понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

COVID-19 как лакмусовая бумага

В каждой стране COVID-19 обнажил ее истинную сущность, реальное положение многих сфер жизнедеятельности государства и его скрытый потенциал, способность народа к мобилизации и готовность власти функционировать в условиях форс-мажора, силу или слабость закона и, наконец, ценности и мораль. Воздействию лакмусовой бумажки подверглись сегодня почти все страны. И наша – не исключение.

Форс-мажорная ситуация не оставляет места для голой пропаганды, популистских госпрограмм и пустых обещаний, не позволяет сослаться на требующие время процедуры принятия/утверждения или отослать в гипотетическое завтра, когда, наконец, в стране наступит благоденствие. Гипноз народа по поводу мифического вхождения страны в пресловутую 30-ку и даже 50-ку окончательно разрушен мощным ударом взрывной волны лопнувшего пропагандистского пузыря.

Вопрос о двоевластии, дискутируемый весь последний год, вдруг обрел новое звучание – есть ли вообще в стране способная эффективно функционировать власть? Свидетельством по-настоящему слаженно работающей команды есть его устойчивость и успешное функционирование независимо от того, какая персона представляет высшую власть в стране. Как показывает ситуация, у нас нет двоевластия (уместнее говорить о безвластии или хаосе во власти), потому что ни одна из обозначенных сил не имеет всей полноты власти и не несет всей полноты ответственности. Более того, разные структуры власти не объединены для решения одних задач, их действия не согласованы. Нижестоящие структуры парализованы настолько, что не способны мобильно работать без указания сверху, а поступающие указания часто настолько размыты, неконкретны, что требуют пояснений, исправлений, доработки. Власть недееспособна и, как следствие, спустя полмесяца с момента объявления в стране ЧП народ так и не имеет четкого представления об антикризисной программе, о том, что, как и когда будет реализовано. Вопрос о том, есть ли это представление у самой власти, остается открытым.

Ситуация обнажила тот факт, что президент не сумел собрать команду антикризисных менеджеров (год потерян, а ведь такая команда была необходима и без ковида, без ЧП) и не успел за год объединить под своим началом и мобилизовать все госструктуры.

Министерства продемонстрировали, что у них нет потенциала для подготовки пакета быстрых мер, направленных на решение самых актуальных задач по диверсификации экономики страны в условиях кризиса. Премьер-министра в стране словно нет, и потому мы не видим слаженной работы всех министерств. Хотя именно премьер-министр по следам принятого президентом решения о введении ЧП должен был представить детальный антикризисный план, связующий все срочные инициативы министерств в единый механизм, что в разы повысило бы эффективность каждой реализуемой меры.

На этом фоне деморализованы чиновники министерств и акиматов: их работа по сбору/написанию отчетов, проведению показательных мероприятий, ежедневная рутина, призванная продемонстрировать их необходимость государству, оказались абсолютно ненужными, более того, обременительными. Кризис определит многие лишние звенья, которые сами себе создают фронт работы, навязывая излишний бюрократизм и тормозя процессы реализации тех или иных мер. Неспособность к обработке и анализу поступающей информации привела к тому, что теперь людям требуется доказывать право на получение социальной помощи. И это при том, что в стране население составляет 17-18 млн человек. Отсутствие информации о людях, их доходах есть следствие проваленной в 2009 году и не проведенной в 2019 году переписи населения, недостатков в работе ЦОНов и системы еgov.

Совет безопасности в условиях невиданного кризиса, пандемии продемонстрировал свою никчемность. Все, что сделал ее председатель, - это обращение к народу, 80 % которого по мировым меркам живет на пороге бедности или нищеты, собрать средства в фонд помощи. Роспуск этого искусственного органа позволил бы высвободить значительные бюджетные средства для открытия производств и создания тысяч рабочих мест.

Полиция, в т.ч. миграционная, к сожалению, не удивила; реализация мер по обеспечению закрытия городов, приему граждан из-за рубежа оказались провальными, чему свидетельство распространившаяся эпидемия в разные регионы страны.

Банковская система и условия кредитования обнажили свой хищнический характер, особенно на фоне мер, предпринимаемых банками разных стран. Народ оказался заложником проводимой банками агрессивной политики. Многолетняя помощь по поддержке банков за счет госбюджета и ЕНПФ не принесла ожидаемого эффекта. Распределение государственных субсидий через банки доказала свою нежизнеспособность и их неготовность к разделению рисков.

Многолетняя информационная закрытость в условиях кризиса сыграла с нами злую шутку. Отсутствие мобильной доверительной связи между органами власти и народом, сокрытие информации лишь усугубляют настроение упадка и растерянности, закрепляют сомнение в неспособности государства справиться с кризисом.

Депутаты традиционно молчат. Народ не услышал их обращения к избирателям. Не слышно и о намерениях Парламента рассматривать в срочном порядке и вносить поправки к законам с учетом необходимости диверсификации всей экономики, которая должна произойти в рекордно быстрые темпы. А ведь нынешнее законодательство является не просто тормозом для этого процесса, но и порой непреодолимым препятствием. Словом, не наблюдается признаков подключения законодателей к решению остро стоящих вопросов. Недееспособный Парламент – настоящая беда для страны.

Перевод, пусть и временный, школьного обучения в режим он-лайн лишает конституционного права на образование тысячи детей в сельской местности, лишенной мобильной связи.

Система здравоохранения, оказавшаяся под главным ударом COVID-19, едва выдерживает его натиск. Становится очевидным, что реформы начинать следовало не с внедрения электронных баз, страхования и Кодекса о здоровье, а с тотальной ревизии всей сферы и обеспечения элементарными средствами, расширением сети поликлиник и больниц, возвратом подготовки санврачей, педиаторов, ветеринаров.

