понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Антирыночные меры борьбы с кризисом

Антикризисные меры, объявленные президентом, не вызвали большого оптимизма. Как было сказано позже Дауреном Абаевым, власти намеренно отказались от популистских и несистемных мер. Однако принятые антикризисные меры во многом сами являются популистскими, антирыночными, и несистемными.

Откуда деньги на антикризисные меры?

Прежде всего удивило то, как будут финансироваться предложенные антикризисные меры. В частности, министр информации и общественного развития Даурен Абаев сказал следующее.

"Сильнейший глобальный кризис и падение цен на природные ресурсы привели к тому, что за первый квартал этого года ожидается недопоступление в республиканский бюджет на уровне 350 млдр тенге. Несмотря на это, государство выделяет из бюджета 4,4 трлн тенге, или около 10 млрд долларов, на борьбу с кризисными явлениями, не считая налоговых льгот. Эти деньги выделятся без привлечения средств Национального фонда."

4,4 трлн тенге для Казахстана очень большая сумма. Она составляет 38% от всех расходов республиканского бюджета за 2019 год. Здесь сразу возникает вопрос. Если не будут привлекать дополнительные деньги из Нацфонда, а налоговые и прочие доходы бюджета в 2020 году значительно упадут, то каким образом правительство собирается перераспределить расходы республиканского бюджета на такую громадную сумму?! При этом, только расходы на пенсии и социальную помощь, здравоохранение, и образование в 2019 году занимали около 44% республиканского бюджета.

Возможно, если не будет использоваться Нацфонд, то правительство и Нацбанк планируют запустить печатный станок. Если так, то это уже совсем печальная история. В запуске печатного станка Нацбанка для финансирования госрасходов много очень больших негативных моментов и все они очевидны. Не думаю, что стоит их здесь объяснять. 

Заявление правительства о том, что оно потратит 4,4 трлн тенге из непонятно каких источников вызывает большое недоверие к его экономической политике. Повторю еще раз, о чем не раз писал. В кризис можно и нужно увеличивать использование Нацфонда. Это называется контрциклической фискальной политикой. 

К сожалению, на сегодня в бюджетное законодательство до сих не заложено контрциклическое использование средств Нацфонда, что приводит необоснованному росту госрасходов в период благоприятных цен на нефть и отсутствием четких правил использования фонда в период кризисных явлений или низких цен на нефть.

Хуже того, отсутствие четких контрциклических бюджетных правил по использованию Нацфонда, а также плохое соблюдение правительством своих собственных фискальных ограничений, приводят к постоянно высокой инфляции в Казахстане и сильно ухудшают возможности проведения монетарной и курсовой политики Нацбанком.

Почему единовременная выплата всему населению – это не популизм, а системная мера

Даурен Абаев назвал популизмом и несистемной мерой единовременную выплату всему населению. Однако, это далеко не так. Хуже того, если внимательно посмотреть на предложенные антикризисные меры, то ряд из них однозначно попадают в эту категорию.

Прежде всего, нужно отметить, что для данного кризиса единовременная выплата всему населению как раз и является системной мерой в рамках стандартной контрциклической политики. Ранее я рекомендовал правительству выплатить каждому гражданину Казахстана (включая детей) по 30 - 50 тысяч тенге единовременно. Эта мера должна поддержать население с низкими доходами, стимулировать местное потребление, а также поддержать рост экономики.

Карантинные меры и резкое падение цен на нефть уже очень сильно повлияли на доходы работающего населения и снизили потребительский спрос. Такое снижение спроса в стране немедленно сказалось и еще долго будет сказываться на доходах бизнеса. Снижение спроса будет давить на инфляцию в сторону её понижения. В теории такое изменение цен называется «инфляцией спроса».

С другой стороны, экономика страны находится в большой зависимости от экспорта нефти, поэтому при сильном и достаточно долгом падении цен на нефть девальвация тенге неизбежна. За девальвацией также неизбежно идет рост цен на импортируемые товары и сырье. На такой рост цен никак не может повлиять снижение или увеличение спроса в экономике. Это так называемая «инфляция предложения».

В такой ситуации единовременная выплата всему населению сравнительно небольшой суммы никак не может повлиять на рост инфляции. Например.

Раздача 50 тыс тенге для 18 млн жителей означает государственные расходы в 900 млрд тенге (или $2 млрд). Для бюджета и Нацфонда – это вполне приемлемая сумма. С другой стороны, такое одноразовое поступление денег в экономику поддержит падающий потребительский спрос на рынке и поддержит доходы МСБ. Вряд ли человек получив 50 тыс понесет эти деньги в банк на депозит или пойдет в обменный пункт, чтобы купить себе $100. Особенно это касается населения, которое имеет низкие доходы. Судя по статистике доходов населения, таких людей подавляющее большинство в Казахстане.     

То есть, единовременная выплата денег всему населению, не обременена никакими государственными бюрократическими процедурами, справедлива для всех, и является системной мерой в рамках стандартной контрциклической политики. Эта мера не повлияет на рост инфляции или девальвацию валюты. Так в чем же её популизм?

