Назарбаев – Путину: «Правильно, не должно быть двусмысленностей ни в чем, это наша с вами политика».
Инициатива с обнулением президентского срока для действующего президента России не вызвала удивление в Казахстане. Напротив, мы почувствовали некоторую гордость за то, что не всегда наша страна все повторяет за «северным соседом» – бывает и наоборот. Но стоит ли радоваться этому и насколько правомочно говорить о том, что Кремль пошел по стопам Акорды? Как будут развиваться дальнейшие события? Чем еще будут связаны Астана с Москвой и Москва с Астаной?
Мочала – начинай сначала
Итак, Валентина Владимировна предложила Владимиру Владимировичу начать все сначала, последний особо возражать не стал, передав последнее слово Конституционному суду РФ. Но это уже, как все понимают, простая формальность. Таким образом, был определен выход из положения, когда Путину никак нельзя было выпускать из рук штурвал, а дать порулить Медведеву или, тем более, Мишустину, уже было нельзя. Чисто из соображений безопасности режима и его авторитарного правителя.
Наивно было бы полагать, что это была личная инициатива Валентины Терешковой. Впрочем, она и не скрывает того, что ее надоумили, правда, утверждает, что идею подбросили не «политические круги», а «простые люди». Какие именно это «люди», доподлинно не известно – вероятно, либо ее избиратели, либо, по выражению Шварца, «лучше граждане города».
Здесь следует дать небольшую справку. Неправильно было бы ассоциировать Терешкову только с полетом в космос. Дело в том, что у нее солидный стаж «народного избранника». Впервые она стала депутатом в 29 лет (через три года после «исторического полета») и просидела в Верховном совете СССР 33 года – вплоть до 1989 года, когда «перестроечный» парламент во многом обновился. В Государственную думу РФ Валентина Владимировна попала уже в более солидном возрасте – на 75 году жизни и не покидала ее до сих пор (сейчас ей уже 83). За это время она стала соавтором 21 законодательной инициативы и различной поправки, в том числе введение в Конституцию нормы о том, что «Православие является основой национальной и культурной самобытности России», а пару лет назад проголосовала за повышение пенсионного возраста.
Самый наглый вариант
Таким образом, выбор Терешковой в качестве источника «обнулительной» инициативы был неслучаен. Она есть воплощение настоящего «хомо-советикус» с функцией защитницы христианских ценностей (входит в соответствующую депутатскую группу), да еще при этом – человек-легенда. То есть, подавляющее большинство любителей «путинского мира» должны были рукоплескать этой инициативе и безропотно в нее поверить. Рукоплескали и поверили.
Но могло быть и по-другому. На самом деле, обнуление срока это далеко не единственный путь из возможных, рассматриваемых для продления полномочий нынешнего хозяина Кремля. Вообще, чтобы было понятно с самого начала, укрепление власти и «особый статус» Путина было одной из основных причин проведения конституционных реформ, многие из которых должны были служить яркой патриотической декорацией для укрепления авторитаризма.
По некоторой информации, одним из возможных вариантов было усиление роли Совета федерации, главой которого должен стать Путин после окончания нынешнего президентского срока. Проще говоря, он мог бы стать федеральным «канцлером», а полномочия президента при этом будут резко сокращены и сам он станет подотчетен председателю СФ РФ. Другой вариант – править страной через Госсовет, роль которого в последнее время растет. На сегодняшний день, по сути, это совещательный орган при президенте, а при определенных поправках в ту же Конституцию, уже следующий президент мог бы стать при Государственном совете. Кстати, до Терешковой выступал депутат Жириновский, который предложил провести досрочные выборы, а президента избирать Госсоветом. Более призрачная возможность – рулить страной через Конституционный суд, который мог срубить любую «лишнюю» законодательную инициативу.
Впрочем, эти варианты один сложней другого. В техническом плане, конечно. Однако русские, как известно, трудностей не боятся, но в данном случае не стали «заморачиваться». В итоге был выбран наиболее наглый и бесцеремонный путь, зато прямолинейный и, можно сказать, честный. Демонстрация того, что Кремль не собирается считаться с общественным мнением и уж, тем более, оглядываться на страны демократического Запада. Ну, а к периодичным всплескам народного юмора Владимир Владимирович уже привык, и можно даже воочию представить его немного кривоватую ухмылку, когда он смотрит на очередной мэм или карикатуру на заданную тему.
Большой младший брат
В Казахстане «общественное мнение» (читай, мнение интернет-населения) тоже в большей мере восприняло идею с обнулением с изрядной долей юмора, но при этом немного по-отечески. Каждый второй комментатор в соцсетях с латентной гордостью заявил, что Россия пошла по нашему пути. Но это не совсем точное наблюдение и совсем неточное определение.
Стоит напомнить, что в конце марта 1995 года 55-летний президент Назарбаев постановляет провести общенациональный референдум с одним единственным вопросом: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декабря 1991 года?». Результат плебисцита известен. После смены власти в России, у нас был принят закон о первом президенте, который стал постепенно отшлифовываться. Выборы 1999 года проходили по новой Конституции, которая тоже списала старые «долги» первого президента. В достопамятном мае 2007 года прошли очередные внеочередные изменения в Конституцию и ряд других законов, среди которых уменьшение срока полномочий главы государства до пяти лет. Можно было посчитать, что, если тем самым Нурсултан Абишевич вновь «обнулился», то другие поправки принудили его избираться неограниченное количество раз. Воспользоваться этим он смог только два раза.
