понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Власти хотели, как лучше, а получилось – как всегда

Намеченный на грядущую субботу учредительный съезд Демпартии был отменен в связи с беспрецедентным давлением на потенциальных делегатов в регионах. В ответ оргкомитет заявил о проведении митинг протеста по тому же адресу и в том же месте. Добилась ли власть желаемого или ситуация может пойти по негативному сценарию? 

Охота на делегатов

Чуть больше четырех месяцев назад было объявлено о намерении создать в Казахстане Демократическую партию. Отношение к этой инициативе было разное – от полной поддержки до обвинений в сговоре с властью. Причем, второй пункт базировался на трех основных моментах. Во-первых, еще свеж в памяти прецедент «Косанова» – как говорится, обжегшись на молоке, на воду дуют. Во-вторых, въевшийся стереотип о том, что в этой стране оппозиция не может действовать безнаказанно, правит умами людей и оправдывает их собственное бездействие. И, наконец, о причастности Жанболата Мамая и других (в том числе бывших соратников) к связям с режимом заявил не терпящий конкуренции Мухтар Аблязов. 

Кроме этих двух крайностей было большое количество сомневающихся или не принявших решение граждан (именно граждан, а не просто статистов из числа народонаселения РК). Со временем, именно эта категория стала пополнять ряды ее сторонников. Причинами тому явились не только и не сколько программные заявления оргкомитета партии (в принципе, они у всех одинаковые с небольшими корректировками),  сколько общее состояние общества, неудовлетворенного июньскими «недовыборами». Впрочем, и без того ситуация в стране менялась настолько стремительно, что  власти потеряли инициативу. 

Итак, за прошедшие четыре месяца были проведены необходимые подготовительные процедуры, созданы штабы в регионах, собрана инициативная группа (кстати, год назад ее численность увеличили с 10 до 1000 человек), поданы соответствующие документы в Минюст. Стоит заметить, что работа по учреждению филиалов в областях проводилась под постоянной «опекой» местных властей и спецслужб – встречи постоянно срывались, на них запускались провокаторы (отечественные «титушки») и так далее. Но в итоге это даже помогало учредителям партии – к ним стали присоединяться все больше и больше людей. 

Вообще, особенностью Демпартии является то, что она строится на двух основных моментах – четком осознании протестного электората (его в нашей стране сейчас предостаточно) и практически безупречном авторитете лидеров. Хотя формально все учредители партии одинаковы, но выявляются явные фавориты, причем это касается не только «центрального аппарата», но и региональных штабов. 

Вот «охота» на таких лидеров началась в конце прошлой недели. Задача была одна – вывести их из «игры» и не допустить на съезд, а методы применялись (и до сих пор применяются) разные – от угроз и попыток подкупа, до заведения уголовных дел и административных арестов. В Жанаозене, как известно, была сожжена автомашина Муратбая Жумагазиева, который готовил земляков для поездки в Алматы. В итоге на сегодняшний день «срубили» несколько десятков наиболее видных активистов, поэтому собрать кворум в субботу стало проблематично. 

Кроме этого, по информации оргкомитета, на самом мероприятии готовились различные провокации, в том числе и при помощи «титушек» из регионов. Они под видом делегатов должны были проникнуть на съезд и разными способами (поднять крик, устроить провокацию и так далее) сорвать его работу и дискредитировать руководство. По сценарию, в дело вмешалась бы стоящая наготове полиция и желаемого результата (заявить о начале сбора подписей) достичь бы не удалось. 

Ва-банк

Исходя из этих моментов, а также из солидарности с задержанными, было принято решение отменить учредительный съезд. В среду, 19 февраля, на пресс-конференции Жанболат Мамай сказал по этому поводу: «В связи с беспрецедентным давлением на наших сторонников и активистов, направленным на срыв нашего учредительного съезда, мы объявляем, что съезд, назначенный на 22 февраля, отменяется. Вместо этого мы выйдем на митинг, где выразим протест против нарушений прав человека и выразим солидарность с нашими соратниками, которых сегодня арестовывают». 

