суббота, 09 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Особенности Казахстанского транзита

Политическое отсутствие Н.А.Назарбаева породило массовое чувство неуверенности в завтрашнем дне. На первый взгляд, режим продолжает работать как прежде, но уже появились явные признаки двоевластия, или, точнее безвластия, когда ведомства в полной растерянности принимают взаимоисключающие решения. А в это время общество тестирует пределы дозволенности.

Казахстанцы привыкают жить в новой реальности. Хотя, впрочем, в последнее время уже ощущались первые предупредительные толчки внутрисистемных войн и войнушек. Правда, тогда они скорее напоминали партизанское движение в тылу противника. И если до сих пор центром притяжения был только Назарбаев, то теперь стали появляться более мелкие, но «инициативные» группировки. Опасность такой ситуации в том, что в таких условиях высокая вероятность нарастания внутрисистемных конфликтов, когда приоритеты одной группы могут продвигаться в ущерб всей системы в целом. Особенно, когда у системы эти приоритеты отсутствуют как таковые. И дело не только и не столько в том, что теперь появилось два центра принятия решений: Совет безопасности и Администрация президента. А в том, что, несмотря, как теперь стало ясно, на тщательную подготовку к периоду транзита, власть так и не оказалась к нему готова. 

Во-первых, стремительно обновляется чиновничий аппарат, приходит много людей, которых есть большой соблазн назвать «серыми лошадками». Среди них есть немало людей с либеральным мышлением, но есть и те, кто попросту не понимает, что он пришел в систему, где идет слом заводских настроек и получить ожидаемые дивиденды от своей позиции будет гораздо труднее.

Во-вторых, невиданно выросло влияние КНБ даже невзирая на внутриведомственные противоречия, выливающиеся в невидные обычному взгляду структурные изменения. Спецслужбы умело воспользовались ситуацией политической неопределенности и практически превратились в центр принятия многих решений. И с их стороны было бы преступлением не воспользоваться ситуацией управленческого паралича.   

В-третьих, бизнес пытается понять, кто «решает», кто дает хоть какие-то гарантии и, пожалуй, впервые за последние десятилетия почти предоставлен самому себе. Но из-за того, что он уже отвык работать вне квазигосударственного капитализма, олигархи попросту не знают, что делать с этой свалившейся на них свободой, пусть и сомнительного характера.

В-четвертых, несмотря на все декларации о первичности экономики, политическая составляющая обнажилась со всей беспощадностью, бесцеремонно вторгшись в коридоры ведомств. Вдруг стало очевидным, что возможность реформирования в рамках существующей системы уже просто невозможна. Правда, об этом по-прежнему избегают говорить вслух. Но, видимо, уже недолго.

И наконец, в пятых, система рассредоточивается. Прежний свод формальных и неформальных правил вдруг утратил свою применимость. Возможно, скоро из-за этого мы станем свидетелями «выноса сора из избы». Все прежние стратегии и ориентиры, которые казались незыблемыми, вдруг оказались под сомнением.

Найти, как раньше, свое место в вертикали, стало сложнее. Теперь не достаточно консолидироваться вокруг стабильность и предсказуемости, олицетворением которых был Елбасы. Утрачен единый, заданный им, политический контекст. Но главное, система так привыкла работать на Назарбаева, что теперь все чаще упускает все, что не имеет к нему непосредственного отношения.

Сам Токаев пока примеряет на себя новые одежды. Видно, что они ему пока в тягость. То, что было его конкурентным преимуществом – дистанцированность от различных группировок, вдруг стало ахиллесовой пятой. Понятие своей команды еще никто не отменял. Поэтому ему чаще приходится принимать либо интуитивные решения, либо следовать фарватеру государственной машины.  

Как ни странно, но особенно это заметно по информационной политике. Ужесточение контроля над информационным полем – самый яркий признак разбалансировки.  Вместо диалога и диверсификации рисков, создания хотя бы видимости либерализации чиновники предпочитают по привычке подстраховаться и «пережать», только усугубляя ситуацию. Но если социально-политические проблемы можно временно «залить» деньгами и административным ресурсом, то экономика менее послушна. Хотя бы потому, что мы по-прежнему очень зависим от внешних факторов: цен на ресурсы, валют соседей, импорта и экспорта.

Стране предстоит заново пережить 90-е. Но тогда перераспределение собственности шло в совершенно другом контексте – тогда все понимали, что это последствия крушения империи. Сейчас все это объяснить будет гораздо сложнее.

