Десять часов, которые потрясли Америку
Нина Хрущёва
Можно точно сказать, что мятежу 6 января на Капитолии не хватило серьёзности, которой отличался штурм Зимнего дворца. На митинге, организованном по соседству, Дональд Трамп призвал своих сторонников направиться маршем на Капитолий. И эта толпа действительно сумела прервать совместное заседание Конгресса, посвященное утверждению результатов голосования в Коллегии выборщиков в пользу избранного президента Джо Байдена. Однако законодатели всё равно выполнят свой конституционный долг, а инаугурация Байдена состоится 20 января.
Мятежники были совсем не так хорошо дисциплинированы, как вооружённые большевистские кадры Ленина – революционные солдаты и матросы. Большинство из них были возрастными и пузатыми «солдатами выходного дня» в красных бейсболках. Они были в такой же степени заинтересованы в хорошем селфи в капитолийской ротонде, как и в том, чтобы свергнуть правительство США и сделать Трампа неизбранным диктатором. Это был, как выразился один комментатор, «путч пивных животиков».
Тем не менее, действия мятежников – какими бы жалкими они ни были – будут иметь революционные последствия для самовосприятия Америки и для её положения в мире. Впервые в истории страны действующий президент, который проиграл на выборах, призвал толпу запугать Конгресс и заставить его нарушить американскую конституцию для того, чтобы он смог остаться у власти. Пользуясь поддержкой и подстрекаемый крайне правой прессой и рядовыми республиканцами, Трамп на протяжении четырёх лет открыто демонстрировал презрение к демократическим ценностям, институтам и нормам и получил ровно то, что всегда хотел: дикий, нигилистический бунт «неудачников», которых он сделал своими ключевыми сторонниками, против «элиты».
Разбивая стёкла и сломив полицию Капитолия, бунтовщики штурмом ворвались в залы заседаний Сената и Палаты представителей и вынудили членов Конгресса и их сотрудников эвакуироваться.
У Трампа действительно есть одно общее с Лениным (а также с Наполеоном и всеми остальными деятелями, начинавшими переворот против действующей власти): презрение к принципам верховенства закона и к тем политическим фигурам, которые были до него. Как и Ленин, Трамп отвергает нормы, призванные ограничить применение власти, и поэтому у него недостаточно терпения для культуры компромиссов, которая лежит в основе репрезентативной формы правления. И, как и Ленин, он обладает звериной способностью выискивать слабости, причём не только в существующем режиме, но и у своих собственных приспешников-сикофантов, некоторые из которых ради него нарушили присягу.
Впрочем, режимы, которым бросали вызов Ленин, Наполеон, Муссолини и Франко, были не просто слабыми; у них не было желания выжить. Наиболее печально известные путчисты в истории обычно ломились в открытые двери.
Судя по поведению Трампа в последние недели, он, видимо, сделал вывод, что и перед ним двери открыты. Он посчитал, что после четырёх лет его нападок на американские институты представительной власти у них пропало желания защищаться. А как ещё объяснить его попытки заставить власти в Аризоне, Мичигане и Джорджии «найти» достаточное количество голосов, чтобы он стал победителем?
Трамп не воспринял их официальные отказы как признак того, что Американская республика пока что не готова пасть. Вместо этого он сосредоточился на том факте, что он не заплатил никакой цены за свои попытки ослабить американские демократические процессы и институты на протяжении четырёх прошедших лет. А раз он до сих пор не увидел для себя никаких последствий, почему бы ему не продолжить давить до тех пор, пока система полностью не развалится?
Подстрекателями мрачного спектакля на Капитолийском холме были также и республиканские законодатели, например, сенаторы Тед Круз (штат Техас), Джош Хоули (штат Миссури), а также почти три четверти членов фракции республиканцев в Палате представителей. Все они открыто сигнализировали о своём намерении оспорить итоги голосования, которые уже были должны образом сертифицированы правительствами штатов. Подтверждая параноидальные теории заговора о «подтасовках на выборах», именно они придали Трампу (исключительному трусу в любых других обстоятельствах) показной храбрости для науськивания ревущей толпы.
Впрочем, «фракция подстрекателей к мятежу» – это не единственная виновная сторона. На протяжении четырёх лет республиканский лидер сенатского большинства Митч Макконнелл и остальная Республиканская партия закрывали глаза на то, как при Трампе деградирует американское президентство. После импичмента Трампа в прошлом году в Палате представителей сенаторы-республиканцы проголосовали за его оправдание, а затем подтверждали (на первых порах) достоверность его лживых утверждений о фальсификации выборов.
Даже когда толпа приближалась к Капитолию, Макконнелл продолжал распространять ложь, будто именно демократы подрывают американскую демократию. Сенатор Сьюзен Коллинз (штат Мэн) годами выражала «озабоченность» по поводу поведения Трампа, но не оказывала никакого сопротивления, когда он вёл войну против американских институтов в ходе своего первого и последнего президентского срока.
Все эти бесхребетные политики будут жить теперь в позоре, равно как и каждый журналист телеканала Fox News (и его владелец Руперт Мердок), которые как попугаи повторяли враньё Трампа. Равно как и руководители платформ социальных сетей (особенно гендиректор Facebook Марк Цукерберг), превратившихся в пожарные шланги, которые льют дезинформацию и ложь.
Америка оказалась сейчас в ситуации, с которой она в последний раз сталкивалась во времена Авраама Линкольна: отрицание конституционного порядка значительной частью электората. Пока противники Америки наблюдали за событиями 6 января с ликованием, её многочисленные друзья и союзники во всём мире смотрели на них в ужасе.
Подобно Линкольну, Байдену придётся сразу взяться с решение этой экзистенциальной доморощенной проблемы. Одно уже очевидно: трамповский мятеж не будет умиротворён с помощью успокоительных речей о том, что надо «двигаться дальше», если виновные не будут привлечены к ответственности. К Трампу и к Республиканской партии сейчас следует применить жестокую истину «Притчей» (11:29): «Расстраивающий дом свой получит в удел ветер».
Статья переведена на русский язык с оригинала на английском.
Нина Хрущёва – профессор международных отношений в университете The New School, соавтор (совместно с Джеффри Тайлером) книги «По стопам Путина: В поисках души империи через одиннадцать часовых поясов России».
Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org