С одной стороны, можно сказать, что власть добилась своего – митинг был сорван, причем руками самих же организаторов. Но, на самом деле, оргкомитет пошел ва-банк и переиграл режим сразу по нескольким моментам. Для начала нужно отметить, что официальное письмо от оргкомитета об отмене съезда в Минюст было отправлено сразу же – то есть, это не было шантажом, как это некоторые стали представлять. В принципе, это мероприятие было формальным, прописанным в законе о политических партиях. Собираться же физически для самих партстроитетелей не было никакой необходимости – современные методы коммуникаций позволяют это делать без особых затрат и лишних ушей.

Таким образом, тем, кому не преградили дорогу, кто сумел добраться до Алматы или уже находится здесь, получили формальное право выйти на митинг, использовав не только конституционное право на это, но и продемонстрировав, что, по сути, сама власть подтолкнула людей к протесту. Кстати, Мамай прямо обвинил в сложившейся ситуации председателя Совбеза и президента страны. Логично, по крайней мере. 

Получается, что хоть съезд и отменили, но «экшн» все же будет. При этом нужно вспомнить (или узнать тем, кто не знал) о том, что практически сразу после объявления времени и места съезда, Мухтар Аблязов анонсировал в этот же день неподалеку очередной свой несанкционированный митинг. С точки зрения закона, который определил ДВК вместе с его лидером «экстремистами», правоохранительные органы имеют право запрещать и пресекать. Однако сейчас власть в лице рядовых стражей порядка и прокуроров окажется меж двух огней – ведь, условно говоря, «мамаевцы» более организованы и, скажем так, цивилизованы, чем «аблязовцы». Другими словами, то, что до этого власти хотели использовать в свою пользу (наводнить полицейскими округу и устроить делегатам тройной кордон), теперь может быть использовано против них самих. Кстати, Мухтар Кабулович, после того, как узнал, что вместо съезда будет митинг, стал жаловаться и объявил это провокацией властей. В отношении него акция Демпартии тоже оказалась выгодной. 

Партия состоялась

Кроме этого, нужно помнить, что, в отличие от митинга Аблязова, протестная акция Демпартии будет проходить буквально на глазах международных наблюдателей и представителей западных посольств, которые приглашены были на съезд и, вообще, внимательно следят за происходящим вокруг всего этого событиями. На фоне мюнхенских заявлений президента Токаева и его встреч с мистером Помпео, выглядеть он будет после этого не очень красиво.

Дело может усугубить арест Жанболата Мамая и возвращение его по стражу. Дело в том, что он сейчас находится на пробационном контроле, который должен закончиться в следующий вторник, 25 февраля. Одно предупреждение (прошлой осенью) он уже получил, а организация митинга может однозначно повлечь за собой уголовное преследование теперь его самого. Жанболат это прекрасно осознает и даже сказал по этому поводу вчера на пресс-конфренции: «Я отдаю себе отчет, что меня могут арестовать. Но если так я могу выразить солидарность с теми, кто уже задержан, если для этого нужен мой арест – я к этому готов, я принял такое решение». 

Этими словами, если говорить объективно, Мамай показал себе не просто опытным, но уже состоявшимся и зрелым политиком, несмотря на возраст и возможные последствия. Таким образом, он даже оттенил других известных членов оргкомитета, в том числе Толегена Жукеева, Сергея Дуванова и других. Наверное, они не против, но власти вряд ли сейчас нужен такой принципиальный лидер оппозиции.

Вообще, уже сейчас можно констатировать, что Демократическая партия Казахстана состоялась. Даже без съезда и регистрации в Министерстве юстиции. Это чем-то напомнило незарегистрированную партию «Алга» образца конца «нулевых» годов. Но для «алговцев» отсутствие регистрации было своего рода фишкой и снятием определенной ответственности (перед законом и электоратом), а вот с демократами сейчас дело обстоит куда сложнее (для власти). Конечно, режим будет продолжать стараться ее дискредитировать, но в Акорде должны понимать, что с этой силой старыми методами уже не повоюешь – времена не те…

Что будет дальше – сегодня-завтра и в ближайшую субботу – сказать трудно. Можно предположить, что до митинга попытаются нейтрализовать самого Жанболата и других лидеров Демпартии. Однако, как ни странно, это будет играть на руку растущей протестности среди населения и переоформлении части сомневающихся в число сторонников партии.

