воскресенье, 10 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как направить соперничество между США и Россией в безопасное русло

Томас Грэхем, Дмитрий Тренин, Московский центр Карнеги

Сегодня речь не идет о всеобъемлющем, экзистенциальном соперничестве за геополитическое и идеологическое доминирование. Мир стал многополярным, а российско-американские отношения перестали быть главной осью мировой политики – ею стали отношения между США и Китаем. Теперь Москва и Вашингтон соперничают не только друг с другом, но и с другими центрами силы и должны принимать в расчет свои отношения с ними.

Сегодня нет особых сомнений в том, что конфронтация России и США – это надолго. Но приход в Белый дом нового президента – Джо Байдена – дает странам хорошую возможность попробовать переосмыслить отношения. Новая американская администрация может не включать Россию в число своих приоритетов, а Кремль – не ждать от смены власти в Штатах ничего хорошего, но интересам ни той, ни другой стороны не отвечает ухудшение отношений, которое повышает риск военного столкновения между двумя крупнейшими ядерными державами.

Чтобы снизить напряженность, странам надо договориться о предмете и природе их отношений, а также о подходящих форматах взаимодействия. Причем сделать это так, чтобы не пришлось отказываться от своих базовых принципов и интересов. Задача не из простых.

Каждая из сторон может верить, что ее противник – в упадке, но суровая реальность такова, что ни США, ни Россия никуда не денутся из мировой политики и продолжат сталкиваться друг с другом по самым разным вопросам по всей планете. Россия и США остаются крупнейшими ядерными державами, и каждая из них может уничтожить современную цивилизацию. Обе страны настолько богаты природными ресурсами, что близки к самодостаточности, а потому легче других могут пережить даже самые тяжелые глобальные потрясения.

Китай приближается к их уровню, но пока только США и Россия располагают необходимым географическим положением и стратегическим потенциалом, чтобы иметь возможность влиять на судьбу всего Евразийского суперконтинента, составляющего, наряду с Северной Америкой, ядро современного мира. Так что Москве и Вашингтону необходимы рабочие отношения, несмотря на все разногласия.

Речь не о перезагрузке или новом партнерстве, а скорее об ответственных и менее враждебных отношениях между соперниками с очень разными ценностями, интересами и представлениями о миропорядке. Ни Россия, ни США не откажутся от непоколебимой веры в собственную исключительность и особую миссию – собственно, эта вера и лежит в основе их противостояния.

Соединенные Штаты и дальше будут считать себя главной демократией, призванной распространять идеалы свободы по всему миру. Россия, как и раньше, будет представлять себя хранительницей принципа национального суверенитета и защитницей мира, где возможны разные системы ценностей.

Ни Россия, ни США не отступятся от своих ключевых геополитических интересов, какое бы раздражение это ни вызывало у другой стороны. Не собираются они менять и свое внутреннее устройство, хотя обе страны осознают необходимость глубоких реформ. Эти разногласия станут еще заметнее, когда администрация Байдена вернется к более традиционному подходу к международным отношениям после четырех лет нестандартного президентства Трампа.

Иными словами, нынешняя конфронтация – она системная, а не просто следствие недопонимания или разногласий между лидерами, которые можно преодолеть с помощью диалога. И ни инаугурация Байдена, ни уход Путина не изменят основ отношений. В умах правящих элит обеих стран глубоко укоренилось убеждение, что действия противоположной стороны направлены на ущемление их национальных интересов.

В таких условиях обе страны должны признать, что текущее бескомпромиссное соперничество крайне рискованно, и попытаться выстраивать отношения, исходя из трех целей, общих для Москвы и Вашингтона. Первая – это предотвращение ядерной войны. Вторая – ответственное регулирование соперничества, чтобы не допустить внезапной эскалации, способной спровоцировать военный конфликт. Третья – сотрудничество в борьбе с общими, транснациональными угрозами.

Эти цели напоминают те, которыми США и СССР руководствовались на последних этапах холодной войны. Однако нынешнее противостояние сильно отличается от той эпохи и требует других подходов.

Сегодня речь не идет о всеобъемлющем, экзистенциальном соперничестве за геополитическое и идеологическое доминирование. Мир стал многополярным, а российско-американские отношения перестали быть главной осью мировой политики – ею стали отношения между США и Китаем. Теперь Москва и Вашингтон соперничают не только друг с другом, но и с другими центрами силы и должны принимать в расчет свои отношения с ними.

Раз противостояние больше не биполярное, то и контакты России и США должны быть не двусторонними, а встроенными в многосторонние форматы. После холодной войны две страны не раз оказывались вместе в составе того, что можно назвать небольшими ситуативными коалициями по конкретным проблемам – например, в контактной группе по конфликтам на Балканах или в группе 5+1 по иранской ядерной программе. В будущем такие коалиции должны стать обычным явлением, а их тематику следует расширить за счет стратегических проблем и вопросов региональной архитектуры безопасности.

