пятница, 18 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мир ждет эпоха макронестабильности

Нуриэль Рубини

Возрастают споры о том, станет ли инфляция, которая возникнет в течении ближайших нескольких месяцев, временной, отражая резкое восстановление после рецессии COVID-19, или постоянной, отражая как факторы спроса, так и факторы издержек.

На устойчивый продолжительный рост инфляции, которая более десяти лет остается ниже годового целевого показателя большинства центральных банков в 2%, указывают несколько аргументов. Согласно первому, Соединенные Штаты ввели чрезмерные налогово-бюджетные стимулы для экономики, которая, похоже, уже начала восстанавливаться быстрее, чем ожидалось. В марте, были утверждены дополнительные расходы в размере 1,9 триллиона долларов, которые были выделены к утвержденному прошлой весной пакету в 3 триллиона долларов и декабрьскому стимулированию в размере 900 миллиардов долларов, а вскоре последует законопроект об инфраструктуре на 2 триллиона долларов. Таким образом, реакция США на данный кризис на порядок превосходит их же реакцию на мировой финансовый кризис 2008 года.

Контраргумент состоит в том, что это стимулирование не вызовет продолжительную инфляцию, поскольку домохозяйства сэкономят большую часть денег, чтобы погасить долги. Более того, за счет увеличения объема государственного капитала, повышающего производительность, инвестиции в инфраструктуру повысят не только спрос, но и предложение. Но, разумеется, даже с учетом этой динамики рост частных сбережений, вызванный стимулированием, подразумевает, что произойдет некоторое инфляционное высвобождение сдерживаемого спроса.

Второй, связанный с этим аргумент, заключается в том, что Федеральная резервная система США и другие крупные центральные банки проявляют чрезмерную гибкость, проводя политику, сочетающую финансовое и кредитное смягчение. Ликвидность, предоставляемая центральными банками, уже привела к инфляции активов в краткосрочной перспективе и будет стимулировать инфляционный кредитный рост, а также реальные расходы по мере ускорения восстановления экономики и возобновления экономической активности. Некоторые будут утверждать, что, когда придет время, центральные банки могут просто ликвидировать избыточную ликвидность, посредством сокращения свои балансов и повышения процентных ставок с нулевого или отрицательного уровня. Но это утверждение все сложнее принять.

Центральные банки монетизировали крупные бюджетные дефициты, что отражается “вертолетными деньгами” или применением Современной денежной теории. В то время, когда государственный и частный долг растет и с без того высокого базового уровня (425% от ВВП в странах с развитой экономикой и 356% на мировом уровне), поддерживать долговое бремя на приемлемом уровне может только сочетание низких краткосрочных и долгосрочных процентных ставок. Нормализация денежно-кредитной политики на этом этапе приведет к краху облигаций и кредитных рынков, а затем и фондовых рынков, что спровоцирует рецессию. Центральные банки фактически утратили свою независимость.

Здесь, контраргументом является тот факт, что, когда экономика выходит на полную мощность и полную занятость, центральные банки сделают все возможное, чтобы сохранить свой авторитет и независимость. Альтернативой могло бы стать снятие инфляционных ожиданий с якоря, что разрушит их репутацию и приведет к безудержному росту цен.

Третье утверждение состоит в том, что монетизация бюджетного дефицита не будет инфляционной; скорее, она просто предотвратит дефляцию. Вместе с тем, это предполагает, что шок ударивший по мировой экономике, аналогичен шоку 2008 года, когда обвал пузыря активов вызвал кредитный кризис и, следовательно, шок совокупного спроса.

Проблема сегодня в том, что мы восстанавливаемся после негативного шока совокупного предложения. Таким образом, чрезмерно мягкая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика действительно могла бы привести к инфляции или, что еще хуже, к стагфляции (высокая инфляция наряду с рецессией). В конце концов, стагфляция 1970-х годов произошла после двух негативных потрясений с поставками нефти, последовавших за войной Судного дня 1973 года и Иранской революцией 1979 года.

