Прямая явная угроза
Мы завершаем публикацию исследователя нашего эксперта, известного казахстанского политолога Расула Жумалы о коррупции.
Сегодня коррупцию в Казахстане без преувеличения можно назвать угрозой национальной безопасности №1. Продолжающиеся и по сей день громкие коррупционные скандалы в правительственных чиновничьих кругах - тому свидетельство.
Масштабы этого бедствия таковы, что она наносит не только колоссальный экономический, но и отрицательный мультипликативный эффект на все сферы жизнедеятельности государства. В основе большинства проблем, с которыми сталкивается страна, так или иначе, лежит коррупция. Сюда можно отнести: нарастающие протестные настроения из-за резкого расслоения общества на богатых и бедных, снижение уровня доверия к органам власти со стороны населения, в первую очередь - ввиду проявлений коррупции; низкая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, по причине бюрократическо-коррупционного прессинга, чинимого контролирующими госорганами; вымывания из страны огромного объема финансовых средств, которые могли бы работать в интересах национальной экономики; ухудшение бизнес-климата в стране; ущерб международному имиджу Казахстана и репутации его руководства; усиление государственно-олигархической формы управления экономикой, со всеми вытекающими «негативами», как для экономики, так и внутриполитической стабильности; преобладание теневой экономики и т.д. Даже рост забастовочного движения в Казахстане в последнее время, или нарастание террористической угрозы, во- многом являются следствием тотальной коррупции, поскольку именно она приводит к ухудшению социально-экономического положения различных слоев населения и, в отсутствии цивилизованных способов решения своих проблем (обращения в правоохранительные органы, апелляции к партийному надзору, жалобы в суды) эти люди маргинализируются и идут на крайние шаги. Наконец, засилье коррупции ведет к девальвации духовно-нравственных норм, являющихся основой любого общество.
Ясно, что никакие методы борьбы с коррупцией не дадут желаемого результата в странах, где политическая конкуренция уничтожена, установлена монополия одной партии, независимые СМИ подавлены, судебная власть жестко контролируется.Тогда никакие правовые меры не действуют. Тем более, они не заработают тогда, когда подобные меры являются декларативными и вводятся бюрократией символически, когда чиновничество лишь имитирует непримиримую борьбу с самим собой. Напротив, забалтывание проблемы таким образом и кампанейщина наносит вред самой идее борьбы с коррупцией, снижая веру среди населения в конечный успех. Поэтому, ключевым и, одновременно - исходным элементом эффективной борьбы с коррупцией в условиях Казахстана является политическая воля высшего руководства государства.
И все-таки: что же можно сделать в такой ситуации? Могу предложить свои рекомендации, которые основываются на международном и долговременном опыте борьбы с коррупцией. Итак:
Усиливать конкурентную политическую среду, которая является главным условием для позитивной эволюции системы государственного управления;
Провести инвентаризацию законов и нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции на предмет исключения разночтений, размытости формулировок, что само по себе оставляет лазейки, создавая дополнительное поле для коррупционных злоупотреблений;
Четко обозначить сферу полномочий и компетенции каждого государственного ведомства, занимающихся борьбой с коррупцией, в частности, в целях исключения дублирования функций, противоречий, возникающих на этой почве, а также фактов перекладывания ведомствами этими ответственности друг на друга;
Конкретизировать условия исполнения законов, в том числе в части конфискации полученных доходов от коррупционной деятельности, обязательного декларирования доходов и расходов государственными служащими, отставки руководителя, чьи непосредственные подчиненные уличены в коррупции, прохождения на Полиграфе кандидатов на высокие должности и т.д. ;
Улучшать бизнес-климат в стране, снять чрезмерных ограничений развития предпринимательской деятельности через упрощение административных процедур, сокращение контрольно-надзорных органов, совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования;
Ужесточение бюджетной дисциплины при усилении в данной сфере полномочий Парламента и Счетного комитета, декоммерциализация государственной деятельности, повышение прозрачности системы корпоративного управления национальных холдингов, национальных компаний и акционерных обществ с участием государства;
Внедрить адекватную систему социальной и правовой защиты госслужащих, уровня заработной платы, стимулирования здорового карьерного и профессионального роста. Кроме того, нужно совершенствование процедур взаимодействия власти с гражданами и организациями при принятии решении;
Формирование антикоррупционной культуры и правовой грамотности населения.
Все эти меры помогут стране начать настоящую борьбу с этой «язвой», отравляющей сегодня все казахстанское общество.
Расул Жумалы