воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Азиатский треугольник Байдена

Джозеф Най

Одним из определяющих вопросов президентства Джо Байдена станет его политика в отношении Китая. Он унаследовал китайско-американские отношения, находящиеся на самом низшем за 50 лет уровне. Кто-то винит в этом его предшественника, Дональда Трампа. Но Трамп виноват лишь в том, что подливал бензин в огонь. А разожгло этот огонь китайское руководство.

В течение последних десяти лет китайское руководство отказалось от умеренной политики Дэн Сяопина по принципу «скрывай свою силу, выжидай своё время». Оно стало более напористыми на многих направлениях: строительство и милитаризация искусственных островов в Южно-Китайском море, вторжения в воды близ Японии и Тайваня, организация вторжений в Индию вдоль гималайской границы двух стран, принуждение Австралии экономическими методами, когда она смеет критиковать Китай.

Во внешней торговле Китай искажал игровое поле, субсидируя государственные предприятия и заставляя иностранные компании передавать интеллектуальную собственность китайским партнёрам. Трамп неуклюже вводил таможенные пошлины и против союзников, и против Китая, но он получил сильную поддержку обеих партий, когда вводил запреты против таких компаний, как Huawei, чьи планы строительства сетей 5G создавали угрозу безопасности.

Однако США и Китай остаются взаимозависимы в сфере экономики и в вопросах экологии, которые выходят за рамки двусторонних отношений. США не могут полностью оторвать свою экономику от Китая без огромных издержек.

Во время Холодной войны у США и СССР практически не было никакой экономической или иной взаимозависимости. Напротив, обороты американо-китайской торговли достигают примерно $500 млрд в год, и обе стороны осуществляют активный обмен студентами и туристами. Ещё важнее то, что Китай научился использовать силу рынков для укрепления авторитарного контроля так, как Советам никогда не удавалось, а кроме того, у Китая в числе торговых партнёров больше стран, чем у США.

Учитывая размеры населения Китая и его быстрый экономический рост, некоторые пессимисты считают, что повлиять на китайское поведение невозможно. Но это не так, если подумать об альянсах. Совокупное богатство развитых демократических стран – США, Япония и Европа – намного превосходит размеры богатства Китая. Это подчёркивает важность японо-американского альянса для стабильности и процветания Восточной Азии, а также мировой экономики. В конце Холодной войны многие люди с обеих сторон называли этот альянс реликтом прошлого, но в реальности он жизненно важен для будущего.

Администрации США когда-то надеялись, что Китай станет «ответственным участником (стейкхолдером)» международного порядка. Но председатель КНР Си Цзиньпин повёл страну в конфронтационном направлении. Поколение назад Америка поддержала вступление Китая во Всемирную торговую организацию, но в ответ получила мало взаимности; наоборот, Китай искажал игровое поле.

Критики в Америке часто винят президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего в наивности, когда они думали, будто политика сотрудничества поможет смягчить Китай. Но история не так проста. Китайская политика Клинтона действительно предусматривала сотрудничество, но ставка на сотрудничество была застрахована благодаря подтверждению связей с Японией в сфере безопасности, ставших ключом к управлению ситуацией с геополитическим подъёмом Китая. В Восточной Азии было три главных державы, и, оставаясь союзником Японии (на сегодня у неё третья по размерам экономика в мире), Америка могла вместе с ней формировать среду, в которой растёт сила Китая.

Кроме того, если бы Китай попытался вытолкнуть Америку за пределы первой цепи островов в рамках военной стратегии по её изгнанию из региона, Япония, которая является самой важной частью в этой цепи, была бы по-прежнему готова щедро оплачивать поддержку размещённых на её территории 50 тысяч американских солдат. А сегодня Курт Кэмпбелл, вдумчивый и опытный организатор этой политики Клинтона, стал главным координатором по Индо-Тихоокеанскому региону в Совете национальной безопасности Байдена.

Альянс с Японией пользуется сильной поддержкой в США. С 2000 года вместе с бывшим заместитель госсекретаря Ричардом Армитиджем мы выпустили серию двухпартийных докладов об этих стратегических отношениях. В нашем пятом докладе, опубликованном 7 декабря 2020 года независимым Центром стратегических и международных исследований (CSIS), мы доказываем, что Япония, как и многие другие страны Азии, не хочет господства Китая. Сегодня она взяла на себя ведущую роль в американо-японском альянсе: устанавливает региональную повестку, отстаивает многостороннее сотрудничество и соглашения о свободной торговле, реализует новые стратегии для формирования регионального порядка.

Бывший премьер-министр Синдзо Абэ стремился изменить интерпретацию Статьи 9 послевоенной конституции Японии с целью укрепить оборонный потенциал страны в рамках Устава ОНН, а когда Трамп объявил о выходе США из Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТПП), Абэ сумел сохранить этот региональный торговый пакт в виде «Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о ТТП». Кроме того, Абэ возглавил четырёхсторонние консультации с Индией и Австралией по вопросам стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе.

К счастью, это региональное лидерство, вероятно, сохранится при премьер-министре Ёсихидэ Суге: он был генеральным секретарём в кабинете министров Абэ и, скорее всего, будет продолжать его политику. Общие интересы и демократические ценности по-прежнему формируют фундамент альянса с Америкой, а опросы общественного мнения в Япония показывают, что доверие к США ещё никогда не было таким высоким. Неудивительно, что одним из первых иностранных лидеров, кому Байден позвонил после инаугурации, стал Суга, которого Байден заверил в сохраняющейся приверженности Америки стратегическому партнёрству с Японией.

