Станет ли Казахстан «бедным родственником» собственной столицы?
Визит Касым-Жомарта Токаева в Алматы уже стал самым громким событием уходящей недели. И, пожалуй, эту вроде бы рабочую поездку можно считать наиболее удачным имиджевым ходом второго президента с момента его избрания 9 июня. Токаев ясно дал понять и обществу, и истеблишменту, и, наконец, элитам: в негласном соревновании северной и южной столиц его симпатии на стороне последней.
Больше того, критические стрелы, пущенные им в прежнего акима Алматы Бауыржана Байбека, как не преминули отметить многие наблюдатели, предназначались не только и даже не столько ему. По сути, брошенные Токаевым «предъявы» - завуалированное несогласие с Нурсултаном Назарбаевым. За последние годы «главный архитектор» Астаны явно перетянул на нее одеяло, и теперь Токаев, который подчеркнуто именовал себя «коренным алмаатинцем», послал urbi et orbi (городу и миру) легко читаемый между строк его выступления в алматинском акимате месседж: отныне все будет по-другому.
Что из этого следует? Прежде всего, то, что нынешний мэр Алматы обретает неформальный статус дуайена акимовского корпуса страны. Примечательно: заслушав во вторник отчет Бакытжана Сагинтаева, президент не позволил себе ни одного упрека лично акиму. А ведь всего пару месяцев назад в ходе совещания по развитию Нур-Султана, он буквально жег глаголом молодого Алтая Кульгинова и даже адресовал ему совсем уж обидную претензию: «В городе нет хозяина» (к слову, эта реплика, предназначенная вроде бы акиму столицы, косвенно «прилетела» ее отцу-основателю).
Впрочем, главный вопрос в том, какие конкретные выгоды принесет Бахытжану Абдировичу его негласное положение фаворита. К примеру, получит ли южная столица дополнительные средства в рамках рассматриваемого сейчас проекта республиканского бюджета на 2020 год? В своем вторничном докладе президенту аким Алматы назвал конкретные узкие места, в которых Тришкин кафтан бюджетного финансирования города трещит по всем швам. Сегодня многие комментаторы обвиняют президента Токаева в популистском стремлении «подружиться» с алмаатинцами ради роста собственного политического капитала, и окончательный вариант бюджета-2020 станет им лучшим ответом.
Кстати, не лишним было бы реанимировать закон об особом статусе Алматы, о чем мэр Сагинтаев говорил еще в сентябре на ежегодном совещании с предпринимателями в южной столице. Сегодня этот документ существует только на бумаге, хотя его вроде бы никто не отменял. По словам г-на Сагинтаева, он уже заручился поддержкой президента в смысле наполнения закона новым содержанием, и теперь превращение южной столицы в столицу свободного предпринимательства зависит от оперативности разработчиков новой начинки «статусного» закона и от того, удастся ли акимату успешно «зайти» с ним в парламент. Последнее обещает стать задачей не из легких, учитывая абсолютное большинство в парламенте партии первого президента.
Если эта цель будет достигнута, то власти города получат новые рычаги управления, а алматинские бизнес-круги существенно расширят горизонты возможностей. Город, который сейчас вынужден отдавать Центру несоизмеримо больше, чем получает назад в виде бюджетных трансфертов, резко ускорится в развитии. И очень скоро нынешняя столица страны перестанет отвечать своему основному назначению – перенаправлению миграционных потоков с густонаселенного и политически горячего юга на малолюдный, не самодостаточный экономически север.
А лишившись еще и патронажа Елбасы – фактора, многие годы служившего едва ли не единственным залогом «процветания» вчерашнего провинциального Целинограда - столица его имени неизбежно начнет стагнировать.
Скажем сразу: перспектива утери Нур-Султаном сначала столичного лоска, а в дальнейшем и статуса выглядит довольно умозрительной. И, откровенно говоря, что-то подобное вряд ли произойдет в обозримом будущем. Однако, впервые за два с лишим десятилетия у Казахстана появилась потенциальная возможность избежать участи «бедного родственника» Нур-Султана. Если верить статистике, приведенной мэром Алматы на Kazakhstan Growth forum, число жителей южной столицы и ее пригородов (Большая алматинская агломерация) к 2030 году достигнет 5 млн. человек – уровня, достаточного для полного самообеспечения.
Более того, при таком раскладе именно Алматы станет драйвером социально-экономического развития не только юга, но и всей страны. А славный город Нур-Султан станет тем, чем и должен быть – компактным административным центром, а не Памятником национального тщеславия из мрамора, стекла и бетона.