Китайско-Американская гонка к нулевым выбросам
Эндрю Шэн и Сяо Гэн
По мере того, как Соединенные Штаты готовятся к радикальной корректировке курса в области изменения климата, Китай наращивает свою игру. Меры по борьбе с изменением климата стали еще одним фронтом конкуренции между двумя крупнейшими экономиками мира. Кто первым пересечет финишную черту с нулевыми выбросами?
Избранный Президент США Джо Байден готов взяться за дело. Он пообещал вновь присоединиться к Парижскому соглашению по климату в первый день своего пребывания в должности, а также поставить в центр экономической политики своей администрации усилия по сокращению выбросов и созданию экологически чистых источников энергии, с целью достижения нулевых чистых выбросов не позднее 2050 года. Чтобы форсировать достижение прогресса, он создал новое Управление по климатической политике Белого дома и назначил на ключевые посты команду опытных профессионалов. Например, бывший госсекретарь Джон Керри будет выполнять функцию международного посланника по вопросам изменения климата.
Аналогичным образом, Президент Китая Си Цзиньпин пообещал достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Кроме того, на недавнем Саммите по климатическим амбициям он пообещал к 2030 году сократить выбросы углекислого газа в Китае “как минимум на” 65% по сравнению с уровнями 2005 года, что выше его ранее установленной цели “до” 65%.
Экономические затраты на достижение этих целей не будут колоссальными. По оценкам Комиссии по энергетическому переходу, Китай может достичь нулевой углеродной экономики к 2050 году с затратами менее 0,6% ВВП. По данным Сети по выработке решений в области устойчивого развития (SDSN), США могли бы добиться успеха с затратами всего в 0,4% ВВП.
Но, даже если США и Китай движутся к одной и той же финишной черте, они, вероятно, пойдут совершенно разными путями. Например, с учетом своего обширного опыта в области лесовосстановления, Китай, вероятно, больше чем США сосредоточится на естественном сокращении углерода. Китайские лидеры уже пообещали в течение следующего десятилетия увеличить площадь лесов на шесть миллиардов кубических метров.
Более того, Китай уже наметил свой путь, и сделал это более детально по сравнению с США. Лидеры страны включили климатические цели в свой широкомасштабный план экономического развития – включая промышленную стратегию “Сделано в Китае до 2025 года” – которая также включает технологические и промышленные цели.
Китайские специалисты по экономическому планированию рассматривают видение углеродной нейтральности как основу для перехода к качественному росту и развитию. В соответствии с этим подходом Energy Foundation China недавно опубликовал отчет, который изучает пути выполнения обязательства по углеродной нейтральности и реализации правительственного видения экономического роста и развития.
Если США хотят достичь углеродной нейтральности к середине века, администрации Байдена придется применить такой же целостный подход, который также охватывает создание рабочих мест и технологические инновации. Похоже Байден также понимает, по многим направлениям ему придется начинать с нуля. За последние четыре года, Президент Дональд Трамп не только не смог принять меры по борьбе с изменением климата; он активно эту борьбу подрывал, например, отменяя экологические нормы.
Хорошая новость заключается в том, что у Байдена есть механизм, который поможет его администрации добиться успеха: план действий SDSN по нулевому выбросу углерода (ZCAP). Подобно китайской стратегии, ZCAP фокусируется на шести основных энергоемких секторах – производстве электроэнергии, транспорте, строительстве, промышленности, землепользовании и материалах – которые вносят значительный вклад в выбросы углерода и деградацию природных ресурсов.
Однако, в отличие от Китая, США имеют федеративную структуру и демократическую политическую систему. Учитывая это, реализация стратегии, подобной ZCAP, потребует не только сильного федерального руководства (и значительного финансирования), но также сотрудничества с правительствами штатов и местными органами власти, участия частного сектора и широкой общественной поддержки.
Более того, для реализации смелых реформ администрации Байдена придется преодолеть сопротивление республиканцев, которые по идеологическим причинам одновременно выступают против решительных действий по борьбе с изменением климата и противятся идее промышленной политики. Также возможны юридические вызовы со стороны влиятельных кругов.
Это не означает, что разработка экономической политики Китая осуществляется исключительно сверху вниз. Напротив, Китай обязан своим экономическим успехом экспериментам на местном уровне, постоянной адаптации к меняющимся условиям и широкому применению зарекомендовавших себя подходов.
Кроме того, несмотря на авторитарную репутацию Китая, его процессы разработки политики включают механизмы обратной связи, которые позволяют лидерам реагировать на потребности общества. Например, в преддверии ежегодной Центральной экономической рабочей конференции, на которой лидеры Китая устанавливают политику и цели на следующий год, рабочие группы проводят консультации с местными должностными лицами для получения четкого представления об условиях на местах и запрашивают мнения внешних экспертов, таких как как Всемирный банк.
Рынки предоставляют еще один важный механизм обратной связи. Вопреки распространенному за пределами Китая мнению, рынки играют значительную – и расширяющуюся – роль в распределении ресурсов, создании рабочих мест, координации спроса и предложения, и стимулировании инноваций. В частности, быстрорастущий средний класс Китая требует улучшения экологических условий, а не просто роста ВВП.
Однако, в целом, для осуществления смелых реформ и всестороннего долгосрочного планирования, централизованная система управления Китая ставит своих лидеров в более выгодное положение, чем США. Вероятнее всего, Китаю будет сложнее понять масштабы, охват и стоимость энергоемкой экономической деятельности, особенно в сравнении с затратами жизненного цикла зеленой энергии, материалов, транспортных систем, промышленных и сельскохозяйственных технологий и подходов к землепользованию.
Здесь может помочь “конструктивная конкуренция” с США, потенциально в форме “целевой взаимности”. Как недавно утверждал бывший министр финансов США Генри Полсон, вместо того, чтобы требовать взаимности ко “всему и всея, что делает Китай”, США должны “направить свои требования взаимности на те сектора и области, в которых Америка наиболее сильна”, на то в чем она “наиболее конкурентоспособна”, и имеет “максимальный финансовый рычаг”. Это может означать обмен знаниями о зеленых технологиях в обмен на большую прозрачность и более высокие общие стандарты.
Существует несколько политических областей, в которых прогресс в одной или двух странах улучшит положение каждого человека на планете. Но если Китай и США – два крупнейших в мире источника выбросов углерода – достигнут нулевого уровня к середине века, именно это и произойдет. Стратегия конструктивного соревнования, а не беспощадная гонка, приведут обе страны к финишной черте намного быстрее.
Эндрю Шэн, заслуженный научный сотрудник Азиатского глобального института Гонконгского университета и член Консультативного совета ЮНЕП по устойчивому финансированию. Сяо Гэн, председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Исследовательского института морского Шелкового пути бизнес-школы HSBC Пекинского университета.
Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org