Выборы в маслихаты как пробуждение гражданского общества
Разговоры и различные материалы на тему срочных досрочных парламентских выборов стали настолько рутинными, что уже мало кто сомневается, что они могут пройти в срок. Это, конечно, не умаляет необходимости быть готовым к этому вне зависимости от того, собираешься ты в этом участвовать, быть наблюдателем или просто активным избирателем. Но за всем этим замыливается интерес другому выборному процессу – а именно, в местные, городские и областные маслихаты. А ведь это может стать генеральной репетицией перед «походом на мажилис», что стало все яснее осознавать гражданское общество.
Выборы в тени
Мы не откроем большой тайны, если скажем, что последние несколько электоральных кампаний были скучными. Наибольшая активность общества была зарегистрирована на очередных внеочередных парламентских выборах 2012 года – тогда политическая борьба проходила на фоне растерла в Жанаозене и отправления «в бан» партии «Руханият». Президентские перевыборы же проходили для галочки (кроме прошлогодних, конечно). А что касается процесса избрания депутатов маслихатов всех уровней, то среднестатистический гражданин с трудом вспомнит (если вспомнит), когда это было и было ли вообще. Если немного напрячься, то можно припомнить соответствующие выборы 2007 и 2003 годов, когда была какая-то борьба, интриги и провокации, а потом – тишина.
Между тем, судя по тому, что в маслихатах областей, городов республиканского значения и более мелких территориальных единицах заседают депутаты соответствующих уровней, их кто-то туда все-таки выбирает. Впрочем, здесь правильнее будет использовать термин «назначает», которым несколько лет назад случайно оговорился один алматинский городской маслихатовец, страдающий манией помощи людям с неизменным тиражированием этого в соцсетях. В общем, интерес населения к этому процессу практически иссяк, чему в немалой степени посодействовала небольшая поправка в конституционный закон о выборах, согласно которой в местные органы власти теперь можно будет попадать только через партийные списки.
Понятно, что это было не просто так. Режиму нужно было максимально снизить интерес казахстанцев к маслихатам, несмотря на призывы с высоких трибун к развитию местного самоуправления. Для этого даже стали практиковать выборы местных акимчиков – правда, тоже через подконтрольных депутатов районного значения. Но этим планы власти не ограничивались. Сегодня уже всем понятно, что транзит власти не ограничивается только сменой президента, а в переходный период можно ожидать корректировку не только вертикали власти. Определенные изменения должны коснуться и выборных ее органов.
В первую очередь, это касается обновление парламента, а точнее – нижней ее палаты. Если с «походом в мажилис» все относительно понятно и власти даже в определенной степени заинтересованы в создании видимости борьбы за электорат, то с продвижением в маслихаты дело обстоит иначе. О них, похоже, надолго забыли не только избиратели, но и опытные оппозиционеры. Впрочем, сейчас, судя по всему, интерес просыпается, и он может основываться на том, что выборы туда могут состояться уже этим летом.
Без шума и пыли
Выступая на расширенном Политсовете «Нур-Отана» в августе прошлого года, ее председатель, как бы между прочим, заявил, что выборы в парламент, как и в маслихаты пройдут в конституционные сроки. Возможно, он имел в виду начало 2021 года, когда истечет пятилетний «срок годности» и тех, и других депутатов. Но ведь той же Конституцией предусмотрены и досрочные выборы, тем более, прохождение электоральной кампании в срок у нас считается чуть ли не признаком дурного тона. Это как на той вовремя прийти. Правда, на свадьбы у нас опаздывают (точнее, задерживаются), а здесь всегда пораньше.
Сейчас, как уже было сказано выше, власти свели до минимума интерес общества, а вместе с ним и электората к маслихатам. Тоже самое касается и верхней палаты парламента, куда попасть трудно даже непростому смертному. Но сенат в настоящее время тоже должен быть подвержен некоторому реформированию, в том числе и через обновление его состава, а это может произойти и посредством голосования депутатов маслихатов. Да и последние события с экс-спикером призваны несколько ускорить эти события, которые и ранее были занесены в сценарий транзита власти.
