Съезд «Нур Отана»: подготовка к выборам
Уразгали Сельтеев, политолог
Съезд партии власти завершился. Косвенно ожидания и прогнозы подтвердились. Продолжилось наращивание социальной повестки уже на партийной площадке в качестве установочных векторов для правительства.
При этом есть несколько аспектов, которые не исключают или даже увеличивают вероятность объявления досрочных парламентских выборов.
Во-первых, не стоит недооценивать фактор изменения и расширения состава Бюро Политического совета «Нур Отана». Может казаться, что роль этого коллегиального органа формальна в условиях персонального и единоличного лидерства в партии. Однако надо иметь в виду стратегическую значимость прагматичных полномочий Политбюро. Это касается прямого влияния на формирование партийных списков при избрании депутатов Мажилиса, Сената и маслихатов, определения очередности распределения депутатских мандатов и непосредственного создания фракции в Мажилисе.
Также, согласно новым изменениям в уставе «Нур Отана», Бюро Политсовета теперь может рассматривать вопросы прекращения деятельности депутатов маслихата. Это связывается с введением системы избрания местных представительных органов исключительно по партийным спискам, а также дополнительным укреплением централизованных рычагов управления регионами.
Во-вторых, в своем выступлении Глава государства допустил оговорку в контексте очередности, сказав, что «впереди нас ожидают парламентские выборы, президентские выборы. Для того чтобы пройти это, мы должны заручиться доверием народа». Но, как известно, в рамках конституционных сроков должны сначала состояться президентские выборы в 2020 году, а затем парламентские – в 2021 году.
В-третьих, новую программу «Нур Отана» «Общество благополучия: 10 целей десятилетия» следует рассматривать не только как социальную доктрину правительства, но и как предвыборную платформу партии. Ее пункты и целевые установки полностью сориентированы на все базовые электоральные группы.
Безусловно, фокусировка на вопросах повышения благополучия граждан продиктована безотлагательной необходимостью удовлетворить назревшие социальные запросы и нивелировать рост общественного недовольства.
Однако, вкупе с октябрьским посланием и «Пятью социальными инициативами», поручения, объявленные Нурсултаном Назарбаевым на съезде партии, сформировали чрезмерно объемный пакет социальных преференций в эквиваленте государственных расходов. Их политическая стоимость слишком высокая. Это отчетливо сигнализирует о создании положительного предвыборного фона.
Что касается предстоящей работы обновленного правительства, собранного в спешном порядке, стало ясно – оно сосредоточится на выполнении краткосрочных задач. Основная миссия заключена в реализации новых президентских поручений за счет массированных денежных вливаний. Мерилом эффективности станет лишь настройка процесса распределения выделенного транша государственных финансов.
Поэтому трансформации деятельности данного правительства в части смены подходов и принципов системы государственного управления ожидать не стоит.
С созданием мониторингового комитета и центра оценки эффективности реализации госпрограмм дополнительно усиливается контролирующая роль президентской администрации над работой правительства.
Кроме того, с увеличением количественного представительства политических госслужащих Администрации Президента в руководящих органах «Нур Отана», произошло более плотное сращивание партии власти с ключевой структурой госаппарата.
«Нур Отану» же эффективно исполнить призыв своего лидера - «стать главным институтом общественного контроля» - вряд ли удастся. Партия не обладает необходимой степенью субъектности в политической системе. Это невозможно даже на региональном уровне, где система сдержек и противовесов законодательно задекларирована, но не функционирует в реальности. Имеет место конфликт интересов между исполнительной и представительной ветвями власти. Дело в том, что областные, городские и районные акимы возглавляют филиалы «Нур Отана», являясь одновременно партийными боссами для большинства депутатов маслихатов. В таких условиях маслихатовцы-нуротановцы не могут полноценно реализовывать свои представительные и контролирующие функции: объективно оценивать планы социально-экономического развития конкретной территории и отчеты о проделанной работе акиматов.
В целом позитивный тренд на «открытый и честный диалог» власти с обществом обозначился. Новые поручения Главы государства в духе «усилить» и «пересмотреть», как и заявление по поводу отставки правительства, стали публичным принятием системных упущений в государственной политике. Как известно, признание ошибок – это первый шаг к исправлению ситуации.
иллюстрации из открытых источников