Союз со знаком «минус»
Вопрос со вступлением Казахстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) практически решен. Несмотря на все предостережения отечественных экспертов, десятки обращений и открытых писем правительству и парламенту, критику общественных организаций, представителей малого и среднего бизнеса, мнение обычных граждан, власти подписалась под условия соответствующего договора. С 1 января следующего года документ вступит в полную силу. Впору задаться вопросом – что дальше?
Начнем, пожалуй, с экономики. Тем более, ЕАЭС преподносился, прежде всего, в качестве интеграционного объединения, призванного придать мощный импульс экономикам стран-участниц: России, Казахстана и Беларуси. Но в заверения официальных лиц, как выражался некогда Станиславский, не сильно-то и верится. Ибо издавна заведено так, что судить нужно не по словам, а поступкам, стало быть, и по конкретным результатам. И это справедливо. Результаты же прежней активности «тройки» в рамках Таможенного союза не внушают оптимизма, даже осторожного. Судите сами: Таможенный кодекс, который лег в основу межгосударственного объединения, на 92 процента (!) состоит из высоких российских таможенных пошлин. Их цель – продвигать путем нерыночных механизмов морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию российских предприятий. В итоге рядовые казахстанцы, наши предприниматели оказались заложниками экономических интересов соседней страны. ТС поставил их перед выбором: либо покупай российский хлам по более-менее доступной цене, либо качественную продукцию из третьих стран - втридорога. Однако, даже при таких кабальных условиях Кремль все эти годы лишь выборочно подходил к условиям Таможенного союза. Там, где ее интересы достигались не в полной мере, Россия шла на любые ухищрения, дабы не исполнять взятые обязательства. Многочисленные факты с запретом на ввоз товаров из Беларуси и Казахстана под вымышленными предлогами, отказ распространить режим свободной торговли на экспорт сырья, высосанные из пальца административные препоны – вот, чем в реальности сопровождался процесс интеграции «а-ля Раша».
Стоит ли удивляться, что во многом «благодаря» кабальным соглашениям цены на многие виды продовольствия, ТНП, ГСМ в Казахстане вместо обещанного снижения постоянно ползли вверх. Между тем, оказались несостоятельными обещания, что три страны-союзницы будут сообща вступать в ВТО. По факту Россия обзавелась членством в этой организации еще в 2012 году. Беларусь в свете наложенных на нее международных санкций едва ли может рассчитывать в ближайшие годы на такую перспективу. Казахстан же, по всей видимости, вступать во Всемирную торговую организацию будет вынужден ни столько на своих, сколько на российских условиях. Что касается торговли в рамках ТС, то, вопреки официальным предсказаниям, дела опять сложились не в пользу Казахстана. Достаточно заметить, что за четыре года экспорт нашей страны в Россию и Беларусь снизился почти вдвое, относительно импорта. Завершающим аккордом стало то, что реальные бразды правления в ТС снова же подмяла под себя Россия. Мало того, что наднациональный орган возглавил российский представитель, а аппарат на 3/4 укомплектован гражданами РФ, так еще и голоса распределены таким образом, что 2/3 принадлежат Москве.
Перечислять такие «плоды» интеграции можно до бесконечности долго и нудно. Однако все они ясно указывают на то, что Таможенный союз оказался однозначно ущербным и провальным с точки зрения национальных интересов Казахстана. При этом нет никаких веских аргументов, что уже на стадии ЕАЭС дела пойдут иначе. Поменяются только масштабы зависимости нашей страны от Российской Федерации и потерь.
