Как компартия Китая празднует свой вековой юбилей
Брама Челлани
1 июля Коммунистическая партия Китая (КПК) устроит патриотическое шоу в честь 100-летней годовщины своего основания. В числе праздничных достижений – гидроэлектростанция «Байхэтань» на реке Цзиньша на юго-восточном краю Тибетского плато. Ровно в этот день станция будет пущена в строй.
КПК обожает превосходные степени. Крупнейший в мире промышленный производитель и экспортёр с крупнейшими в мире золотовалютными резервами. Партия может похвастаться самой высокогорной железной дорогой в мире и самыми высокогорными и длинными мостами. Китай является страной с наибольшим количеством плотин в мире, и у него больше крупных плотин, чем построено во всём остальном мире. Партия гордится, что обладает самой большой в мире системой каналов по переброске речных вод.
Сами плотины тоже зачастую оказываются величайшими. Плотина «Три ущелья» – это крупнейшая в мире электростанция по установленной мощности, а «Байхэтань» рекламируется как крупнейшая в мире арочная плотина, а также первый в мире проект, в котором используется гигантский гидрогенератор мощностью один гигаватт (ГВт). На «Байхэтане» таких генераторов будет 16, поэтому она станет второй крупнейшей в мире гидроэлектростанцией (после ГЭС «Три ущелья» мощностью 22,5 ГВт).
Всё это прекрасно подпитывает разжигаемый КПК национализм, необходимый для поддержания легитимности партии. Китай часто хвалится своими гидроинженерными успехами, в том числе реализацией наиболее амбициозных из когда-либо задуманных проектов по переброске рек, что подчеркивает его военную и экономическую мощь. (Конечно, у Китая есть и другие достижения, которыми он не будет хвастаться в ходе предстоящего юбилея; в их числе, например, крупнейшая в мире сеть концентрационных лагерей).
Однако китайские плотины – это не просто символ величия страны. Их цель не только в том, чтобы обеспечивать Китай водой, как утверждает КПК. Они призваны также служить рычагом, с помощью которого Китай может контролировать страны, расположенные ниже по течению рек.
Аннексия Компартией Китая богатого водными ресурсами Тибетского плато в 1951 году (здесь берут начало десять крупнейших речных систем Азии) принесла стране колоссальную власть над водной картой Азии. В последующие десятилетия она максимально воспользовалась этим речным преимуществом. Например, построив 11 гигантских плотин на реке Меконг, которая затем течёт в страны Юго-Восточной Азии, Китай гарантировал себе возможность перекрывать всему региону краны с водой.
Однако КПК не задумывается над высокими издержками своей стратегии, которые далеко не ограничиваются политическими трениями с соседними странами. Ненасытное строительство плотин компартией приводит к экологическому хаосу в крупнейших речных системах Азии, в том числе двух важнейших реках материкового Китая – Янцзы и Хуанхэ.
Гигантские плотины наносят ущерб экосистемам, приводят к исчезновению пресноводных видов и отступлению речных дельт, зачастую они производят больше парниковых газов, чем электростанции на ископаемом топливе. За последние десятилетия в Китае исчезли более 350 озёр, а поскольку рек со свободным течением осталось очень мало, фрагментация и исчерпание рек стали эндемичным явлением.
Социальные издержки не менее серьёзны. Начать с того, что из-за низкого качества строительства в первые три десятилетия коммунистического правления примерно 3200 плотин рухнули к 1981 году, при этом одна только катастрофа на плотине Баньцяо в 1975 году убила почти 230 тысяч человек. Конечно, с тех пор Китай радикально повысил своё мастерство в строительстве плотин, а строительство ГЭС «Байхэтань» было закончено всего за четыре года. Но по мере старения построенных ранее плотин и усиления экстремальных погодных явлений катастрофы с дамбами остаются серьёзным риском.
Кроме того, проекты строительства плотин привели к вынужденному переселению огромного количества китайцев. В 2007 году, когда набирала обороты китайская программа строительства мега-плотин, тогдашний премьер-министр Вэнь Цзябао признался, что с момента прихода к власти КПК Китай переселил 22,9 млн человек, чтобы сделать возможной реализацию водных проектов. Эта цифра больше численности населения ста с лишним стран. Для одной только плотины «Три ущелья» пришлось переселить более 1,4 млн человек.
Всё это, похоже, не особенно беспокоит КПК. Затопление водохранилищем плотины «Байхэтань» огромных участков малонаселённого высокогорья вынудило местных жителей (в основном это представители сравнительно бедной народности ийцев) заняться обработкой маргинальных участков на большей высоте. Поскольку Китай переключает внимание с уже насыщенных плотинами рек в ключевых районах страны на реки в населённых этническими меньшинствами землях, которые аннексировала КПК, больше всего от этой политики пострадают экономически и культурно маргинализированные группы населения страны.
Мало сомнений в том, что это случится. Сегодня КПК готовится к строительству первой в мире супер-плотины на реке Ярлунг-Цангпо (она больше известна как Брахмапутра) рядом с крайне милитаризированной границей с Индией.
Брахмапутра петлёй огибает Гималаи, образуя самый длинный и глубокий каньон на планете, а затем с высоты 2800 метров спускается на индийские равнины. Плотину предполагается возвести на высоте более 1500 метров – это самая высокий уровень, на котором когда-либо строилась мега-плотина. В этом ущелье сконцентрировано самое большое количество неосвоенной речной энергии в мире, поэтому планируется, что новая супер-плотина будет иметь мощность 60 ГВт, что почти в три раза больше, чем у ГЭС «Три ущелья».
Тот факт, что это ущелье является районом с одним из самых высоких уровней биоразнообразия в мире, явно мало беспокоит КПК. Китайская компартия намного больше заинтересована в получении возможности использовать воду в качестве оружия против Индии, своего азиатского противника. Китай уже начал готовиться к стройке, недавно завершив сооружение шоссе через каньон и объявив о начале строительства высокоскоростной железной дороги до военного городка, расположенного рядом с ущельем. Всё это позволит привозить тяжёлое оборудование, материалы и работников в этот отдалённый регион, долгое время считавшийся недоступным из-за коварного ландшафта.
Для КПК столетний юбилей выглядит поводом для праздника. Но остальной мир должен оценивать эта партию за её реальные дела – репрессии, геноцид, грабительское уничтожение природы. И ему следует готовиться к тому, что может принести с собой второе столетие КПК.
Брама Челлани – профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (CPR) в Нью-Дели, научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: Новое поле битвы в Азии», «Вода, мир и война: Как противостоять глобальному водному кризису».
Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org