Несистемные антикризисные меры

Если посмотреть на антикризисную меру, согласно которой «лишившиеся доходов граждане будут получать ежемесячные выплаты в размере 1 МЗП (42 500 тенге)», то как раз таки её уже можно назвать популистской и несистемной. На сегодня уже был объявлен процесс выдачи денег и сразу стало понятно, что он потребует сложных бюрократических процедур и подавляющее число пострадавших не получат денег потому, что либо не захотят связываться с такой бюрократией и хождением по инстанциям, либо они имели серые доходы, которые невозможно доказать.  

Другой крупной несистемной мерой является следующее. «До 1 трлн тенге будет увеличено кредитование бизнеса со ставкой 6% в рамках программы «Экономика простых вещей». Еще 600 млрд тенге направят на кредитование оборотных средств малого и среднего бизнеса под 8% годовых.»

Программы льготного кредитования со стороны государства существовали задолго до кризиса, однако их эффективность вызывала очень большие сомнения. В кризис, когда падает потребительский спрос на рынке, вообще нет смысла в государственных мерах по расширению кредитования экономики. Спрашивается, зачем бизнесу брать новые или дополнительные кредиты, если его доходы падают и впереди есть только большая неопределённость?

В кризис для бизнеса со стороны государства важны не новые льготные кредиты, а помощь в возврате текущих кредитов. С этой точки зрения, гораздо более полезно было бы, например, чтобы государство вместо субсидирования процентов по новым кредитам, лучше бы оплатило всем МСБ заемщикам банковские проценты целиком или частично за какой-то срок. С другой стороны в этом есть определённая дискриминация. Количество пострадавшего бизнеса очень большое и многие из них не брали банковские кредиты. Они тоже должны получить аналогичную денежную по помощь от государства. 

Нерыночные меры

Очень сильно беспокоит, антирыночная направленность ряда антикризисных мер. Например, одна из них заключается в следующем: «На период действия ЧП будет приостановлена выплата основного долга и вознаграждения по всем займам населения, малого и среднего бизнеса.» Данная мера сразу вызвала много вопросов.

Если имеется в виду, что на время ЧП будут продолжать начисляться проценты, а оплата основной суммы и растущих процентов просто сдвинется на какое-то время после ЧП, то это трудно назвать серьезной помощью. Кризис и падение доходов населения и бизнеса будут еще долго продолжаться, даже после снятия ЧП. Однако рано или поздно все равно нужно будет выплачивать кредит вместе со всеми начисленными процентами.     

Если власти считали, что частные банки должны будут взять себе в убыток часть процентов и основной суммы, не оплаченных в время ЧП, то это уже ни в какие ворота не лезет. В реально рыночной экономике, которой у нас нет, власти не могут требовать от любого частного бизнеса стать благотворительной организацией. В целом, у банков из-за кризиса и так будут очень серьезные проблемы с возвратом кредитов. Государство в таких случаях должно за счет бюджета или Нацфонда напрямую деньгами помочь заёмщикам. Этот поможет пострадавшим и сохранит устойчивость банковской системы, что крайне важно во время кризиса.  

Из этой же серии вмешательства государства в дела бизнеса было поручение - «выработать системные общереспубликанские меры по снижению на период карантина оплаты коммунальных услуг». Сразу возникает вопрос, а за чей счет будет снижение оплаты? Если это за счет бизнеса, то эта мера говорит, только об одном, что в Казахстане по сути нет рыночной экономики, поскольку власти диктуют свои условия в убыток бизнесу. Предприятия, предоставляющие коммунальные услуги, представляют собой базовую инфраструктурную отрасль экономики, и их финансовая устойчивость также крайне важна для всей экономики.         

Очень удивила следующая антикризисная мера. «Нацкомпании произведут выплату дивидендов государству за прошлый год в размере до 100 процентов от чистого дохода.» Эта мера является чистой воды популистской и антирыночной.  

Государственные компании это такие же коммерческие предприятия как и любая частная компания. Кризис снижает их доходы, также как и у любого бизнеса в Казахстане. Во время кризиса, в частной компании акционер никогда не будет обескровливать свою компанию, если только он намеренно не хочет её обанкротить. 

Это очень серьезная проблема наших властей, что они считают госкомпании как продолжение госбюджета в ущерб их прибыли и финансовой стабильности. В странах ОЭСР, куда стремится Казахстан, есть очень жесткие стандарты для госкомпаний, где есть прямой запрет на использование их в политических или бюджетных целях. 

И наконец, все что Нацбанк сейчас делает или собирается делать на валютном рынке Казахстана наносит прямой вред рыночным отношениям в этом секторе экономики. Вместо того, чтобы последовательно и планомерно улучшать ситуацию с рыночными механизмами, Нацбанк идет ровно в обратную сторону.

В заключении хотел бы повторить еще раз о чем писал ранее. По всем антикризисным экономическим мерам правительства очень важно проверять, будут ли они улучшать или ухудшать конкуренцию и рыночные механизмы в экономике в целом или в отдельной отрасли. Если мера ухудшает ситуацию, то она должна быть отвергнута. К сожалению, по объявленным антикризисным мерам такой проверки сделано не было. Около полвины из них будут напрямую ухудшать конкуренцию и рыночные механизмы в экономике, что в долгосрочном плане негативно скажется на развитии страны. 

