понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Чего добивались отцы-основатели ДВК и что из этого вышло

«Иных уж нет, а те далече…». Эта хрестоматийная строка классика как нельзя лучше подходит для описания сегодняшней казахстанской политики в ее человеческом измерении. Причем, те, кто уже покинул этот мир (http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/116700/), кажутся едва ли не живее живых. Хотя среди последних немало по-настоящему ярких личностей.

Отправной точкой для перемены участи плеяды политиков и бизнесменов, которые могли бы сыграть выдающуюся роль в истории страны и более того – изменить вектор ее развития, стала осень 2001 года, прошедшая под знаком движения ДВК – первой ласточки внутри элитного раскола в Казахстане. Ни попытка группы молодых бизнесменов организовать движение «Новое поколение» в 1994 году, ни даже отъезд из страны экс-премьера Акежана Кажегельдина тремя годами позже не произвели эффекта, сопоставимого с явлением «Демвыбора». И это не удивительно, если вспомнить, какие люди входили в ДВК и какие программные цели они преследовали.

Вот неполный список основателей движения:

  • аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов;
  • председатель совета директоров Темир-банка Мухтар Аблязов;
  • вице-премьер Ораз Джандосов;
  • вице-министр обороны Жаннат Ертлесова;
  • министр труда и социальной защиты АлиханБайменов;
  • вице-министр финансов Кайрат Келимбетов;
  • председатель правления Казкоммерцбанка Нуржан Субханбердин;
  • депутаты парламента Толен Тохтасынов, Cерик Конакбаев и Булат Абилов;
  • народный артист Казахстана Асанали Ашимов;
  • председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса Берик Имашев.

А вот краеугольные пункты их программы:

 Реформы в политической сфере:

  • Ликвидация должности Президента;
  • Установления в Казахстане парламентской республики с однопалатным парламентом и всеобщими прямыми выборами. Парламент назначает премьер-министра и правительство;
  • Независимость судебной системы, реформа правоохранительных органов и прокуратуры;
  • Защита прав человека и освобождение политических заключенных. Отмена политически мотивированных статей и общая гуманизация Уголовного кодекса РК;
  • Свобода создания объединений, профсоюзов и партий;
  • Свобода мирных собраний, демонстраций, митингов, забастовок;
  • Свобода слова, запрета цензуры. Демонополизация СМИ;
  • Проведение реформы децентрализации. Развитие местного самоуправления. Расширение прав и полномочий депутатов маслихатов. Выборность акимов всех уровней;
  • Формирование независимой и прозрачной избирательной системы.

Реформы в социально-экономической сфере:

  • Борьба с коррупцией на всех уровнях власти;
  • Контроль за использованием средств Национального, Пенсионного и других фондов, природных ресурсов.
  • Прозрачность деятельности компаний в нефтяной и горно-металлургической отраслях;
  • Значительное увеличение зарплаты учителям, врачам, служащим, а также пенсий и пособий (детских пособий, по инвалидности, по безработице и т.д.);
  • Усиление защиты трудовых прав и свобод. Увеличение заработной платы в добывающих, перерабатывающих и других отраслях, исходя из стандартов стран-лидеров мировой экономики;
  • Запрет на приватизацию государственной земли;
  • Выделение государством всем гражданам 10 соток земли и долгосрочных кредитов сроком на 20 лет для строительства жилья. Предоставление государственных инвестиций для строительства необходимой инфраструктуры на этих землях;
  • Поэтапное увеличение минимальной заработной платы до европейских стандартов;
  • Создание новой государственной программы занятости для безработных;
  • Уменьшение налогового бремени и ликвидация бюрократических препятствий для развития малого и среднего бизнеса.
  • Полная кредитная амнистия.
  • Выплата пособий многодетным матерям.

(Эх, если бы сегодня, спустя почти два десятка лет, те программные установки были реализованы хоть наполовину…)

Правда, вскоре радикальный пыл демвыборцев заметно остыл, а наиболее революционные положения их «манифеста» изменили или вовсе вычеркнули.

Тем не менее, персонажи, затеявшие этот «бунт на корабле», заслуживают того, чтобы рассказать о них.

Тот же Галымжан Жакиянов в 31 год стал самым молодым в истории акимом области, получив от журналистов прозвище «казахский Немцов» (Борис Немцов в это же время стал самым молодым губернатором в России). И тому, и другому политологи прочили президентское кресло. Но…Бориса нет, а Галымжан далече.