В сегодняшних условиях, нам необходимо побеспокоиться о ряде потенциальных негативных потрясений со стороны предложения, как в качестве угроз потенциальному росту, так и возможных факторов, способствующих увеличению производственных затрат. К ним относятся торговые препятствия, такие как деглобализация и растущий протекционизм; пост-пандемические проблемы с поставками; обострение Китайско-Американской холодной войны; и последующая балканизация глобальных цепочек поставок и перенаправление прямых иностранных инвестиций из недорого Китая в более дорогостоящие страны.

Не меньшее беспокойство вызывает демографическая структура как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующейся рыночной экономикой. Именно когда пожилые когорты увеличивают потребление, тратя свои сбережения, новые ограничения на миграцию окажут повышательное давление на затраты на рабочую силу.

Более того, растущее неравенство в доходах и богатстве означает, что угроза ответной популистской реакции останется в силе. С одной стороны, это могло бы принять форму фискальной и регулятивной политики для поддержки работников и профсоюзов – еще один источник давления на затраты на рабочую силу. С другой стороны, концентрация олигополистической власти в корпоративном секторе также может оказаться инфляционной, поскольку это повышает ценообразование производителей. И, безусловно, негативная реакция на Big Tech и капиталоемкие, трудосберегающие технологии может привести к сокращению инноваций в целом.

Этому стагфляционному тезису есть контрнарратив. Несмотря на общественную негативную реакцию, технологические инновации в области искусственного интеллекта, машинного обучения и робототехники могут продолжить ослабление рабочей силы, а демографические эффекты могут быть компенсированы более высоким пенсионным возрастом (что подразумевает увеличение предложения рабочей силы).

Аналогичным образом, сегодняшнее реверсирование глобализации может быть обращено вспять, по мере углубления региональной интеграции во многих частях мира, а также по мере того, как аутсорсинг услуг обеспечивает обходные пути для устранения препятствий на пути трудовой миграции (программист из Индии не должен переезжать в Кремниевую долину, для разработки приложении для США). Наконец, любое сокращение неравенства доходов может просто противостоять вялому спросу и вековой дефляционной стагнации, без того, чтобы вызывать серьезную инфляцию.

В краткосрочной перспективе, вялость на рынках товаров, рабочей силы и сырья, а также на некоторых рынках недвижимости предотвратит устойчивый инфляционный всплеск. Но, в течение следующих нескольких лет, мягкая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика вызовет стойкое инфляционное – и, в конечном итоге, стагфляционное – давление в связи с возникновением любого количества устойчивых отрицательных шоков предложения.

Можете на сомневаться: возврат инфляции будет иметь серьезные экономические и финансовые последствия. Мы бы перешли от “Великой умеренности” к новому периоду макро-нестабильности. Светскому “бычьему” рынку облигаций, наконец, придет конец, и рост номинальной и реальной доходности облигаций сделает сегодняшние долги неприемлемыми, что приведет к краху мировых фондовых рынков. Со временем, мы могли бы даже стать свидетелями возвращения недуга в стиле 1970-х.

