четверг, 31 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как победа Байдена повлияет на российскую внутреннюю политику

Андрей Колесников, Московский Центр Карнеги

«Господин премьер-министр, я заглянул в ваши глаза, и я не думаю, что у вас есть душа (I don’t think you have a soul)», – сказал вице-президент США Джо Байден, посещая в 2011 году офис тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина. На что российский лидер заметил: «Мы понимаем друг друга».

«Первым с победой Джо Байдена поздравил Андрей Андреевич Громыко». Фотография с этой ироничной подписью, на которой председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко приветствует сенатора Байдена, прибывшего в январе 1988 года в Москву для консультаций в рамках подготовки к ратификации Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, обошла российские соцсети.

Разумеется, это намек на возраст избранного американского президента: в ноябре 2020 года ему исполнилось 78 лет, а во время их встречи с Громыко патриарху советской политики, на старости лет «награжденному» Михаилом Горбачевым постом советского «президента», как раз и было 78. Но в этом фото есть и второй смысл.

Советские лидеры разговаривали с самыми разными представителями американского истеблишмента, вели с ними серьезные и нередко результативные беседы. Сегодня представители российской элиты этим похвастаться не могут. Есть ли в принципе у Байдена шанс еще раз в своей политической карьере оказаться в Москве и провести переговоры об ограничении ядерных вооружений – большой вопрос.

«Господин премьер-министр, я заглянул в ваши глаза, и я не думаю, что у вас есть душа (I don’t think you have a soul)», – сказал вице-президент США Джо Байден, посещая в 2011 году офис тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина. На что российский лидер заметил: «Мы понимаем друг друга».

Это две очень важные реплики: никаких сантиментов, ничего личного, никакой загадочной русской души, только бизнес. Может быть, этот подход – без иллюзий – станет основой для нового типа российско-американских отношений, несмотря на мрачные прогнозы? Впрочем, внешняя политика в высокой степени зависит от вектора политики внутренней, а в этой сфере пока трудно обнаружить какие-либо основания для оптимизма.

Ярмарка угроз

В своей программной статье в Foreign Affairs, увидевшей свет в апреле 2020 года, Байден не сильно концентрируется на российской повестке, упоминая Россию в контексте противостояния ее агрессии и необходимости в связи с этим укреплять НАТО («Кремль боится сильного НАТО»). В тексте, впрочем, есть обнадеживающие рассуждения по поводу контроля над вооружениями совместно с Россией.

Пишет будущий президент и о том, что России нужно жестко противостоять в случае нарушения ею международных норм, а также следует поддерживать «российское гражданское общество, которое отважно противостоит клептократической авторитарной системе Владимира Путина». В конце статьи Байден спорит с известным утверждением российского президента, что «либерализм устарел»: «Он [Путин] боится его [либерализма] мощи».

Здесь просматриваются как минимум два направления для ответных пропагандистских спекуляций.

Во-первых, предсказуемое восстановление активного сотрудничества США и стран Европы в рамках НАТО – хороший повод для российской пропагандистской машины поспекулировать на военной теме. Неизбежен старт продаж российскому обществу угрозы военной агрессии США и их союзников против России.

Значительного мобилизационного потенциала такая ярмарка угроз не несет – начиная с 2018 года внешнеполитическая и милитаристская повестка перестала поднимать рейтинги власти. Это связано с тем, что в представлении большинства россиян наша страна уже восстановила свое могущество. Кроме того, непопулярная пенсионная реформа именно в 2018 году резко переключила внимание общественного мнения на внутриполитическую и социально-экономическую повестку. Тем не менее антиамерикански настроенную часть общества никогда не будет лишним подпитать новыми доказательствами агрессивной политики США.

Второе направление – гражданское общество. Ухудшение отношений с Западом всегда негативно сказывается на российском гражданском обществе: государство начинает оказывать давление на него с удвоенной энергией. Даже словесная поддержка будущей администрацией Байдена российских гражданских организаций может спровоцировать новые законодательные инициативы по ограничению их деятельности. Не говоря уже о прямых беспричинных преследованиях. Одновременно с победой Байдена правительство внесло в Думу законопроект, содержащий новые ограничения работы НКО и дополнительные основания для их ликвидации. 