Кроме этого, Администрация президента и сам Касым-Жомарт Кемелевич весь прошедший год сделали ряд шагов в сторону усиления контроля над главами регионов. Это касается не только политического контроля, но и, как бы это ни странно звучало, попытки свести к минимуму распиливание местных бюджетов. К слову, снятие акима Шымкента и уголовные дела в отношении двух его областных коллег являются звеньями одной цепи в этой работе. Другим фактором в этом направлении является подконтрольные центру маслихаты, которые, как известно, не только формируют местный бюджет и одобряют предложенного президентом акима, но и в случае чего могут дать ему отвод.
И, как сами понимаете, контролировать маслихаты через партии-марионетки лучше и выгоднее, чем через городские или областные администрации. Ко всему прочему режиму надо провести «перезагрузку» местных органов непременно до очередных внеочередных парламентских выборов, что тоже вполне соответствует разработанному ранее сценарию транзита власти. Среди других причин – укрепление изрядно пошатнувшихся позиций партии власти. Но только весь этот процесс должен быть без лишних глаз и уж тем более – нездорового (по их мнению) интереса общества. Поэтому выборы в маслихаты власти хотят провести «без шума и пыли».
Разведка боем
Однако есть большая вероятность, что на этот раз тихо-мирно обновить маслихаты не удастся. Некоторое время назад среди активистов стали звучать сначала робкие, а затем более смелые предложения повторить прошлогоднюю электоральную борьбу на намеченных маслихатовских выборах. Причем, появились наметки на объединение разрозненных пока сил гражданского общества и подключение представителей старой оппозиции, которая на прошлых выборах либо наблюдала со стороны, либо вообще призывала к бойкотированию.
Мы пока не будем называть конкретные имена людей и названия организаций (не всегда зарегистрированных), которые они представляют. Отметим лишь то, что наметились общие идеи, да и сам интерес к предстоящим событиям показывает, что в условиях чрезвычайного положения и карантина люди соскучились не только по работе, но и по участию в различных политических действиях. Если коротко, то на сегодняшний день в обсуждении (пока в закрытом формате) принимают участие представители полутора десятков различных движений и организаций, которые намерены так или иначе участвовать в предстоящих выборах. Есть вероятность, что в этом направлении скрытое участие могут принять и некоторые околовластные структуры или даже отдельные кланы, которые сейчас тайком продвигают «анти-нуротановские» идеи. Об этом отдельный разговор, но стоит отметить, что это тоже является показателем сложившейся ситуации.
На настоящем этапе выработано два основных направления. Во-первых, это идея, сформулированная примерно следующим образом – «За кого бы не голосовали, но главное не за «Нур-Отан», а во-вторых, максимально полное покрытие избирательных участков с целью недопущения фальсификаций. По первому направлению, наверное, все понятно. Вряд ли какую-то партию успеют зарегистрировать к этому времени, поэтому есть идеи не только использовать имеющие регистрацию в Минюсте, но и поработать с отдельными кандидатами и их электоратом. Всего, по подсчетам активистов, нужно обеспечить 4300 кандидатов на маслихаты всех уровней.
Что касается наблюдения, то предварительно необходимо добиваться участия представителей других партий (в первую очередь, ОСДП) в работе избирательных комиссий всех уровней, а их порядка 10000. Отметим, что оппозиция пыталась работать в этом направлении в последние полтора десятка лет, но особых успехов не добилась. Также планируется привлечь по несколько наблюдателей на каждый участок. А для облегчения их работы, систематизации полученных результатов и оперативной подачи информации уже сейчас разрабатывается создание мобильного приложения, которое позволит следить за ситуаций с голосованием и его итогами в режиме реального времени.
Коротко говоря, планы могут показаться амбициозными, но даже само инициирование этой темы показывает зрелость общества и его стремление участвовать в политической жизни страны, не игнорируя, казалось бы, бесперспективные направления. Если даже воплотится в жизнь лишь часть этих планов, то предстоящие выбора в маслихаты могут стать довольно жаркими и запоминающимися. Тем более, что для многих они станут генеральной репетицией перед выборами парламентскими – своеобразной разведкой боем, главным результатом которой должно стать не только и не столько прохождение альтернативных кандидатов в маслихаты, но и пробуждение интереса общества к наиболее важному составляющему демократического государства – выборам.