пятница, 20 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Съезд «Нур Отана»: подготовка к выборам

Уразгали Сельтеев, политолог

Съезд партии власти завершился. Косвенно ожидания и прогнозы подтвердились. Продолжилось наращивание социальной повестки уже на партийной площадке в качестве установочных векторов для правительства.

При этом есть несколько аспектов, которые не исключают или даже увеличивают вероятность объявления досрочных парламентских выборов.

Во-первых, не стоит недооценивать фактор изменения и расширения состава Бюро Политического совета «Нур Отана». Может казаться, что роль этого коллегиального органа формальна в условиях персонального и единоличного лидерства в партии. Однако надо иметь в виду стратегическую значимость прагматичных полномочий Политбюро. Это касается прямого влияния на формирование партийных списков при избрании депутатов Мажилиса, Сената и маслихатов, определения очередности распределения депутатских мандатов и непосредственного создания фракции в Мажилисе.

Также, согласно новым изменениям в уставе «Нур Отана», Бюро Политсовета теперь может рассматривать вопросы прекращения деятельности депутатов маслихата. Это связывается с введением системы избрания местных представительных органов исключительно по партийным спискам, а также дополнительным укреплением централизованных рычагов управления регионами.  

Во-вторых, в своем выступлении Глава государства допустил оговорку в контексте очередности, сказав, что «впереди нас ожидают парламентские выборы, президентские выборы. Для того чтобы пройти это, мы должны заручиться доверием народа». Но, как известно, в рамках конституционных сроков должны сначала состояться президентские выборы в 2020 году, а затем парламентские – в 2021 году.

В-третьих, новую программу «Нур Отана» «Общество благополучия: 10 целей десятилетия» следует рассматривать не только как социальную доктрину правительства, но и как предвыборную платформу партии. Ее пункты и целевые установки полностью сориентированы на все базовые электоральные группы.   

Безусловно, фокусировка на вопросах повышения благополучия граждан продиктована безотлагательной необходимостью удовлетворить назревшие социальные запросы и нивелировать рост общественного недовольства.  

Однако, вкупе с октябрьским посланием и «Пятью социальными инициативами», поручения, объявленные Нурсултаном Назарбаевым на съезде партии, сформировали чрезмерно объемный пакет социальных преференций в эквиваленте государственных расходов. Их политическая стоимость слишком высокая. Это отчетливо сигнализирует о создании положительного предвыборного фона.  

Что касается предстоящей работы обновленного правительства, собранного в спешном порядке, стало ясно – оно сосредоточится на выполнении краткосрочных задач. Основная миссия заключена в реализации новых президентских поручений за счет массированных денежных вливаний. Мерилом эффективности станет лишь настройка процесса распределения выделенного транша государственных финансов.

Поэтому трансформации деятельности данного правительства в части смены подходов и принципов системы государственного управления ожидать не стоит. 

С созданием мониторингового комитета и центра оценки эффективности реализации госпрограмм дополнительно усиливается контролирующая роль президентской администрации над работой правительства.

Кроме того, с увеличением количественного представительства политических госслужащих Администрации Президента в руководящих органах «Нур Отана», произошло более плотное сращивание партии власти с ключевой структурой госаппарата.

«Нур Отану» же эффективно исполнить призыв своего лидера - «стать главным институтом общественного контроля» - вряд ли удастся. Партия не обладает необходимой степенью субъектности в политической системе. Это невозможно даже на региональном уровне, где система сдержек и противовесов законодательно задекларирована, но не функционирует в реальности. Имеет место конфликт интересов между исполнительной и представительной ветвями власти. Дело в том, что областные, городские и районные акимы возглавляют филиалы «Нур Отана», являясь одновременно партийными боссами для большинства депутатов маслихатов. В таких условиях маслихатовцы-нуротановцы не могут полноценно реализовывать свои представительные и контролирующие функции: объективно оценивать планы социально-экономического развития конкретной территории и отчеты о проделанной работе акиматов.

В целом позитивный тренд на «открытый и честный диалог» власти с обществом обозначился. Новые поручения Главы государства в духе «усилить» и «пересмотреть», как и заявление по поводу отставки правительства, стали публичным принятием системных упущений в государственной политике. Как известно, признание ошибок – это первый шаг к исправлению ситуации. 

 иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33