влияния России, как бы кто к этому ни относился.
Но может ли Александр Лукашенко действительно пойти на принцип и не подписать договор о создании ЕАЭС в нынешней редакции? Вряд ли. В настоящее время Россия – ключевой союзник Беларуси. Западные вариации явно неуместны, принимая довольно подмоченную репутацию режима Лукашенко, как в глазах Вашингтона, так и Брюсселя. Соответственно все пассажи о том, что что его страна не будет больше "лететь на одном крыле", имея в виду смену внешнеполитической ориентации с сугубо пророссийской на многовекторную, имеет мало общего с реальностью - Россия не только дотирует белорусскую экономику в размере 5-8 млрд долларов в год, но и является ключевым рынком для сбыта белорусской продукции.
Нельзя сбрасывать со счетов и жесткую манеру Путина в склонении партнеров к "нужному" решению. С выбором средств он также не особо церемонится, будь то торговые санкции, скрытые под "самостоятельные шаги" Роспотребнадзора, или информационные войны в обличии "свободы слова". Не раз обжегшись на этом, Лукашенко хорошо осознает последствия излишней принципиальности. Потому скорее всего, речь, как показывает прежний опыт решения деликатных проблем, будет идти о половинчатых компенсациях Минску со стороны Москвы и то, на временной основе.
Таким образом, едва ли можно ожидать, что подписание договора о создании ЕАЭС, намеченное в Астане на 29 мая в Астане, будет отложено. Как говорится, матч состоится в любую погоду. Какова будет от этого польза, похоже, мало кого волнует: ни самих игроков с обилием желтых карточек в предыдущие стадии, ни зрителей, никак не влияющих на конечный результат, хотя видят, что все поле в дырках, а игра ведется в одни ворота, ни судей, преимущественно исполняющих роль статистов. Здесь важен, во-первых, эффект внешний - показать миру, прежде всего, Западу, что постсоветская интеграция развивается, несмотря ни на что. Главный посыл такого мессиджа - Россия не одна в своем противостоянии с остальным миром. Во-вторых, будет продолжена линия на привязку Казахстана и Беларуси к экономике России, в иных сегментах рынка - на поглощение, с дальнейшим ограничением иных альтернатив. В третьих, формирование ЕАЭС призвано укрепить имидж Путина внутри российского общества в качестве "собирателя русских земель". Ни для кого не секрет, что любые интеграционные шаги своего лидера рядовые россияне рассматривают именно в таком контексте - восстановления былого статус-кво. И, видимо, не далеки от истины.
Получается, что экономические выгоды от ЕАЭС весьма туманны особенно в свете предыдущего опыта Таможенного союза. Из всех обещанных прелестей интеграции получился разве что забор, отделивший наши страны от окружающего мира высокими таможенными пошлинами России. А вот ущерб экономике, политике, другим важным сферам с перспективой дисквалификации из лиги цивилизованных наций вполне ожидаем.
Расул Жұмалы