Жакиянов, пришедший в политику из бизнеса, очень быстро понял, насколько политика выгодный бизнес. Стоя у руля Семипалатинской области, он при поддержке вчерашних деловых партнеров активно занялся приватизацией, создал финансово-промышленную группу «Семей», собственный банк. В соседней Павлодарской области, которую Жакиянов возглавил позже, он проделал примерно то же самое.

А потом они вместе с Мухтаром Аблязовым (с которым у Галымжана было много общего: оба окончили элитные московские вузы, у обоих хватало амбициозности и предприимчивости) решили начать большую игру и осенью 2001 года объявили о создании движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Вот только ребята явно пребывали в плену иллюзий: тот же Жакиянов после нескольких аудиенций у Назарбаева был абсолютно уверен в том, что президент готов разделить их демвыбор. И вполне возможно, так бы и случилось, будь на дворе год эдак 2010, когда Рахата Алиева в стране уже не было, а заоблачные цены на нефть уже были. Впрочем, как справедливо заметил в одном из недавних интервью давний соратник Жакиянова Виктор Ковтуновский, «недостаточно было убрать со сцены Рахата Алиева, нужно было модифицировать сложившуюся вертикаль. Хотя, думаю, ни у кого не было личных претензий к Назарбаеву».

Трудно сказать, как в головах этих молодых прагматиков поселилась вера в доброго царя, которого дискредитируют злые бояре, но факт остается фактом: очень многие тогда всерьез считали «фактор Рахата» определяющим. Снова процитируем Ковтуновского: «Чувство собственной правоты искажает восприятие реальности. Поэтому на вопросы о возможных последствиях Галымжан Жакиянов отвечал вопросом: «За что меня сажать?» Уверенность в собственной правоте была почвой для таких иллюзий. Но машина заработала сразу: после увольнения Галымжана группа следователей возбудила дела в отношении всех его заместителей, за исключением Бахыт Туменовой.

В итоге получилось то, что получилось – одних (ту же умницу Ертлесову) уволили, других (Жакиянова с Аблязовым) посадили, третьих - вроде Кайрата Келимбетова и Алихана Байменова– слегка пожурив, вернули в обойму…

Картина была бы явно неполной без Булата Абилова – фигуры харизматического плана, для нашей политики даже несколько диковинной. Бутя – политик скорее американской, нежели советской традиции -  подчеркнуто демократичный и одновременно пижонски элитный.

Хотя его биография в чем-то сродни горьковским «университетам».

Работал на шахте в Караганде, на нефтепромысле в Западном Казахстане, даже денежно-вещевую лотерею организовывал…

Независимость встретил успешным бизнесменом, меценатом, обласканным властью. Был внештатным советником президента, потом недолго – депутатом мажилиса от правящей партии.

После разгрома ДВК с головой окунулся в парт строительство, поочередно финансировал несколько партий, участвуя в руководстве ими:  «Ак Жол» с пятью сопредседателями,  «Нагыз Ак Жол» с тремя, и ДПК «Азат» с тем же коллективным председательством да еще с постом генсека в придачу и, наконец, ОСДП. Сам Булат раздавал журналистам громкие интервью, то обещая « в 2019 году сформировать правительство», то выражая готовность хоть завтра идти в президенты.

В итоге вместо него единым кандидатом от оппозиции в 2005 году стал громко переобувшийся в оппозиционеры Жармахан Туякбай с его ОСДП, которую позже сначала прилепили к «Азату», а после отказа в регистрации фактически похоронили обе партии (первая под предводительством Ермурата Бапи скорее мертва, чем жива, вторая законсервирована в регистрационном реестре Минюста с перспективой в некий «час Х» стать роялем в кустах).

Словом, из-за фальстартов 2001-ом сегодня, 18 лет спустя, многие знаковые фигуры тех лет стали тенью самих себя. Ораз Жандосов, еще вчера считавшийся экономическим гуру, фактически исчез с публичного горизонта. Ушел в бизнес Булат Абилов, Галымжан Жакиянов, после УДО в 2006 году выражавший твердое намерение остаться в оппозиции, отучился в Бостоне в элитном технологическом институте и теперь занят борьбой за денежные знаки в Китае и Монголии  в паре с другим героем вчерашних дней – Толеном Тохтасыновым.

А их любимое детище ДВК усилиями прокуратуры превратилось в страшилку, которой власти пугают обывателей.