Пока китайцы не готовы принять эту идею, но в будущем диалог Китая, России и США по стратегической стабильности станет необходимостью. Со временем к нему могут присоединиться также Франция и Великобритания. Прошедшие в 2020 году переговоры между Россией, Саудовской Аравией и США о стабилизации мирового рынка нефти должны заложить основы для постоянного взаимодействия между энергетическими сверхдержавами.

Возможны и другие коалиции. Например, с Германией и Францией – по европейской безопасности. С Израилем и Турцией (по отдельности) – по Ближнему Востоку. С Индией и/или Японией – по евразийской безопасности. С Китаем, Индией и Пакистаном – по Афганистану.

Такие небольшие многосторонние площадки смягчают негативные последствия асимметрии потенциалов США и России, обогащают диалог и лучше годятся для выработки применимых на практике идей, потому что в процессе с самого начала будут участвовать страны, играющие ключевую роль в том или ином вопросе.

Создание большинства из таких площадок пока еще рано обсуждать на официальном уровне. Лучше это делать по неофициальным каналам, через экспертов, но – в идеале – с официальной поддержкой. Такой подход создаст своего рода государственно-частное партнерство для управления отношениями и поможет мобилизовать общественную поддержку, необходимую для долгосрочного успеха любой подобной инициативы.

Конечным результатом могла бы стать новая модель отношений, которые будут представлять собой сеть многосторонних официальных и неофициальных площадок, стабилизирующих и смягчающих соперничество.

Чтобы создать такую сеть, администрации Байдена и Кремлю нужно в первую очередь обсудить, как лучше организовать отношения и какие многосторонние площадки сейчас могут быть наиболее эффективны. Некоторые из них возникнут сами собой, по мере того как команда Байдена начнет воплощать в жизнь свои планы.

Возобновление переговоров по иранской ядерной программе потребует совместной работы в формате 5+1. Другой приоритет администрации Байдена – борьба с изменением климата и возвращение к Парижскому соглашению – тоже открывает возможности для многостороннего диалога с Россией, которая наконец стала серьезнее относиться к климатическим проблемам. Россия и ЕС продолжают активно обсуждать этот вопрос, несмотря на общее ухудшение отношений. Взаимодействие между США, ЕС и Россией по проблеме изменения климата может сформировать новую общемировую повестку.

Есть и другие неотложные вопросы, которыми можно заняться в рамках малых многосторонних форумов с участием США и России. Например, давно пора возобновить шестисторонние переговоры по ядерной программе Северной Кореи, даже если США не хотят отказываться от двусторонних контактов с Пхеньяном, а Китай остается его главным партнером. Если к разговору подключатся другие региональные державы, то это поможет стабилизировать ситуацию в Северо-Восточной Азии и снизить угрозу, исходящую от Северной Кореи.

В свою очередь, диалог по вопросам безопасности в формате США – НАТО – ЕС – Россия может разрядить обстановку на границе между Россией и странами НАТО и привести к договоренностям, которые предотвратят размещение ракет средней дальности или подобных систем в Европе в условиях, когда Договор о ракетах средней и меньшей дальности больше не действует.

Вместе с тем Байден и Путин не должны ограничивать такие многосторонние площадки обсуждением лишь тех проблем, где интересы двух стран явно совпадают. Такие форматы необходимы – а, возможно, еще более важны – по тем вопросам, где есть противоречия. Например, нарастающая нестабильность на Ближнем Востоке требует более широкого диалога между США и Россией, возможно, на основе переговоров между США, Россией и Израилем, состоявшихся летом 2019 года.

Пандемия коронавируса спровоцировала острую конкуренцию в производстве и коммерческой реализации вакцин, но резкий рост случаев заражения в США, России и Европе указывает, что полезным был бы трехсторонний диалог по обмену опытом в борьбе с вирусом.

Разумеется, многосторонние форматы не могут и не должны полностью вытеснить двусторонние контакты. В отношениях Москвы и Вашингтона есть три назревших двусторонних вопроса, судьба которых во многом предопределит, насколько эффективными будут и описанные выше многосторонние форматы.

Во-первых, Россия и США должны возобновить нормальные дипломатические контакты, которые были серьезно ограничены в условиях конфронтации, обострившейся после украинского кризиса 2014 года. Во-вторых, необходимо продлить еще на пять лет договор СНВ-3, чтобы положить начало серьезному диалогу о стратегической стабильности. Наконец, в-третьих, Москва и Вашингтон должны начать диалог по проблеме вмешательства во внутренние дела друг друга – одной из его целей станет выработка правил, регулирующих взаимодействие в киберпространстве.

Ни одно из изложенных выше предложений не изменит конкурентного характера отношений между США и Россией. Однако эти отношения можно и нужно стабилизировать на нынешнем низком уровне, чтобы подготовить почву для более конструктивных подходов. Со временем Москва и Вашингтон должны прийти к тому, что можно назвать ответственной конкуренцией между державами – такой, которая будет основываться на взаимной сдержанности, сочетаться с сотрудничеством по небольшому набору вопросов и смягчаться работой в многосторонних форматах. Такие отношения помогут нам безопасно пережить эпоху соперничества великих держав, которая обещает быть долгой.

