Игнорирование закона о мирных собраниях – саботаж центральных властей?
25 мая исполняетсяя год со дня подписания Токаевым нового закона «О порядке организации и проведения мирных собраний». Тем временем, местные власти не спешат жить по новому закону. Маслихаты по предложению акиматов определили новые специализированные места для проведения митингов и демонстраций, однако их количество намного меньше предусмотренного новым НПА.
14 мая 2020 года сенаторы в ходе обсуждения законопроекта о мирных собраниях пришли к выводу о необходимости внесения некоторых изменений в законопроект о мирных собраниях. В частности, депутаты верхней палаты парламента уточнили норму, связанную с установлением количества специализированных мест, где можно проводить мирные собрания.
Парламент: 24 места для митингов в Алматы, по 12 – для Нур-Султана и Шымкента
«Сенаторами предложено, что количество специализированных мест для пикетов, собраний и митингов в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и областных центров должны составлять не менее трех в центральных частях каждого района города, либо города при отсутствии районов внутри города, если в нем нет деления на районы. Таким образом, в столице и Шымкенте количество специализированных мест составит не менее 12, в Алматы - не менее 24, в Караганде - не менее шести», - объяснил журналистам глава комитета по конституционному законодательству верхней палаты парламента Владимир Волков.
После внесенного сенаторами дополнения документ был направлен на доработку в мажилис, с чем нижняя палата согласилась, и Токаев подписал новый закон.
Таким образом, абзац второй части 2 статьи 9 закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» однозначно закрепил следующее – цитируем: «В центральных частях районов в городах республиканского значения, столицы, а также в административных центрах областей количество специализированных мест для организации и проведения пикетирования, собраний или митингов должно составлять не менее трех». Сенатор Волков правильно все объяснил: в городе Алматы восемь административных районов, в Нур-Султане и Шымкенте – по четыре, а в Караганде – два. Умножаем на три – выходят цифры, озвученные парламентарием. Что же вышло на практике?
Маслихаты: по 4 места для Алматы и Нур-Султана, 3 – для Шымкента
В июне 2020 года столичный маслихат для проведения мирных собраний определил четыре места, в том числе один маршрут для шествий. Среди них сквер на пересечении улицы Александра Пушкина и проспекта Шакарима Кудайбердыулы, площадь у здания столичного цирка, летняя площадка в квадрате проспектов Женис, Абая, улицы Талгата Бигельдинова и улицы Желтоксан. Для проведения шествий определен маршрут от Аллеи писателей на пересечении проспекта Абая и улица Сембинова до сквера на пересечении проспекта Кудайбердыулы и улицы Пушкина. При этом количество шествующих и митингующих ограничили 1 тыс. человек, а на пятачке перед зданием митинговать разрешили и того меньшему количеству – 500 гражданам. Вместо положенных 12 специализированных мест для мирных собраний столичный маслихат выделил четыре, то есть в три раза меньше.
В Алматы количество мест для санкционированных мирных собраний аналогичное: три для митингов и один – для шествий. Митинговать при получении «согласования» акимата можно будет в уже знакомом оппозиционерам сквере за кинотеатром "Сары-Арка", парке имени Махатмы Ганди и сквере имени Чокана Валиханова. Также маслихат южной столицы определил маршрут для шествий и демонстраций – от сквера имени Чокана Валиханова до парка имени Махатмы Ганди по улице Шевченко.
По разрешенным лимитам для митингующих в Алматы ситуация хуже, чем в Нур-Султане. Предельная наполняемость парка имени Махатмы Ганди – 200 человек, сквера за кинотеатром «Сары Арка» – 500 человек, сквера имени Чокана Валиханова – 1 тыс. человек. Протяжённость маршрута для шествий и демонстраций от сквера имени Чокана Валиханова до парка имени Махатмы Ганди – 4,6 км, предельное число участников – 1 тыс. человек. Вместо 24 митинговых спецмест власти Алматы выделили всего четыре – в 6 раз меньше положенных по закону.
В Шымкенте специализированных мест для организации и проведения мирных собраний выделили всего три, а вместимость в них еще меньше. Так, на площади «Наурыз» в Аль-Фарабийском районе мегаполиса смогут собираться не более 600 человек, а перед мемориалом Славы в Абайском районе не более 250-и. Легально проводить шествия и демонстрации протестующие шымкенцы и шымкентки смогут по улице Майлы Кожа между улицами Байтурсынова и Казиева. Депутаты маслихата Шымкента выделили в три раза меньше положенных по закону мест для мирных собраний.
В Караганде легальные акции протеста можно будет проводить в трех скверах: на улице Ленина перед памятником Абаю, на улице Ленина за кинотеатром Ленина, за Домом Культуры «Нового Майкудука». Для шествий и демонстраций определен маршрут от перекрестка на пересечении улиц Гоголя и Ленина по улице Ленина до площади Гагарина, его протяженность составляет 1 км. Таким образом, вместо шести положенных по закону специализированных мест для протестов карагандинский маслихат выделил четыре.
Сарым: «Удобнее митинговать в своем районе, а не в соседнем»
Exclusive.kz задал вопрос законодателям, что означают решения маслихатов: депутаты местных представительных органов не знают закон или игнорируют его? Почему Токаев и Парламент принимают закон, а маслихаты его не соблюдают?