Таким образом, каких-либо плюсов от такой интеграции, а по сути - растущей зависимости, не проглядывается вообще. Если, конечно, не считать мнимых и навязанных российскими же СМИ страшилок наподобие «китайской угрозы», происков ЦРУ и НАТО, единственной защитой от которых может служить матушка-Россия. Напротив, на фоне агрессии против Грузии и Украины все более очевидны угрозы безопасности со стороны действующего истэблишмента РФ. К минусам экономического характера уместно отнести и тот факт, что Россия и Казахстан в мировом разделении труда выступают в качестве естественных конкурентов, нежели взаимодополняющих рынков. Соответственно, зависимость Казахстана от России прямо пропорциональна его экономическим и финансовым потерям. Наконец, за последние десять лет, несмотря на браваду о неуклонном росте ВВП экономика России обесценилась на 3%, то есть не только не продвинулась, но и значительно сдала назад. Даже со скидкой на то, что эти указанные данные привели российские ученые, известные лояльностью к властям, то нетрудно сделать вывод о перспективности и привлекательности такого интеграционного партнера.
По факту Россия как была, по меткому выражению американского сенатора Маккейна, «мировой заправкой», так ей и осталась. Но даже при высоких ценах на нефть налицо кризис системы управления, введенной Путиным в России. Системой, основанной на повальной коррупции, воровстве и безнаказанности. Сегодня, помимо центральных губерний России, этот процесс вызывает растущую нетерпимость в национальных окраинах. Зреет напряженность в Татарстане и Башкортостане. Несмотря на многомиллиардные дотации, которые в самой Москве называют «данью за лояльность», в Чечне сохраняется обманчивое спокойствие. В Абхазии проходят многотысячные митинги граждан, которые выражают недовольство действиями власти, направленными, по мнению большинства, на развал страны. В свою очередь оппозиционеры Ингушетии ставят вопрос об отсоединении от России по крымскому сценарию — путем референдума. При этом они заявляют о необходимости ввести в страну миротворческие войска, арестовать счета местных олигархов за рубежом, признать геноцидом действия России в 1944 году против ингушей, выплатить денежную компенсацию семьям погибших, судить международным трибуналом должностных лиц Осетии и России, причастных к проведению этнической чистки ингушей в 1992 году в Пригородном районе… И такими эксцессами Россия, при сохранении нынешнего режима, обещает только прирастать со всеми вытекающими отсюда угрозами, как для собственной безопасности, так и союзников.
Отдельная тема – беспрецедентная с момента развала СССР конфронтация между Москвой и Западом, главным образом из-за Украины, что уже привело к политической изоляции России и многомиллиардным потерям. В случае обострения конфликта вполне возможен сценарий с включением в санкционный список казахстанских резидентов, будь-то частные лица, отдельные компании и банки, а то и целые сектора экономики. Особым параграфом следует выделить манипуляции с ценами на нефть – главным источником благосостояния не только для России, но и для Казахстана. Надо отдавать себе отчет, что Запад, контролирующий более половины мирового ВВП, а если присовокупить сюда потенциал лояльных государств, то все 70% глобальной экономики (для сравнения: доля России - 2,5%) уже не раз обрушивал цены на «черное золото». Значит, США и компания могут сотворить подобное действо еще раз. Получается, всю эту трудноусваиваемую кашу заварила Москва, но расхлебывать придется и Астане.
Сомнительно, что представители Казахстана не понимали всех рисков, связанных с подобного рода интеграцией в случае с ТС и ЕАЭС. Наверняка, существовали факторы, зачастую невидимые глазу, «способствовавшие» выгодному для России стечению обстоятельств. Неслучайным в этой связи представляется, к примеру, поручение президента Путина трехлетней давности о продвижении постсоветской интеграции, которое было дано не кому-нибудь, а провопреемнице зловещего КГБ – Федеральной службе безопасности РФ. Как бы то ни было, это тема для отдельного разговора. Сейчас же важно понять – как намеревается Астана выходить из сложившегося положения? Такие вполне цивилизованные рычаги, как референдум, апеллирование к здравому смыслу и трезвым экономическим доводам и прочее, были отметены изначально. Теперь, за неимением альтернатив, расчет, возможно, делается, на постепенное повторение ЕАЭС судьбы предыдущих интеграционных структур на постсоветском пространстве: СНГ, Таможенный союз, союз России и Беларуси, ЦАЭС, ЕврАзЭС - почти все таковые с течением времени стали аморфными, а решения принятые ими – декларативными и малообязывающими. Однако, сегодня нет твердых гарантий, что Кремль не извлек уроков из прежнего опыта и не предусмотрел мер, исключающих любые попытки партнеров пойти на попятную. Все еще теплящаяся надежда, что взаимодействие сторон в рамках ЕАЭС удастся поставить на равноправную основу, также кажутся далекими от реальности, в свете едва скрываемых амбиций Владимира Путина. Россия всегда, особенно в последнее время, рассматривала любую форму интеграции в СНГ, как путь к восстановлению былого статус-кво с диктаторской ролью Москвы.