В этой ситуации логичен только один вариант, который практически лишен перспектив – не побоятся приотпустить вожжи, выдохнуть, поделиться ответственностью за будущее со своим обществом. Это не так сложно. И даже прагматично. И уж точно будет не хуже консервации сложившегося положения. По сути, это тоже самое, что и декларировалось до сих пор: управляемая/гибридная демократия. Настали времена, когда людям очень нужен собеседник. Лучше им его дать. Иначе он сам возникнет откуда ни возьмись. И не факт, что будет говорить то, что нужно.

Иллюстрация из открытых источников.

Оставить комментарий

Политика

Повторит ли Казахстан путь Украины? Повторит ли Казахстан путь Украины?
Редакция Exclusive
США и Иран: напряжение растет США и Иран: напряжение растет
Редакция Exclusive
Всем respect, все расходитесь! Всем respect, все расходитесь!
Редакция Exclusive
Американская мягкая сила в трактовке Трампа Американская мягкая сила в трактовке Трампа
Редакция Exclusive
Протесты в Казахстане обнадеживают соседей Протесты в Казахстане обнадеживают соседей
Редакция Exclusive
«Экстремальный» первомай «Экстремальный» первомай
Парыз Байтенов
Украина под властью клоуна Украина под властью клоуна
Редакция Exclusive
Джамиля Стехликова: Убежит ли от правды Токаев? Джамиля Стехликова: Убежит ли от правды Токаев?
Сара Садык
Выборы-2019: их стало восемь Выборы-2019: их стало восемь
Парыз Байтенов
Адахан Мадумаров, Киргизия: «Бойтесь тех, кто во всем согласен с вами» Адахан Мадумаров, Киргизия: «Бойтесь тех, кто во всем согласен с вами»
Редакция Exclusive
Стабильная драма казахстанского избирателя Стабильная драма казахстанского избирателя
Парыз Байтенов
«Казахстан все более становится авторитарным государством» «Казахстан все более становится авторитарным государством»
Замзагуль Битембаева
Что готовит нам «Нур Отан» Что готовит нам «Нур Отан»
Редакция Exclusive
«Кинет» ли Токаев Назарбаева? «Кинет» ли Токаев Назарбаева?
Редакция Exclusive
Глобальное молчание о китайском Гулаге Глобальное молчание о китайском Гулаге
Редакция Exclusive
Как Казахстан привел Клинтона к победе Как Казахстан привел Клинтона к победе
Редакция Exclusive
Китаю и США нужно перемирие Китаю и США нужно перемирие
Редакция Exclusive
Казахстан – это  больше, чем левый берег Нур-Султана Казахстан – это  больше, чем левый берег Нур-Султана
Карлыгаш Еженова
Зачем в Казахстане проводят досрочные выборы Зачем в Казахстане проводят досрочные выборы
Редакция Exclusive
На пути к европейской стратегической автономии На пути к европейской стратегической автономии
Редакция Exclusive
АЭС: первый орешек Токаева АЭС: первый орешек Токаева
Редакция Exclusive
АЭС в Казахстане: в плену скандалов АЭС в Казахстане: в плену скандалов
Редакция Exclusive
У этой власти не женское лицо У этой власти не женское лицо
Редакция Exclusive
Израиль нагнетает новый конфликт Израиль нагнетает новый конфликт
Редакция Exclusive
Станет ли Дарига Назарбаева президентом? Станет ли Дарига Назарбаева президентом?
Карлыгаш Еженова
Может ли в Казахстане повторится «феномен Зеленского» Может ли в Казахстане повторится «феномен Зеленского»
Аскар Муминов
Ждет ли Центральную Азию хаос национализма? Ждет ли Центральную Азию хаос национализма?
Аскар Муминов
Каким будет второй тур украинских выборов? Каким будет второй тур украинских выборов?
Редакция Exclusive
Что будет дальше с Казахстаном? Что будет дальше с Казахстаном?
Редакция Exclusive
Почему Назарбаев решил уйти? Почему Назарбаев решил уйти?
Редакция Exclusive
В Москве слушается  дело о попытке госпереворота в Казахстане В Москве слушается дело о попытке госпереворота в Казахстане
Редакция Exclusive
Новая встреча глав государств Центральной Азии: старые вопросы Новая встреча глав государств Центральной Азии: старые вопросы
Редакция Exclusive
Тенге будет реагировать на политику Тенге будет реагировать на политику
Редакция Exclusive
Кто такой Токаев? Кто такой Токаев?
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33