Мажилисмен Айдос Сарым норму о трех митинговых местах в каждом районе города объяснил тем, «чтобы условно жителям Байконурского района не пришлось митинговать в Сарыаркинском районе столицы».
«Допустим, у жителей Байконурского района своя проблема: улицу отремонтировать, воду провести или еще что-то. Для удобства мы решили, чтобы места для проведения мирных собраний в каждом районе», - аргументировал депутат.
По мнению парламентария, сейчас у маслихатов есть очень много возможностей и полномочий, и депутаты вправе инициировать вопросы увеличения мест для мирных собраний.
«Особенно это касается Алматы. Представьте себе двухмиллионный город. Это огромный город. И мы должны понимать, что митинги могут быть не только политическими, но и локальными, для того чтобы локальную проблему решить. Проблему, касающегося конкретного района или учреждения. Сейчас же много событий происходит. Например, жители выступают против застройки. Им же не обязательно ехать в центр города? С учетом этого, маслихаты должны обозначить новые решения», - считает Сарым.
Депутат удивился, узнав, что в некоторых маленьких городах мест для мирных собраний выделено больше, чем в столицах: «Я думаю, это такой хороший укор конкретно для депутатов Алматы и Астаны».
На вопрос, не считает ли он, что это может быть укором парламенту со стороны местных депутатов, Сарым парировал, что депутаты маслихатов и мажилиса свою деятельность ведут в соответствии со своими мандатами, и они не вправе вмешиваться в работу друг друга.
«Указывать им что-либо делать, наверное, с точки зрения корректности будет неправильно. В целом, с учетом демократизации общества, активности пробуждения гражданского общества, появления новых больших и малых социальных групп, думаю, они сами должны проявить волю и в полной степени реализовать принцип «слышащего государства». С учетом потребностей конкретных населенных пунктов, конкретных районов в городах. Свободные места для мирных собраний есть», - отметил он.
Мажилисмен: «Пора журналистам поохотиться за маслихатами»
«Может быть, депутаты маслихатов еще не созрели до принятия соответствующих решений?» - спросил журналист. «По-хорошему счету, Вы или Ваши коллеги должны теперь поохотиться за депутатами маслихатов», - посоветовал мажилисмен.
«Чтобы они, во-первых, ощутили свою важность, что от них очень много зависит. И, наверно, если провести личностный опрос депутатов, довести до них и поставить перед выбором, поставить 100-200 подписей жителей конкретного района и сказать: «Мы хотим, чтобы количество мест для митингов было увеличено», думаю, тогда у них не будет возможностей и поводов, чтоб «спрыгнуть» с этой темы», - «посоветовал» он.
Журналист предложил парламентарию дать соответствующую рекомендацию маслихату.
«Я могу эту тему для себя взять. Я возглавляю общественный совет при «НурОтане» по вопросам государственного управления. Мы 13 мая будет обсуждать ситуацию по выборам акимов. И в качестве дополнительной темы могу поставить этот вопрос. Потому что это уже реализация закона на практике», - пообещал депутат.
Абасов: «Нет спроса на большое количество мест для митингов»
Депутат Мажилиса Кайнар Абасов, напротив, считает, что маслихаты работают в рамках закона и не нарушают его.
«В законе ведь не указано, что есть центральная часть? Если есть спрос, то всегда есть возможность добавить количество спецмест для мирных собраний. По-моему, нет и не было спроса на большее количество мест. Я, по крайне мере, об этом не слышал», - сказал парламентарий.
По его мнению, если правозащитники просят увеличить количество мест для митингов, нужно обращаться в маслихаты, но в случае необходимости он готов сам дать соответствующую рекомендацию своим младшим коллегам: «Давайте посмотрим закон о мирных собраниях, если там так написано, то маслихат его выполнит».
«Каждый выражает свое мнение, как хочет. Кто-то на странице в соцсетях, кто-то на митингах», - заключил он.
Президент общественного фонда «Ар.Рух.Хақ» Бахытжан Торегожина говорит, что поднимала вопрос о несоответствии решения маслихата Алматы закону «О мирных собраниях», но ей «показали кукиш».
Принятие закона «О мирных собраниях» в 2020 году проходило сложно. С одной стороны, проект закона, разработанный по поручению Токаева, критиковали на всех этапах правозащитники и международные организации. С другой стороны, разработчик законопроекта, МИОР, сопротивлялся законодательному закреплению уведомительной системы митингов. Доходило до того, что Токаев специально делился уточнениями в Twitter и давал разъяснения в интервью, буквально «разжевывая» и «переживавая» свое поручение, но в итоге ведомство Абая все равно продавило закон, закрепивший внешне уведомительный, а по факту разрешительный характер мирных собраний. Саботировав поручение Президента при разработке закона о мирных собраниях в концептуальной его части, власти теперь игнорирют закон на местах в части определения количества специализированных мест для митингов. Прокуроры, обязанные следить за соблюдением законности, «не видят» нарушения закона о мирных собраниях со стороны маслихатов, а акиматам удобнее отказывать недовольным в «согласовании» акций протеста, когда специализированных мест мало. Действительно ли в обществе нет спроса не большое количество мест для мирных собраний или люди просто не верят, что в рамках закона возможно проводить цивилизованные митинги? Исчерпан ли кредит доверия к Токаеву и доведет ли его администрация до конца начатое, покажет время.