Здесь следует учесть, что сколачивание ЕАЭС, равно как Таможенного союза и прочих пост-советских блоков вокруг себя являлись для Кремля, в первую очередь, проектом геополитическим и стратегическим. И хотя сам Путин, вместе с коллегами, неоднократно заявлял, что ЕАЭС не является инструментом реанимации «тюрьмы народов», факты говорят совершенно об обратном. Навязчивые предложения Кремля о создании единой валюты, единого парламента, единой оборонительной системы, двойном гражданстве и многом другом, свидетельствует об истинных намерениях – воссоздать единое государство с политическим центром в Москве. Вероятно, лишь широкий общественный резонанс подвиг Астану на деполитизацию интеграционного объединения. В частности, Министерство иностранных дел сообщило, что из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и т.д. Национальная палата предпринимателей Казахстана, в свою очередь, заявила, что все предложения по неэкономическому сотрудничеству, в рамках создаваемого Евразийского экономического союза, были принципиально исключены казахстанской стороной.
Однако, если даже удалось снизить политическую составляющую договора сейчас, то что помешает совершить это в другой, более подходящий для Путина момент? Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что экономического влияния добиваются как раз для того, чтобы влиять на политику. В условиях же, когда Россия в десять раз превосходит экономику Казахстана, а ее компании, в отличие от наших, опираются на прямую поддержку государства, то конкурировать с ними на равных невозможно по определению. Трагический пример Украины должен служить назиданием для тех, кто верит в сказку о сытых волках и целых баранах. Напомним, что все прежние годы в Украине россияне, под «соусом» заявлений о сотрудничестве, интеграции и братстве, один за другим активно скупали и поглощали банки, предприятия, заводы, средства массовой информации, а потом конвертировали эти активы в инструмент политического нажима и шантажа. К чему привела такая оплошность Киева – говорить не приходится.
Жизнь с подписанием ЕАЭС не кончается. Она продолжится, но уже в другом качестве. И здесь, кроме очевидных «минусов» для независимости и суверенитета Казахстана, его национальных интересов, надо иметь в виду следующее обстоятельство: исторически все народы, сближавшиеся с Кремлем, оказывались в трех ситуациях: 1) сгинули вообще, как, например, эвенки (внешне похожи на предков, в жизни реальной русифицированы, в основном забыли родные язык и культуру, исконные имена сменили на русские); 2) оказались в шаге от ассимиляции, как чукчи или ненцы, которые в резервациях отлучены от лучших угодий и прибыли от разграбления своих же природных ресурсов; 3) когда сопротивляющиеся потере национальной самобытности, без суда и следствия объявлялись террористами, сепаратистами, врагами народа, и подвергались репрессиям, как это происходило в Чечне, Дагестане, Татарстане. Путин даже исторические названия этих стран пытается заменить сегодня на географические округи РФ, целиком превратив их народы в массу, позабывшую корни. Почти все эти три категории объединяют: нищета, отсталость, высокая смертность, ужасающая экология, зашкаливающая преступность, духовная деградация. Только те нации, которые вовремя опомнились, и, ценой пускай больших потерь, порвали с метрополией, в конечном итоге обрели свободу, достоинство и процветание. Пример: латыши и эстонцы, финны и поляки, болгары и венгры.
Только факты, ничего личного.
Расул Жумалы
Шутка в тему:
Голубь: Ну, и как я с этим монстром буду сотрудничать?!
Ящер: Ну, ты, помалкивай, пернатый вассал, а то ведь я... того... Я и сожрать могу!