Экономический кризис в стране – рукотворный, а условия в рамках ЕЭАС лишь увеличивают потери страны и становятся главным тормозом для развития собственного производства.

Народ разобщен. Это следствие того, что все эти годы он был оставлен наедине с собственными трудностями. Это касается всех – добившихся успеха или нет. Деморализация общества привела к безответственности, эгоизму, коррупции, беззаконию. Следствие этой деморализации мы наглядно наблюдаем сегодня и в отношении власти к народу, его жизни и здоровью.

Есть ли выход и можно ли преодолеть все то, что так выпукло продемонстрировал нам COVID-19? Безусловно. Выход один: оптимизация всего и вся, полная перезагрузка системы.

Политика

Антирыночные меры борьбы с кризисом Антирыночные меры борьбы с кризисом
Редакция Exclusive
Что придется сделать Токаеву в ближайшее время? Что придется сделать Токаеву в ближайшее время?
Карлыгаш Еженова
Способны ли власти Казахстана вдохновить свой народ? Способны ли власти Казахстана вдохновить свой народ?
Жарас Ахметов
Что означает эпидемия для российской власти Что означает эпидемия для российской власти
Редакция Exclusive
Как Токаеву не стать Назарбаевым Как Токаеву не стать Назарбаевым
Редакция Exclusive
Что придется сделать Токаеву в ближайшее время? Что придется сделать Токаеву в ближайшее время?
Редакция Exclusive
Почему страна №1 оказалась не готова к встрече с коронавирусом? Почему страна №1 оказалась не готова к встрече с коронавирусом?
Мерей Сугирбаева
Почему посол КНР так разбушевался? Кто следующий на порку? Почему посол КНР так разбушевался? Кто следующий на порку?
Мерей Сугирбаева
Почему Путин не смог красиво обставить обнуление сроков Почему Путин не смог красиво обставить обнуление сроков
Редакция Exclusive
Жарас Ахметов: Реформам нужен сильный лидер Жарас Ахметов: Реформам нужен сильный лидер
Редакция Exclusive
Назарбаев – Путину: «Правильно, не должно быть двусмысленностей ни в чем, это наша с вами политика». Назарбаев – Путину: «Правильно, не должно быть двусмысленностей ни в чем, это наша с вами политика».
Мирас Нурмуханбетов
«Зеленые человечки» в Крыму: шесть лет спустя «Зеленые человечки» в Крыму: шесть лет спустя
Редакция Exclusive
Что выбрал Путин в Думе Что выбрал Путин в Думе
Редакция Exclusive
Компас многовекторности показывает на «Северного соседа» Компас многовекторности показывает на «Северного соседа»
Мирас Нурмуханбетов
Единая SilkWay виза появится в ближайшее время Единая SilkWay виза появится в ближайшее время
Редакция Exclusive
Генерал КНБ: Именно после заговора Назарбаев и его окружение навсегда перестали доверять друг другу. Генерал КНБ: Именно после заговора Назарбаев и его окружение навсегда перестали доверять друг другу.
Редакция Exclusive
Nur Otan: нас ждет большой сюрприз  Nur Otan: нас ждет большой сюрприз 
Мирас Нурмуханбетов
Кому была выгодна смерть Рахата Алиева и почему Гога Ашкенази превратилась в неприкосновенную фигуру? Кому была выгодна смерть Рахата Алиева и почему Гога Ашкенази превратилась в неприкосновенную фигуру?
Мерей Сугирбаева
«Российские паспорта: можно ли усидеть на двух стульях? «Российские паспорта: можно ли усидеть на двух стульях?
Мерей Сугирбаева
Политическая оттепель в Казахстане откладывается  Политическая оттепель в Казахстане откладывается 
Мирас Нурмуханбетов
Власти хотели, как лучше, а получилось – как всегда Власти хотели, как лучше, а получилось – как всегда
Мирас Нурмуханбетов
Посольство Украины в Республике Казахстан сделало специальное заявление Посольство Украины в Республике Казахстан сделало специальное заявление
Редакция Exclusive
Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками? Готов ли Казахстан стать ареной «противостояния с потенциальными противниками?
Мирас Нурмуханбетов
Почему убийство Сулеймани стало подарком для иранского режима Почему убийство Сулеймани стало подарком для иранского режима
Редакция Exclusive
Новый закон о митингах – повод для новых митингов Новый закон о митингах – повод для новых митингов
Мирас Нурмуханбетов
«Необъяснимо богатым» придется объясняться  перед законом и народом «Необъяснимо богатым» придется объясняться  перед законом и народом
Мирас Нурмуханбетов
Зачем на самом деле госсек США заглянул в Казахстан  Зачем на самом деле госсек США заглянул в Казахстан 
Мирас Нурмуханбетов
Иерусалим: почему молчит Казахстан? Иерусалим: почему молчит Казахстан?
Редакция Exclusive
Государство нас слышит, но… Государство нас слышит, но…
Жарас Ахметов
Чем закончится война второго президента против «первых» акимов  Чем закончится война второго президента против «первых» акимов 
Мирас Нурмуханбетов
Президенты Казахстана и Узбекистана взялись за реформу госуправления Президенты Казахстана и Узбекистана взялись за реформу госуправления
Редакция Exclusive
Премьер-министр о том как нам поднять экономику. Премьер-министр о том как нам поднять экономику.
Редакция Exclusive
Как уход Медведева вписывается в транзит власти Как уход Медведева вписывается в транзит власти
Редакция Exclusive
Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента? Что стоит за десятидневной отсрочкой заседания правительства с участием президента?
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33