Нуриэль Рубини, профессор экономики Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета, ведет трансляцию NourielToday.com.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Удержит ли Эрдоган баланс между Россией и США? Удержит ли Эрдоган баланс между Россией и США?
Редакция Exclusive
Нурул Рахимбек: Без выборов областных акимов сельские выборы лишены смысла Нурул Рахимбек: Без выборов областных акимов сельские выборы лишены смысла
Мирас Нурмуханбетов
Как Россия и Азербайджан могут изменить исход выборов в Армении Как Россия и Азербайджан могут изменить исход выборов в Армении
Редакция Exclusive
Байдену надо исправлять будущее, а не прошлое Байдену надо исправлять будущее, а не прошлое
Редакция Exclusive
Айгуль Соловьева: «Коррупционеры теперь не знают, куда девать наворованное» Айгуль Соловьева: «Коррупционеры теперь не знают, куда девать наворованное»
Мирас Нурмуханбетов
Китай и США обязаны создавать общее глобальное богатство Китай и США обязаны создавать общее глобальное богатство
Редакция Exclusive
В местные кенеши прошли коррупционеры, олигархи и виновники октябрьских событий, - считают проигравшие партии В местные кенеши прошли коррупционеры, олигархи и виновники октябрьских событий, - считают проигравшие партии
Махамбет Абжан
Возродится ли социальное доверие после коронавируса? Возродится ли социальное доверие после коронавируса?
Редакция Exclusive
Европа в ловушке самоуспокоенности Европа в ловушке самоуспокоенности
Редакция Exclusive
Глобальный террор и возвращение «Талибана» Глобальный террор и возвращение «Талибана»
Редакция Exclusive
Об энергетической и энергичной карьере нового главы «Самрук-Казына» Саткалиева Об энергетической и энергичной карьере нового главы «Самрук-Казына» Саткалиева
Мирас Нурмуханбетов
На что пойдет Байден ради американских ценностей На что пойдет Байден ради американских ценностей
Редакция Exclusive
Почему только треть членов правительства активна в социальных сетях? Почему только треть членов правительства активна в социальных сетях?
Редакция Exclusive
В дискуссиях о высокой инфляции забыли про Китай В дискуссиях о высокой инфляции забыли про Китай
Редакция Exclusive
Как судебные решения меняли историю Как судебные решения меняли историю
Редакция Exclusive
В Америке началась битва двух культур В Америке началась битва двух культур
Редакция Exclusive
Украина создает международную Крымскую платформу Украина создает международную Крымскую платформу
Редакция Exclusive
Тохтар Аубакиров: стоит ли моральным авторитетам идти в политику? Тохтар Аубакиров: стоит ли моральным авторитетам идти в политику?
Мерей Сугирбаева
Ахметжан Есимов: универсальный солдат, племянник-пенсионер Ахметжан Есимов: универсальный солдат, племянник-пенсионер
Мирас Нурмуханбетов
Удастся ли правый поворот Зеленского? Удастся ли правый поворот Зеленского?
Редакция Exclusive
Может ли изменение климата сблизить Россию и США Может ли изменение климата сблизить Россию и США
Редакция Exclusive
Макс Бокаев: «Я отказался от помощи Токаева. Но желаю ему успеха» Макс Бокаев: «Я отказался от помощи Токаева. Но желаю ему успеха»
Мирас Нурмуханбетов
Несет ли смена поколений модернизацию России Несет ли смена поколений модернизацию России
Редакция Exclusive
Почему спор с Америкой больше не мобилизует Россию Почему спор с Америкой больше не мобилизует Россию
Редакция Exclusive
Как выглядит управляющая элита Казахстана? Как выглядит управляющая элита Казахстана?
Редакция Exclusive
Зачем создавался Национальный план развития Казахстана до 2025? Зачем создавался Национальный план развития Казахстана до 2025?
Редакция Exclusive
Что может вызвать войну между США и Китаем? Что может вызвать войну между США и Китаем?
Редакция Exclusive
Акорда готовится к санкциям? Акорда готовится к санкциям?
Мирас Нурмуханбетов
Выборы сельских акимов: горожане должны помочь Выборы сельских акимов: горожане должны помочь
Мирас Нурмуханбетов
Планы партии – не планы народа? Планы партии – не планы народа?
Мирас Нурмуханбетов
Как Навальный выталкивает обывателя из зоны комфорта Как Навальный выталкивает обывателя из зоны комфорта
Редакция Exclusive
Приговор Саркози – это победа правового государства Приговор Саркози – это победа правового государства
Редакция Exclusive
Олжас Худайбергенов: «Масштабы бюрократии и взаимного недоверия сделали реформы невозможными в принципе» Олжас Худайбергенов: «Масштабы бюрократии и взаимного недоверия сделали реформы невозможными в принципе»
Редакция Exclusive
Скромное обаяние Гульшары Абдыкаликовой Скромное обаяние Гульшары Абдыкаликовой
Мирас Нурмуханбетов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33