Альянс Японии и США остаётся популярным в обеих странах, нуждающихся друг в друге больше, чем когда-либо. Вместе они смогут создать противовес силе Китая и сотрудничать с этой страной по таким вопросам, как изменение климата, биоразнообразие, пандемии, а также формирование основанного на правилах международного экономического порядка. Именно по этим причинам при разработке администрацией Байдена стратегии отношений с находящимся на подъёме Китаем высшим приоритетом будет оставаться альянс с Японией.

Джозеф Найпрофессор Гарвардского университета, автор книги «Важна ли мораль? Президенты и внешняя политика от Рузвельта до Трампа».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Можно ли заставить власти пойти на реформы без митингов? Можно ли заставить власти пойти на реформы без митингов?
Махамбет Абжан
Навальный – новый проект «Политбюро»? Навальный – новый проект «Политбюро»?
Мирас Нурмуханбетов
Как посадка Навального изменит российскую политику Как посадка Навального изменит российскую политику
Редакция Exclusive
Путин: недолгая дорога в Кремль. Чего нет в расследовании Навального Путин: недолгая дорога в Кремль. Чего нет в расследовании Навального
Мирас Нурмуханбетов
Почему Байден должен отказаться от торговой войны Трампа с Китаем Почему Байден должен отказаться от торговой войны Трампа с Китаем
Редакция Exclusive
Павел Кухта, Украина: «Политику мало быть честным. Он должен быть еще и компетентным» Павел Кухта, Украина: «Политику мало быть честным. Он должен быть еще и компетентным»
Редакция Exclusive
Где Байден должен действовать как Трамп Где Байден должен действовать как Трамп
Редакция Exclusive
Контрпрезидентство Навального. Для чего создается новая биополярность Контрпрезидентство Навального. Для чего создается новая биополярность
Редакция Exclusive
Новый тон в американо-китайских отношениях? Новый тон в американо-китайских отношениях?
Редакция Exclusive
Что означает выход России из Договора по открытому небу Что означает выход России из Договора по открытому небу
Редакция Exclusive
Тогжан Кожалиева, HAQ: «Через два года нас ждут очередные внеочередные выборы в парламент» Тогжан Кожалиева, HAQ: «Через два года нас ждут очередные внеочередные выборы в парламент»
Редакция Exclusive
Как Китай приручает элиты Центральной Азии Как Китай приручает элиты Центральной Азии
Редакция Exclusive
Нур Отан контролирует маслихаты, которые избирают акимов Нур Отан контролирует маслихаты, которые избирают акимов
Махамбет Абжан
Казахстан готовится к часу Х Казахстан готовится к часу Х
Мирас Нурмуханбетов
Вечное обещание Арабской весны Вечное обещание Арабской весны
Редакция Exclusive
Движение «Намыс»: титушки или патриоты? Движение «Намыс»: титушки или патриоты?
Махамбет Абжан
Главная роль Габидуллы Абдрахимова: вернуться с «исчерпанным кредитом политического доверия» Главная роль Габидуллы Абдрахимова: вернуться с «исчерпанным кредитом политического доверия»
Редакция Exclusive
Наблюдение за выборами: власть «подсуетилась» Наблюдение за выборами: власть «подсуетилась»
Редакция Exclusive
Казахстаном заинтересовался ФБР Казахстаном заинтересовался ФБР
Мирас Нурмуханбетов
Затянувшееся детство: чего так и не понял Казахстан, обретя независимость Затянувшееся детство: чего так и не понял Казахстан, обретя независимость
Редакция Exclusive
Есть ли в Казахстане «титушки»? Есть ли в Казахстане «титушки»?
Махамбет Абжан
Как Навальный стал вторым голосом России Как Навальный стал вторым голосом России
Редакция Exclusive
Парламентская оппозиция – свадебные генералы мажилиса? Парламентская оппозиция – свадебные генералы мажилиса?
Махамбет Абжан
Что стоит за «вторым пакетом» реформ Токаева Что стоит за «вторым пакетом» реформ Токаева
Мирас Нурмуханбетов
Америка – новый центр глобальной нестабильности Америка – новый центр глобальной нестабильности
Редакция Exclusive
Новый парламент Казахстана: оставь надежды всяк сюда входящий Новый парламент Казахстана: оставь надежды всяк сюда входящий
Мирас Нурмуханбетов
Россия и США после налета на Конгресс Россия и США после налета на Конгресс
Редакция Exclusive
Трамп и власть: отнять и заблокировать доступ Трамп и власть: отнять и заблокировать доступ
Редакция Exclusive
Зачем социальные сети заблокировали Трампа? Зачем социальные сети заблокировали Трампа?
Редакция Exclusive
Протест в день выборов: кольцо СОБРа, семь часов без воды и туалета, обморожения и перелом позвонка Протест в день выборов: кольцо СОБРа, семь часов без воды и туалета, обморожения и перелом позвонка
Махамбет Абжан
Десять часов, которые потрясли Америку Десять часов, которые потрясли Америку
Редакция Exclusive
Парламентские выборы: день национального унижения Парламентские выборы: день национального унижения
Мирас Нурмуханбетов
За событиями в Вашингтоне стоит Пекин? За событиями в Вашингтоне стоит Пекин?
Мерей Сугирбаева
Трамп, кет? О перспективах и последствиях «штурма Капитолия» Трамп, кет? О перспективах и последствиях «штурма Капитолия»
Мирас Нурмуханбетов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33