ООН: медленная смерть или трансформация?
Марк Мэллок-Браун
Организация Объединенных Наций всегда прикрывалась удобной для себя фразой: “Если бы у нас ее не было, нам пришлось бы ее создать”. Сейчас, уже в почтенном возрасте 75 лет (достаточном, чтобы быть кандидатом в президенты США в 2020 году), организация по-прежнему пользуется широким одобрением в глобальных опросах общественного мнения.
За внешней оболочкой ООН сталкивается с трудностями, которые нельзя игнорировать. Судя по реакции в традиционных и социальных сетях, проблемы, которые поднимает ООН, обычно не получают должного внимания. Хуже того, когда дело доходит до поддержания мира и безопасности, ООН часто заходит в тупик из-за своего дисфункционального Совета Безопасности, который сам по себе отражает все более разделенный мир. Будь то в Сирии, Йемене или Ливии, прогресс на пути к обеспечению мира был незначительным, и гораздо больше решений принималось на поле боя, чем в Совете Безопасности. Эти же разногласия также препятствовали защите прав человека, как и недавние выборы, в результате которых места в Совете ООН по правам человека получили Россия, Куба и Китай.
Безусловно, ООН всегда отражала мир, который она представляет. Широкая поддержка сильной ООН со стороны ее членов была только в первые годы ее существования и в первые годы пребывания Кофи Аннана на посту генерального секретаря в конце 1990-х годов. В остальном, ООН обычно действовала против мощных сдерживающих факторов; но сегодня, из-за ряда политических и демографических изменений быстро меняется и ООН.
Сегодняшний мир в целом стал моложе. Мощь США, похоже, достигла пика и глобальное распределение власти перераспределяется между Китаем и другими странами. В то же время, пандемия COVID-19 привела к тому, что мир станет беднее, так же как цифровизация привела его к еще большему неравенству.
Располагая уставом, который полностью опирается на либерально-демократические ценности победителей Второй мировой войны, ООН изо всех сил пыталась приспособиться к меняющемуся глобальному порядку. Под руководством своего нынешнего генерального секретаря Антониу Гутерриша ООН продолжала следовать гендерному паритету и обеспечению большего разнообразия в своей кадровой структуре. Тем не менее, в руках государств-основателей остается слишком много руководящих должностей. И, что наиболее важно, за рамками организации она кажется оторванной от мира.
Китай, второй по величине вкладчик в обязательный бюджет ООН, все активнее пытается утвердить глобальное лидерство в вопросах изменения климата и решении других проблем после отречения Америки от организации при уходящем Президенте Дональде Трампе. На Генеральной Ассамблее ООН в сентябре, Президент Китая Си Цзиньпин сделал чрезвычайно важный шаг, пообещав, что к 2060 году Китай станет углеродно-нейтральным государством. В то же время, тот же режим, который привержен экологической устойчивости, также жестоко преследует Уйгурское меньшинство Китая.
Это указывает на центральную дилемму ООН. Что касается населения, то большая часть современного мира находится под авторитарным правлением, начиная от деспотов, которые даже не претендуют на демократическую легитимность, до избранных автократов, которые подорвали как демократические институты, так и контроль над собственной властью.
У ООН нет иного выбора, кроме как вести борьбу с этим все более недемократическим миром, и на сегодняшний день ее задача состоит в том, чтобы сформулировать практическую, выполнимую повестку дня, не нарушая при этом своего уставного документа и своей приверженности правам человека и другим свободам. Ей будет необходимо задействовать свои нынешние сильные стороны. Как представитель “коллективных прав”, ООН обладает уникальными возможностями для мобилизации действий по таким вопросам, как изменение климата, которое угрожает бедным фермерам в развивающихся странах так же сильно, как и богатым жителям Манхэттена, которые подвержены повышению уровня моря.
Аналогичным образом, Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года, которые направлены на решение повсеместной борьбы с неравенством и изоляцией, остаются лучшим примером ООН, как и призыв Гутерриша к “Новому общественному договору для новой эры”. ООН обеспечивает незаменимое глобальное благо, составляя рейтинговые таблицы человеческого развития и создавая широкие коалиции для достижения устойчивого прогресса по ключевым показателям благополучия.
Но тот факт, что ООН является ведущим голосом за социальную, экономическую и экологическую справедливость, не означает, что она должна отставить в сторону права человека. Организация обязана сообщать о нарушениях прав человека, где бы они не были выявлены. Несмотря на то, что она должна уметь передавать доказательства другим и выдвигать обвинения, она должна оставаться бесстрашной в своей защите. В этом ее лучшими союзниками являются группы гражданского общества и несколько смелых стран, которые готовы игнорировать узкие коммерческие или политические интересы, чтобы иметь дело с такими странами как Китай, Индия или Саудовская Аравия.
Напротив, ООН, вероятно, придется подчиниться логике холодной войны двадцать первого века. Совет Безопасности останется неэффективным до тех пор, пока он не будет реформирован, что является отдаленной перспективой. Но есть способы выйти из этого тупика. Во время первой “холодной войны”, ООН, без ссылки на Совет Безопасности, приступила к осуществлению масштабных инициатив по преодолению гуманитарных кризисов и поддержке новых членов, переживших колониальное господство. Агентства ООН по развитию и гуманитарные агентства зачастую опирались на свои собственные мандаты и нормы международного права, для вмешательства, когда того требовали обстоятельства.
Сегодня специальные представители ООН в зонах конфликтов и координаторы-резиденты ООН в других местах приносят огромную пользу, неустанно работая за кулисами, чтобы предотвратить местные конфликты, защитить гражданское общество и устранить неравенство и другие коренные причины политической нестабильности. Эта ООН, действующая на местах, процветает вне поля зрения и предоставленная сама себе, будучи надежно удаленной от обструкционистской государственной политики Совета Безопасности в Нью-Йорке.
Именно здесь будущее ООН будет обеспечено или потеряно. В более молодом, озлобленном и нетерпеливом мире, далекий клуб мужчин в темных костюмах обречен на то, что окажется бесполезным. Особое значение деятельность ООН имеет в гуще событий, где она использует свой замечательный мандат для борьбы за тех, кто в этом больше всего нуждается.
Марк Мэллок-Браун, бывший заместитель генерального секретаря ООН, является сопредседателем Фонда ООН. Этот текст был адаптирован из его ежегодной лекции UNU-WIDER.
Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org