Мурат Темирханов, FCCA, Финансист/экономист

 

 

Оставить комментарий

Политика

Что придется сделать Токаеву в ближайшее время? Что придется сделать Токаеву в ближайшее время?
Карлыгаш Еженова
Способны ли власти Казахстана вдохновить свой народ? Способны ли власти Казахстана вдохновить свой народ?
Жарас Ахметов
Что означает эпидемия для российской власти Что означает эпидемия для российской власти
Редакция Exclusive
Как Токаеву не стать Назарбаевым Как Токаеву не стать Назарбаевым
Редакция Exclusive
Что придется сделать Токаеву в ближайшее время? Что придется сделать Токаеву в ближайшее время?
Редакция Exclusive
Почему страна №1 оказалась не готова к встрече с коронавирусом? Почему страна №1 оказалась не готова к встрече с коронавирусом?
Мерей Сугирбаева
Почему посол КНР так разбушевался? Кто следующий на порку? Почему посол КНР так разбушевался? Кто следующий на порку?
Мерей Сугирбаева
Почему Путин не смог красиво обставить обнуление сроков Почему Путин не смог красиво обставить обнуление сроков
Редакция Exclusive
Жарас Ахметов: Реформам нужен сильный лидер Жарас Ахметов: Реформам нужен сильный лидер
Редакция Exclusive
Назарбаев – Путину: «Правильно, не должно быть двусмысленностей ни в чем, это наша с вами политика». Назарбаев – Путину: «Правильно, не должно быть двусмысленностей ни в чем, это наша с вами политика».
Мирас Нурмуханбетов
«Зеленые человечки» в Крыму: шесть лет спустя «Зеленые человечки» в Крыму: шесть лет спустя
Редакция Exclusive
Что выбрал Путин в Думе Что выбрал Путин в Думе
Редакция Exclusive
Компас многовекторности показывает на «Северного соседа» Компас многовекторности показывает на «Северного соседа»
Мирас Нурмуханбетов
Единая SilkWay виза появится в ближайшее время Единая SilkWay виза появится в ближайшее время
Редакция Exclusive
Генерал КНБ: Именно после заговора Назарбаев и его окружение навсегда перестали доверять друг другу. Генерал КНБ: Именно после заговора Назарбаев и его окружение навсегда перестали доверять друг другу.
Редакция Exclusive
Nur Otan: нас ждет большой сюрприз  Nur Otan: нас ждет большой сюрприз 
Мирас Нурмуханбетов
Кому была выгодна смерть Рахата Алиева и почему Гога Ашкенази превратилась в неприкосновенную фигуру? Кому была выгодна смерть Рахата Алиева и почему Гога Ашкенази превратилась в неприкосновенную фигуру?
Мерей Сугирбаева
«Российские паспорта: можно ли усидеть на двух стульях? «Российские паспорта: можно ли усидеть на двух стульях?
Мерей Сугирбаева
Политическая оттепель в Казахстане откладывается  Политическая оттепель в Казахстане откладывается 
Мирас Нурмуханбетов
Власти хотели, как лучше, а получилось – как всегда Власти хотели, как лучше, а получилось – как всегда
Мирас Нурмуханбетов
Посольство Украины в Республике Казахстан сделало специальное заявление Посольство Украины в Республике Казахстан сделало специальное заявление
Редакция Exclusive
Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками? Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками?
Мирас Нурмуханбетов
Почему убийство Сулеймани стало подарком для иранского режима Почему убийство Сулеймани стало подарком для иранского режима
Редакция Exclusive
Новый закон о митингах – повод для новых митингов Новый закон о митингах – повод для новых митингов
Мирас Нурмуханбетов
«Необъяснимо богатым» придется объясняться  перед законом и народом «Необъяснимо богатым» придется объясняться  перед законом и народом
Мирас Нурмуханбетов
Зачем на самом деле госсек США заглянул в Казахстан  Зачем на самом деле госсек США заглянул в Казахстан 
Мирас Нурмуханбетов
Иерусалим: почему молчит Казахстан? Иерусалим: почему молчит Казахстан?
Редакция Exclusive
Государство нас слышит, но… Государство нас слышит, но…
Жарас Ахметов
Чем закончится война второго президента против «первых» акимов  Чем закончится война второго президента против «первых» акимов 
Мирас Нурмуханбетов
Президенты Казахстана и Узбекистана взялись за реформу госуправления Президенты Казахстана и Узбекистана взялись за реформу госуправления
Редакция Exclusive
Премьер-министр о том как нам поднять экономику. Премьер-министр о том как нам поднять экономику.
Редакция Exclusive
Как уход Медведева вписывается в транзит власти Как уход Медведева вписывается в транзит власти
Редакция Exclusive
Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента? Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента?
Редакция Exclusive
Как иранское общество отреагировало на новое обострение с США Как иранское общество отреагировало на новое обострение с США
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33