В том же 2007-ом (в январе) в Туркмении в первый раз был избран президентом Гурбангулы Бердымухамедов. К тому моменту, когда он «отмотал» два пятилетних срока, была принята новая Конституция, которая, ко всему прочему, предполагала увеличение срока правления президента до 7 лет. Таким образом, формально, прежнее его правление обнулилось и сейчас туркменский президент-диджей лишь подходит к середине первого срока. Время еще есть – через 10 лет можно еще что-то придумать. Ильхам Алиев, с кем Бердымухамедов встречался на днях, может без проблем избираться президентом Азербайджана столько раз, сколько захочет. Впрочем, согласно поправкам, введенным в Конституцию республики еще в 2009 году, так может поступать любой президент этой страны – если ему хоть раз удастся победить на выборах. «Любым» пока является Алиев, сын «того» Алиева.
Об Исламе Каримове, наверное, не будем говорить – не так поймут, хотя он просто пару раз проводил референдум в честь себя любимого, но Конституцию в плане президентских сроков не трогал. В Таджикистане конституционный референдум прошел относительно недавно (в 2016-ом), который снял ограничения по срокам. Впрочем, «Основателю мира и национального единства – Лидеру нации» Эмонали Рахмону это было не обязательно. Просто формальность необходимо было соблюсти, а заодно подготовить почву для передачи власти по наследству. А вот Александр Лукашенко еще в 2004 году решил убить двух зайцев сразу, проведя референдум, который одновременно продлил его полномочия и снимали ограничения в количестве президентских сроков. Ах, да, Батька успел «обнулиться» еще в середине 90-х, когда тоже провел непонятный референдум, засунув туда сразу несколько вопросов, но об этом уже мало кто помнит даже в самой Белоруссии.
Россия – щедрая душа
Так что, кто у кого учится и перенимает опыт, это еще не известно. Впрочем, ограничение (или обнуление) сроков правления – это однозначный показатель авторитарного правления в данной стране. При этом объяснения режима в виде того, что многоразовый глава государства будет думать о народе, а не о том, как награбить побольше за пару сроков, мягко говоря, не выдерживают никакой критики.
Но вернемся к России и Путину. Президент Путин не раз высказывался относительно снятия ограничений сроков правления президента – отрицательно высказывался. В бытность своей президентской молодости он даже отмечал, что править долго – «это с ума можно сойти». Мы не психиатры и диагноз ставить не будем, хотя признание болезни - это первый шаг к выздоровлению. Но, как бы то ни было, после вала депутатских предложений, среди которых инициатива Валентины Владимировны оказалась самой «трезвой», в Госдуму вдруг приехал сам Владимир Владимирович, который, кроме всего прочего, опять выступил против снятия ограничений на сроки, назвав это нецелесообразным и заявив, что общество должно иметь гарантии регулярной сменяемости власти. В будущем.
С одной стороны, это был бы самый простой вариант, тем более, проверенный на других постсоветских режимах. Но Кремль не стал на него идти по ряду причин. Одной из них, как ни странно, является опасение широкомасштабных протестных явлений по всей стране. В принципе, они и так будут, и некоторые оппозиционные силы уже заявили об этом, но режим все же решил подстраховаться – все-таки 54% поддерживающих россиян это больше 38% против, но все же складывающаяся ситуация в стране и мире может легко изменить эти цифры в ту или другую стороны. Стоит напомнить, что постпраздничные инициативы депутатов совпали с обвалом цен на нефть и скачком курса доллара.
Вообще, следующие выборы президента России состояться только в 2024 году – поэтому еще есть время на подготовку и «обнулительное» предложение может стать лишь переходным этапом к тому, что уже пережили мы с вами и население соседних авторитарных стран. Поэтому можно считать это лишь «пробным камнем». Но если все же Путину спишут все президентские «долги», то теоретически он может править до 2036-го, когда ему исполнится 83 года – как сейчас Валентине Терешковой. Как бы то ни было в будущем, апрельский всероссийский референдум по конституционной реформе станет неким вотумом доверия или недоверия хозяину Кремля.
А напоследок хотелось бы напомнить способ прихода ВВП к верховной власти. Ведь операция по внедрению его в Кремль была быстрой и по чекистский четкой – до такой степени, что западные политики искренне задавались вопросом «Who is the Mr. Putin?». Вряд ли кто-то здравомыслящий может подумать, что это он сам, еще недавно носивший портфель за Собчаком, мог такое осуществить. Понятно, что кое-кто из настоящих серых кардиналов – из пресловутой «генеральской мафии» – ушел из жизни (сам или при чьей-то помощи), а кто-то отошел от дел, но ведь другие-то остаются. Остается сама Система, в которой Путин, при всем его авторитаризме, все же изначально чей-то ставленник.
Но это, как говорится, совсем другая история. А для тех, кто все же решил, что Россия идет по стопам Казахстана, посмакуйте тему встречи Назарбаева с Путиным. Она прошла как раз после того, как российский президент смотался в Госдуму, а наш бывший поблагодарил его за то, что пододвинул свой напряженный график. Нурсултан Абишевич сказал (цитата): «Я благодарю вас, Владимир Владимирович, [за встречу] несмотря на то, что время бурное и в мире происходят большие события – котировки на энергоносители упали и в Думе идет обсуждение проекта конституционных изменений. Большие события происходят, я наблюдаю за всем этим и думаю, что сегодня подняли вопрос, о котором мне нравится думать: правильно, не должно быть двусмысленностей ни в чем, это наша с вами политика».
Действительно, никаких двусмысленностей – и так все понятно…
Фото на обложке: finobzor.ru