Возможно, это и совпадение, но проект закона направлен против «иностранного финансирования» (это понятие расширяется в еще большей степени) и сотрудничества некоммерческих структур с «нежелательными организациями». Такого рода нормотворчество и так-то не редкость, а в результате акцента Байдена на правозащитной повестке российское правоприменение и подготовка поправок к законам станут носить все более репрессивный характер – как ответ на вмешательство во внутренние дела России с помощью агентов влияния в лице НКО и физических лиц, признанных иноагентами.

Чувство превосходства и комплекс неполноценности

Многочисленные фокус-группы Левада-центра, партнера в отдельных исследованиях Московского центра Карнеги, показывают, что средний россиянин амбивалентно относится к Соединенным Штатам.

В известном смысле сознание и российских (а когда-то – советских) элит, и общественного мнения американоцентричны. Идея догоняющего развития СССР, а затем России основана на измерении собственных достижений и неудач американской линейкой. Чрезмерное внимание к американскому образцу порождало и ощущение зависимости: респонденты фокус-групп нередко говорят о том, что российская Конституция 1993 года писалась в Соединенных Штатах. Настолько мы были зависимы от США в ельцинское время, что потребовались поправки Путина в Основной закон, чтобы он стал по-настоящему суверенным. Америка – враг, к тому же в отличие от нас – «бездуховный». Однако в то же время это экономически мощная держава, у которой есть чему поучиться – с ней стоит сотрудничать и к ее уровню благосостояния нужно стремиться.

Эта модель отношения к США, замешенная одновременно на чувстве превосходства и комплексе неполноценности, работает десятилетиями. Как пишет историк-американист Иван Курилла, «описывая Америку, мы описываем себя – либо через отрицание («мы – не Америка»), либо через отождествление («вот такими мы могли бы быть или будем»)».

Именно акцент на собственной российской гордости и возрождении чувства великой державы вернул все комплексы россиян по отношению к Соединенным Штатам, которые не были столь заметны до присоединения Крыма и пика квазипатриотической истерии.

По графику легко заметить, что резкий скачок в представлениях о США как враждебной по отношению к России державе произошел именно в 2014 году. В 2020 году этот показатель, оставшись высоким, все-таки заметно снизился. Вместе с чрезмерной враждебностью ушел и чрезвычайный интерес к президентской кампании в Штатах, да и вообще к событиям в Америке (например, 35% респондентов Левада-центра первый раз в сентябре 2020 года услышали от социологов о протестах в США). 

Победа Байдена гипотетически, в случае специального акцента на ее негативных последствиях со стороны российской пропаганды, может стать поводом для разжигания антиамериканских настроений, и показатель враждебности пойдет вверх. Пока таких социологических данных нет, они могут появиться в конце 2020 года или в начале 2021-го. 

США, конечно, остаются в сознании россиян безусловным врагом №1. По сентябрьскому опросу Левады, 70% респондентов считают врагом России США, 14% – Украину, 10% – Великобританию, по 7% – Евросоюз и Польшу. Но ничего нового в представления россиян о Соединенных Штатах такая кампания не привнесет, поэтому эффект ее без специальных пропагандистских усилий окажется незначительным и, скорее всего, краткосрочным. 

Конкретные шаги российских властей в высокой степени зависят от первых действий и заявлений администрации Джозефа Байдена. Рациональный ее подход к возможным сферам сотрудничества может как минимум отложить массированную антиамериканскую пропагандистскую кампанию – без специальной команды она не будет запущена. Спокойный прагматический фон первых заявлений и контактов способен сдержать и враждебные по отношению к российскому гражданскому обществу правоприменительные и законодательные инициативы.

Исторический опыт показывает, что общественное мнение охотно меняет негативное отношение к бывшему врагу на позитивное в случае улучшения официальных отношений между странами. Так было, например, в эпоху разрядки 1970-х годов, которая не состоялась бы без прагматизации переговорных позиций СССР и США. Например, внешнеполитическая стратегия Соединенных Штатов, обнародованная в 1970 году в виде доклада президента Ричарда Никсона Конгрессу, предполагала деловые (business-like manner) переговоры с коммунистическими странами и взаимную заинтересованность с Советским Союзом «в прекращении опасной гонки ядерных вооружений».

В ту же эпоху оправдала себя и такая технология, как неформальные каналы связи (back-channels, подробно описанные, например, Генри Киссинджером). В результате стала возможной даже реализация договоренности о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (программа «Союз» – «Аполлон»). Прямые исторические экстраполяции, разумеется, весьма условны, но они дают представление о возможных инструментах сотрудничества и свидетельствуют о позитивных последствиях прагматической кооперации для разрядки напряженной внутриполитической атмосферы.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33