Оставить комментарий

Политика

Посольство Украины в Республике Казахстан сделало специальное заявление Посольство Украины в Республике Казахстан сделало специальное заявление
Редакция Exclusive
Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками? Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками?
Мирас Нурмуханбетов
Почему убийство Сулеймани стало подарком для иранского режима Почему убийство Сулеймани стало подарком для иранского режима
Редакция Exclusive
Новый закон о митингах – повод для новых митингов Новый закон о митингах – повод для новых митингов
Мирас Нурмуханбетов
«Необъяснимо богатым» придется объясняться  перед законом и народом «Необъяснимо богатым» придется объясняться  перед законом и народом
Мирас Нурмуханбетов
Зачем на самом деле госсек США заглянул в Казахстан  Зачем на самом деле госсек США заглянул в Казахстан 
Мирас Нурмуханбетов
Иерусалим: почему молчит Казахстан? Иерусалим: почему молчит Казахстан?
Редакция Exclusive
Государство нас слышит, но… Государство нас слышит, но…
Жарас Ахметов
Чем закончится война второго президента против «первых» акимов  Чем закончится война второго президента против «первых» акимов 
Мирас Нурмуханбетов
Президенты Казахстана и Узбекистана взялись за реформу госуправления Президенты Казахстана и Узбекистана взялись за реформу госуправления
Редакция Exclusive
Премьер-министр о том как нам поднять экономику. Премьер-министр о том как нам поднять экономику.
Редакция Exclusive
Как уход Медведева вписывается в транзит власти Как уход Медведева вписывается в транзит власти
Редакция Exclusive
Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента? Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента?
Редакция Exclusive
Как иранское общество отреагировало на новое обострение с США Как иранское общество отреагировало на новое обострение с США
Редакция Exclusive
Казахский «японский император» Казахский «японский император»
Мерей Сугирбаева
Давать экономические обещания опасней, чем политические Давать экономические обещания опасней, чем политические
Редакция Exclusive
Как суфии хотели государственный переворот совершить Как суфии хотели государственный переворот совершить
Редакция Exclusive
Еще одна попытка государственного переворота? Еще одна попытка государственного переворота?
Редакция Exclusive
Почему Токаев не участвует в международных саммитах? Почему Токаев не участвует в международных саммитах?
Редакция Exclusive
Внутриполитический сценарий на 2020: работа над ошибками Внутриполитический сценарий на 2020: работа над ошибками
Редакция Exclusive
Российские ученые прогнозируют распад России Российские ученые прогнозируют распад России
Редакция Exclusive
Отставка первого заместителя руководителя АП – начало конца двоевластия? Отставка первого заместителя руководителя АП – начало конца двоевластия?
Редакция Exclusive
Дело Ардавичуса: козырь Акорды или джокер Библиотеки? Дело Ардавичуса: козырь Акорды или джокер Библиотеки?
Редакция Exclusive
Как уход в политику погубил Абиша Кекильбаева Как уход в политику погубил Абиша Кекильбаева
Мерей Сугирбаева
Что общего у Имангали Тасмагамбетова и Юрия Лужкова? Что общего у Имангали Тасмагамбетова и Юрия Лужкова?
Редакция Exclusive
Почему Токаев будет цепляться за «трон»? Почему Токаев будет цепляться за «трон»?
Мерей Сугирбаева
Заключение Госкомиссии по задержанию Атамбаева вызывает много вопросов Заключение Госкомиссии по задержанию Атамбаева вызывает много вопросов
Редакция Exclusive
Сколько стоят социальные обещания Касым-Жомарта Токаева Сколько стоят социальные обещания Касым-Жомарта Токаева
Редакция Exclusive
Тасмагамбетову – 63.  Стоит ли продлевать срок годности «продукту Назарбаева»? Тасмагамбетову – 63.  Стоит ли продлевать срок годности «продукту Назарбаева»?
Редакция Exclusive
Почему власть не любит принципиальных людей? Почему власть не любит принципиальных людей?
Мерей Сугирбаева
Депутаты против Forbes? Депутаты против Forbes?
Редакция Exclusive
Центральная Азия: общее будущее Центральная Азия: общее будущее
Редакция Exclusive
Сможет ли Майкл Блумберг победить Дональда Трампа Сможет ли Майкл Блумберг победить Дональда Трампа
Редакция Exclusive
Президенту закон, спикеру - орган Президенту закон, спикеру - орган
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33