Оставить комментарий

Политика

О «подарках» и обиженных «дарителях» О «подарках» и обиженных «дарителях»
Редакция Exclusive
Почему на текущие парламентские выборы выделено в три раза больше денег, чем на предыдущие? Почему на текущие парламентские выборы выделено в три раза больше денег, чем на предыдущие?
Мирас Нурмуханбетов
Секреты привлекательности Трампа Секреты привлекательности Трампа
Редакция Exclusive
Парламент снова не доработает свой конституционный срок? Парламент снова не доработает свой конституционный срок?
Махамбет Абжан
НАТО официально провозглашает Россию главной угрозой НАТО официально провозглашает Россию главной угрозой
Редакция Exclusive
Путин устами депутатов Госдумы прощупывает пределы терпения казахов Путин устами депутатов Госдумы прощупывает пределы терпения казахов
Редакция Exclusive
Последний шанс Меркель Последний шанс Меркель
Редакция Exclusive
Джордж Сорос о цене капитуляции Меркель перед венгерско-польскими вымогателями Джордж Сорос о цене капитуляции Меркель перед венгерско-польскими вымогателями
Редакция Exclusive
Нуржан Альтаев: «Победу Нур Отана обеспечат учителя, врачи и госслужащие» Нуржан Альтаев: «Победу Нур Отана обеспечат учителя, врачи и госслужащие»
Редакция Exclusive
О двоевластии в Казахстане, «подарке» России и выборах О двоевластии в Казахстане, «подарке» России и выборах
Мирас Нурмуханбетов
Первые национал-патриоты Первые национал-патриоты
Редакция Exclusive
Уроки ХIХ съезда Компартии для Казахстана Уроки ХIХ съезда Компартии для Казахстана
Редакция Exclusive
Выборы в парламент могут быть объявлены нелигитимными? Выборы в парламент могут быть объявлены нелигитимными?
Редакция Exclusive
Маслихаты как идеальное местное самоуправление… для власти Маслихаты как идеальное местное самоуправление… для власти
Мирас Нурмуханбетов
Чего боится власть, ограничив наблюдение за выборами? Чего боится власть, ограничив наблюдение за выборами?
Мирас Нурмуханбетов
Ждать ли «триумфальной» победы Нур Отана на выборах? Ждать ли «триумфальной» победы Нур Отана на выборах?
Редакция Exclusive
До устойчивого развития, как до Луны До устойчивого развития, как до Луны
Редакция Exclusive
Гульмира Илеуова: «Требования ЦИК – это практически запрет на профессию» Гульмира Илеуова: «Требования ЦИК – это практически запрет на профессию»
Редакция Exclusive
США и Китай: конфликтовать или вести диалог?   США и Китай: конфликтовать или вести диалог?  
Редакция Exclusive
Что и кто стоит за кулисами предвыборных партийных съездов? Что и кто стоит за кулисами предвыборных партийных съездов?
Мирас Нурмуханбетов
Парламент Казахстана: выбор, которого нет Парламент Казахстана: выбор, которого нет
Айнаш Мустояпова
Какое место займет Россия во внешней политике Байдена Какое место займет Россия во внешней политике Байдена
Редакция Exclusive
Как победа Байдена повлияет на российскую внутреннюю политику Как победа Байдена повлияет на российскую внутреннюю политику
Редакция Exclusive
Как Байден поступит с американскими санкциями Как Байден поступит с американскими санкциями
Редакция Exclusive
Джордж Сорос: Европа обязана противостоять Венгрии и Польше Джордж Сорос: Европа обязана противостоять Венгрии и Польше
Редакция Exclusive
НАНотехнологии: как власти подготовились к выборам НАНотехнологии: как власти подготовились к выборам
Мирас Нурмуханбетов
Что ждет Молдавию при новом президенте   Что ждет Молдавию при новом президенте  
Редакция Exclusive
Бюрократическая элита Казахстана: новое вино в старые меха Бюрократическая элита Казахстана: новое вино в старые меха
Карлыгаш Еженова
Выборы в парламент как бизнес-проект: на какие партии будет спрос? Выборы в парламент как бизнес-проект: на какие партии будет спрос?
Мирас Нурмуханбетов
Хрупкий мир для Карабаха Хрупкий мир для Карабаха
Редакция Exclusive
Ни власть, ни общество не способны предложить стране образ будущего Ни власть, ни общество не способны предложить стране образ будущего
Карлыгаш Еженова
Почему Россия проигрывает выборы в Молдавии Почему Россия проигрывает выборы в Молдавии
Редакция Exclusive
Президенты США плохие либералы Президенты США плохие либералы
Редакция Exclusive
Четырёхлетняя передышка для демократов Четырёхлетняя передышка для демократов
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33