Планы партии – не планы народа?
На сайте правительства появился «Стратегический план 2025» (СП-2025). Он представляет из себя некую презентацию с несколькими слайдами, а более детальный документ можно найти на сайте «Адилет.Зан». Ничего особо нового там не оказалось, но все же эти документы подлежат более тщательному изучению – это может дать возможность узнать о намерениях правительства на ближайшую четырехлетку.
Чтобы оттолкнуться
Чтобы рассказать о новом стратегическом плане нужно сначала вспомнить о старом. Он был вскользь упомянут во вступительной части СП-2025, где сказано, что он пришел на смену СП-2020, основные цели которого, якобы, были выполнены. Уже это вызывает большие сомнения, но это другая тема.
Вообще, прошлый План с амбициозным названием «Казахстанский путь к лидерству» был разработан с целью вырваться из кризиса (международного, конечно) и ворваться в 50-ку развитых стран. Понятно, что план – это не программа и не предусматривает конкретных задач – все строится на уровне предположений, но расписаны они были довольно оптимистично и с упоминанием точных цифр. Например, был сказано, что мы будем жить еще лучше, что детсады будут доступнее, резко возрастут зарубежные инвестиции, отечественные НПЗ будут полностью удовлетворять нужны страны в топливе, укрепится внутреннее межнациональное согласие, а количество преступлений в отношении женщин резко сократится. И так далее, и тому подобнее.
Там еще было что-то про реформу судебной системы и увеличение правовой грамотности населения, но и здесь особо похвалиться нечем. Тем не менее, теперь стало ясно, что он был разработан в рамках готовящегося транзита власти, который начал осуществляться только к концу десятилетия. Поэтому тезис о том, что к 2020 году будет «завершена модернизация политической системы страны, созданы все необходимые условия для ее успешного функционирования» с точки зрения власти можно считать выполненным. Между прочим, СП-2020 официально считается «утратившим силу» соответствующим указом президента (того, который его и ввел в действие) №636 от 18 февраля 2018 года – тогда этим же указом был введен в действие Национальный план развития 2025 года, и его отличия от Стратегического плана простому смертному не ясны.
Стоит ли говорить, что никто не понес ответственности (хотя бы дисциплинарной) за то, что прошлый план был, фактически, сорван? Напротив, большая часть из тех, кто его разрабатывал и пытался внедрить в жизнь, либо остались на своих местах, либо улучшили позиции. И им просто повезло, что народонаселение не проявляло интереса к «планам партии» ни во время выдачи обещаний, ни во время их реализации, ни сейчас, когда пришла пора принимать новый СП.
«Новая реальность»
Как выяснилось из документа, выложенного на сайте премьер-министра, СП-2025 разрабатывался с 2017 года с вовлечением десятков отечественных и зарубежных экспертов, но, судя по всему, в режиме секретности – широкая общественность об этом ничего не знала. Также создалось ощущение, что писали и утверждали новый План все те же люди, что это делали в прошлый раз, хотя некоторые отличия по манере исполнения и преподнесения материала все же есть. Да и сам документ изобилует данными 2016 года, как отправной точки для составления расчетов и сравнения его с 2025-ым. Впрочем, никто особо не скрывает, что нынешний план был разработан еще при предыдущем президенте, что подтверждает тот факт, что и большинство «токаевских реформ» тоже являются продолжением генеральной линии эпохи Назарбаева.
Но вернемся к самому Плану. Там очень много красивых и не очень понятных простым людям выражений, каждое из которых требует отдельных разъяснений, начиная от «человеческий капитал», на который в документе делается главная ставка, и заканчивая «инклюзивность роста». Но мы все же постараемся перевести на человеческий язык основные направления СП-2025, который оказался «рабочим планом правительства по выполнению задач третей модернизации». Если говорить в целом, то наши не отказались от желания войти в 30-ку стран с лучшей экономикой, но уже «в новой реальности»,
Но в отличие от предыдущих «планов» эта разработка охватывает сравнительно меньший промежуток времени – даже до «пятилетки» из советского прошлого не дотягивает. Кстати, здесь можно было сравнить СП с плановой экономикой СССР, а также вспомнить, что ни к чему хорошему она в итоге не привела и конкурировать с рыночной просто не может, но в данном случае даже это сравнение не подходит.
Главная цель программы – «добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития». Это не менее амбициозная идея, и, кстати, утверждается, что ориентирами в ее реализации будут международные стандарты, в том числе, и от ООН. Приятно слышать. Наши стратегии и планы вообще всегда приятно читать.
Понятно, что нужно различать общий (стратегический) план от конкретной программы, поэтому не будем слишком критичны к СП-2025. Более того, их принято оценивать по степени реализации. Но некоторые цифры все же вызывают снисходительную улыбку уже сейчас. Например, когда говорится о том, что объем несырьевого экспорта в отчетном году достигнет 41 миллиарда долларов (в 2016-ом не дотягивал и до 20 млрд). Или, когда индекс эффективности государственного управления оценен сравнительно широким диапазоном в 60-75 процентов (против нынешней более точной цифры в 50,44). Или про рост реальных доходов населения – до 42,3 %.
Противоречия, однако
Там еще много разных обещаний, в том числе и тех, которые уже далеки не свежи (например, про обеспечение питьевой водой). Также расписаны шаги по улучшению системы образования, уже поднадоевшей цифровизации, модернизации общественного согласия, развития регионов и тому подобное. Кстати, странно выглядят задачи по урбанизации – планируют довести численность городского населения до 60 процентов. В принципе, сейчас оно примерно такое же, а может быть даже и больше, но это как-то не очень вяжется с различными проектами по развитию села и развитию сельского хозяйства.
Также не вызывает особого доверия реформа под названием «Правовое государство без коррупции». Если внимательно изучить все документы по этому поводу, то там идут все те же методы борьбы, направленные на ужесточение наказания за коррупционные преступления, причем, они касаются только мелких и средних чиновников. Топ-менеджеры государства кристально чисты, как комсомольская слеза. Только поэтому все желания относительно «правового государства» уже теряют всякий смысл.
Радует, что перекочевал в СП-2025 пункт о «Модернизацию сознания», где, кроме прочего, говориться о необходимости перехода от «частичного заимствования зарубежных культур к продвижению национальной культуры в стране и за ее пределами». А мы-то думали, что можно совмещать и то, и другое.
Странно, что в этот пункт были вложены и тезисы относительно борьбы с экстремизмом, которая сейчас у многих воспринимается с репрессиями в отношении инакомыслящих. Впрочем, если это касается «деструктивных религий», то мы не против, но «Точечная профилактическая работа по предотвращению распространения экстремизма» выглядит как угроза.
И наконец, седьмая реформа гордо несет название «Госсектор как лидер изменений». Мы уже говорили ранее, что наша власть чисто физически и согласно законам природы (и политэкономии) не может самореформироваться. Хотя бы потому, что это будет приравнено к суициду. Кроме этого, вызываает большие сомнения эффективность всякого рода стратегических планов – может ли правительство загадывать на много лет вперед, если не способно решать злободневные задачи?
Но главное здесь в другом. Во всем документе мы не увидели что-то, что отражало бы интересы граждан и гражданского общества, кроме дежурных фраз по этой теме. А ведь разработчики должны понимать, что планы партии на сегодняшний день совершенно не совпадают с планами народа, и это доказали, кроме прочего, последние парламентские выборы. Уже только поэтому можно поставить под сомнение весь СП-2025, который доказал, что власть и народонаселение живут в разных реальностях.