Оставить комментарий

Политика

МухтарТайжан: «В партии «НурОтан»  возможен раскол МухтарТайжан: «В партии «НурОтан» возможен раскол
Редакция Exclusive
Провал Трампа в Иране Провал Трампа в Иране
Редакция Exclusive
О чем на самом деле говорил Нурсултан Назарбаев на политсовете партии Nur Otan О чем на самом деле говорил Нурсултан Назарбаев на политсовете партии Nur Otan
Редакция Exclusive
Успех Китая – в американском стиле бизнеса Успех Китая – в американском стиле бизнеса
Редакция Exclusive
Звезды большой политики, которых мы потеряли Звезды большой политики, которых мы потеряли
Редакция Exclusive
Мирзиеев чувствует первые признаки народного гнева   Мирзиеев чувствует первые признаки народного гнева  
Редакция Exclusive
Помог ли Обама Путину развязать Трампу руки против Си? Помог ли Обама Путину развязать Трампу руки против Си?
Редакция Exclusive
Получит ли Байбек власть в наследство от председателя партии власти? Получит ли Байбек власть в наследство от председателя партии власти?
Редакция Exclusive
Омурбека Бабанова допрашивают в финполиции и ГКНБ Кыргызстана Омурбека Бабанова допрашивают в финполиции и ГКНБ Кыргызстана
Редакция Exclusive
У Путина и Си теперь одна проблема: народ У Путина и Си теперь одна проблема: народ
Редакция Exclusive
Почему в Киргизии не получился транзит в стиле Путина–Назарбаева Почему в Киргизии не получился транзит в стиле Путина–Назарбаева
Редакция Exclusive
Китай: слишком много антибиотиков Китай: слишком много антибиотиков
Редакция Exclusive
На первом заседании НСОД не будет Касым-Жомарта Токаева На первом заседании НСОД не будет Касым-Жомарта Токаева
Редакция Exclusive
«Нур Отан»: досрочные выборы или перезагрузка партии власти? «Нур Отан»: досрочные выборы или перезагрузка партии власти?
Редакция Exclusive
Элизабет Уоррен – возможный преемник Трампа Элизабет Уоррен – возможный преемник Трампа
Редакция Exclusive
Провал Трампа в Иране Провал Трампа в Иране
Редакция Exclusive
Кыргызстан  рискует  стать политической пародией на Казахстан Кыргызстан  рискует  стать политической пародией на Казахстан
Редакция Exclusive
Парвиз Муллоджанов: «ЕАЭС  нужен Таджикистану в качестве баланса против нарастающего влияния Пекина» Парвиз Муллоджанов: «ЕАЭС  нужен Таджикистану в качестве баланса против нарастающего влияния Пекина»
Редакция Exclusive
Борис Шихмурадов: люди боятся спугнуть удачу Борис Шихмурадов: люди боятся спугнуть удачу
Редакция Exclusive
Почему Дональд Трамп повторяет ошибки Джорджа Буша Почему Дональд Трамп повторяет ошибки Джорджа Буша
Редакция Exclusive
Казахстанский правозащитник - о массовых нарушениях прав казахов в Синьцзяне Казахстанский правозащитник - о массовых нарушениях прав казахов в Синьцзяне
Редакция Exclusive
От футбольной победы к экономическому успеху в Алжире От футбольной победы к экономическому успеху в Алжире
Редакция Exclusive
Дело Скрипаля – новые санкции Дело Скрипаля – новые санкции
Редакция Exclusive
Что происходит в Гонконге? Что происходит в Гонконге?
Редакция Exclusive
Китайское лето в Таджикистане Китайское лето в Таджикистане
Редакция Exclusive
Женщины у власти в демократических странах мира Женщины у власти в демократических странах мира
Редакция Exclusive
Что общего между Трампом и Борисом Джонсон? Что общего между Трампом и Борисом Джонсон?
Редакция Exclusive
Совет в конце тоннеля Совет в конце тоннеля
Редакция Exclusive
Атамбаева пытаются арестовать с почестями Атамбаева пытаются арестовать с почестями
Редакция Exclusive
Амиржан Косанов: Рад, что меня не позвали! Амиржан Косанов: Рад, что меня не позвали!
Редакция Exclusive
Почему Нацсовет общественного доверия – не совсем безнадежное предприятие Почему Нацсовет общественного доверия – не совсем безнадежное предприятие
Редакция Exclusive
АЛЬЯНС vs НАЦСОВЕТ АЛЬЯНС vs НАЦСОВЕТ
Редакция Exclusive
Громкое молчание Казахстана Громкое молчание Казахстана
Карлыгаш Еженова
Почему Европа «вспомнила» о Центральной Азии? Почему Европа «вспомнила» о Центральной Азии?
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33