пятница, 20 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Китай и США обязаны создавать общее глобальное богатство

Эндрю Шэн, Сяо Гэн

ОЭСР прогнозирует в 2021 году неравное, К-образное восстановление экономики после пандемии. Богатые страны с широкой программой вакцинации, способные перезапустить свои экономики, так и поступят. А бедные страны будут с трудом пытаться сохранить здоровье населения и избежать долгового кризиса. Однако известная мантра – «никто не будет в безопасности, пока каждый не будет в безопасности» – подчеркивает, что здоровье, богатство и чувство собственного достоинства должны распространяться на всех. Китай, чьё процветание постоянно увеличивается, может и должен играть в этих усилиях центральную роль.

Согласно оценкам Всемирного банка, из-за пандемии общее количество людей, живущих за чертой бедности (менее $1,90 в день), может увеличится на 150 миллионов. А с другой стороны, за время кризиса миллиардеры во всём мире стали ещё богаче. В докладе, выпущенном в 2020 году UBS и PwC, указывается, что общемировое число миллиардеров увеличилось до 2189, а их совокупное богатство выросло до $10,2 трлн, в основном благодаря повышению стоимости акций технологических компаний.

Согласно оценкам Credit Suisse, в июне 2020 года общий размер богатства домохозяйств мира составил $400 трлн, увеличившись в три с лишним раза с конца 2000 года ($117,9 трлн). Впечатляюще быстро росло богатство китайских домохозяйств: с 3,2% от общемирового показателя в 2000 году до 17,7% к середине 2020 года. За тот же период доля США упала с 36,2% до 29,4%, Европы – с 29,3% до 25,2%, а доля Индии повысилась с 1,1% до 3,5%. Впрочем, выгоды возросшего богатства оказались распределены неравномерно, потому что почти у всех стран ухудшился коэффициент Джини, измеряющий уровень неравенства.

Впрочем, несмотря на рост числа китайских миллиардеров из-за бума недвижимости и технологического сектора, разрыв между медианным уровнем богатства в Китае и США сокращается. В 2000 году медианный размер богатства взрослого китайца равнялся $2193, что, по данным Credit Suisse, составляло 4,8% от американского уровня. К середине 2019 года он увеличился в 9,5 раз до $20942, то есть до 31,8% от медианного американского уровня ($65904).

Кроме того, хотя размеры китайского долга в пересчёте на душу населения выросли за эти два десятилетия, в середине 2019 года они равнялись лишь 21% медианного богатства в стране. В США же, напротив, к середине 2019 подушевой долг достиг 95% медианного богатства американцев, увеличившись по сравнению с 76% в середине 2000 года. Более быстрый рост долга замедлил прирост медианного чистого богатства американцев. Данные цифры подтверждают выводы Ангуса Дитона и Энн Кейс, что жизнь американцев из рабочего класса резко ухудшилась, причём по сравнению не только с самым богатым 1% населения США, но и рабочими из Китая.

На макроэкономическом уровне, как показывают данные Китайской академии общественных наук, Китай сокращает отставание от США в размерах чистого национального богатства даже быстрее, чем в размерах ВВП. Хотя здесь следует отметить различия в оценках активов (например, недвижимости), в 2000 году ВВП Китая – в пересчёте по рыночному обменному курсу – и размеры его чистого национального богатства составляли около 12% от американского уровня. В 2018 году ВВП Китая ($13,4 трлн, или около $10 тысяч на душу населения) достиг 65% американского уровня, в то время как размеры чистого национального богатства ($88,6 трлн) составили 80% от американского уровня ($110 трлн). Соотношение чистого богатства к ВВП в Китае равнялось 6,6 и было таким же как во Франции; выше, чем в США (5,3); и лишь чуть меньше, чем в Австралии (6,8).

В течение трёх последних пятилеток размеры чистого национального богатства Китая увеличились на 28%, 25,3% и 11,5%, соответственно, что произошло благодаря сбережениям и инвестициям на устойчиво высоком уровне 40-50% ВВП. Внутренним ценам на активы в Китае пошли на пользу решения правительства о постепенном переходе к рыночному определению цен, процентных ставок и валютного курса.

Поразительно, что, по состоянию на конец 2019 года, доля государства в чистом национальном богатстве Китая составляла 162,8 трлн юаней ($25 трлн), или 24,6%. Сектору домохозяйств принадлежало 77,4% (512,6 трлн юаней), при этом размер чистых финансовых требований Китая к остальному миру равнялся 2% чистого национального богатства. Напротив, сектору американских домохозяйств в конце 2019 года принадлежало $117,3 трлн, или 111,7% чистого национального богатства США, при этом баланс достигался за счёт чистого долга в размере $10,6 трлн, который в основном являлся долгом федерального правительства перед иностранными кредиторами.

Китайское государство увеличило свою долю в чистом национальном богатстве благодаря быстрым улучшениям национальной инфраструктуры, которая приносит пользу простым людям, а не только элитам. Высокий уровень богатства государства должен позволить правительству, в соответствии с новым, XIV пятилетним планом, провести рекапитализацию сектора пенсионного и социального обеспечения, фактически произведя трансфер богатства в пользу работников с низкими доходами.

Кроме того, поскольку 90% китайских домохозяйств сегодня владеют собственным жильём, а реальные зарплаты растут примерно на 3% в год уже десятилетие, Китай получил возможность опереться на внутреннее потребление как на главный мотор экономического роста. Именно этим объясняется, почему китайские власти гораздо меньше опасаются экономического разрыва с США, чем, судя по всему, полагают американские политики. Одновременно Китаю выгодна глобализации, поэтому он мало заинтересован в атаках на мировой порядок (или на США).

Тем, кто утверждает, что рост валовых размеров долга создаёт опасность для Китая, следует обратить внимание на тот факт, что этот долг (как и долг Японии) является в основном локальным, а для всего остального мира Китай является чистым кредитором. Эта ситуация контрастирует с положением США, чьи чистые обязательства перед миром равны 11,7% чистого богатства страны и более половины её ВВП (и продолжают расти). Высокий уровень долга имеет значение только в том случае, если отсутствуют обеспечивающие его активы. Благодаря решительным действиям по ограничению уровня долга компаний, доля заёмных средств у китайских корпораций снизилась со 160,4% в первом квартале 2017 года до 151% в конце 2019 года.

Со своим стареющим населением, но растущим богатством, Китай обязан заняться решением общих глобальных проблем социального неравенства и изменения климата. Общее процветание – это общий мир во всём мире. Никто не будет по-настоящему процветающим, если процветание не будет распределяться в достаточной степени. И поэтому у Китая есть все причины, чтобы стать ответственным глобальным игроком, который решает собственные социальные и климатические проблемы, а не отвлекает ресурсы на разжигание соперничества с США.

С увеличением богатства увеличивается социальная ответственность. В 2019 году совокупное чистое богатство США и Китая достигло 227% мирового ВВП. Этим двум супердержавам нужно прекратить ссоры и приступить к совместному решению глобальных проблем.

Эндрю Шэн почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете, член Консультативного совета ЮНЕП по устойчивым финансам. Сяо Гэн председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор НИИ Морского шёлкового пути при Бизнес-школе HSBC Пекинского университета.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33