суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

США в очередной раз «сдали» своих союзников

Брахма Челани

Афганистан находится на грани катастрофы, и в этом виноват президент США Джо Байден. Одержав победу над высшими военными чинами Америки и отдав приказ о поспешном выводе американских войск, Байден открыл террористам «Талибана» путь к захвату более чем четверти районов Афганистана. Теперь талибы продвигаются к Кабулу, а Соединенные Штаты выглядят слабее, чем когда-либо.

США фактически завершили свои военные операции в Афганистане 1 июля, когда они передали афганскому правительству обширную авиабазу Баграм, которая долгое время служила плацдармом для операций США в стране. На самом деле «передача» — весьма преувеличенное описание произошедшего. Она заключалась в том, что американские войска незаметно ускользнули с базы в течение ночи, предварительно отключив электричество. Произошедшее нарушение безопасности позволило мародерам разграбить объекты до прибытия афганских войск и установления контроля над ними.

Байден яростно защищал свое решение о выводе войск, утверждая, что США «пришли в Афганистан не для построения нации» и что «оставаясь здесь, американские войска понесли бы потери». Кроме того, он остался верным своему поспешному подходу, настаивая, что в данном контексте «скорость — это безопасность». «Сколькими тысячами дочерей и сыновей Америки вы готовы рискнуть?»

Подразумеваемая мысль вполне очевидна: ставить под сомнение разумность вывода войск США равносильно поддержке угрозы для американцев. Однако на самом деле в опасности находятся афганцы.

Давайте вспомним, когда в последний раз США оставляли войну незавершенной: в 1973 году они поспешно бросили своих союзников в Южном Вьетнаме. По сообщениям, в следующем году в результате конфликта погибло 80 000 южновьетнамских солдат и мирных жителей, что сделало его самым смертоносным годом за всю историю войны во Вьетнаме. Также стоит отметить, что в 1975 году США фактически передали Камбоджу поддерживаемым Китаем ультракоммунистическим «красным кхмерам», которые продолжили творить там невообразимые ужасы.

Теперь США бросают афганцев на милость мародерствующей исламистской силе, которая ведет долгую историю зверств и жестокости. Уже сейчас наступление талибов привело к перемещению десятков тысяч мирных жителей. И пока афганское правительство в Кабуле пошатывается, талибы отбирают американское оружие у афганских военных и демонстрируют его, маршируя по стране.

Оправдания Америки своего бегства из Афганистана намного слабее, чем их доводы для отъезда из Вьетнама. В то время как во Вьетнаме погибло 58 220 американцев (в основном призывников), в Афганистане за 20 лет погибло всего лишь 2448 американских солдат (все добровольцы). Более того, с тех пор, как 1 января 2015 года США официально завершили свою боевую задачу, они потеряли всего 99 человек погибшими, в том числе в результате невраждебных инцидентов. За тот же период было убито более 28000 афганских полицейских и солдат.

Ничто из сказанного выше ни в коем случае не призвано преуменьшить то количество крови и ресурсов, которыми США пожертвовали в Афганистане, и никоим образом не предполагает необходимость оставить там американские войска на неопределенный срок. Напротив, прекращение самой продолжительной войны Америки — достойная цель. Но подход Байдена влечет за собой фактическое признание того, что террористическое ополчение нанесло поражение самым могущественным военным в мире, а затем заставило вернуть Афганистан под его контроль. Это подрывает глобальное доверие к США, ставит под угрозу афганскую и региональную безопасность и грозит спровоцировать всплеск террора во всем мире.

Грядущее возвращение Талибана к власти, несомненно, придаст энергии и вдохновения другим террористическим группировкам в более обширном глобальном джихадистском движении. Кроме того, Талибан, порождение пакистанской межведомственной разведки, по-прежнему получает значительную помощь от пакистанских вооруженных сил. Таким образом, хотя Байден говорит, что будущее Афганистана сейчас находится в его собственных руках, на самом деле оно в основном находится в руках Пакистана, как это недавно отметил президент Афганистана Ашраф Гани.

Индия — одно из тех государств, которые столкнутся с наиболее острыми рисками последствий этого решения. Когда Талибан последний раз находился у власти, в период с 1996 по 2001 год, он позволил Пакистану использовать территорию Афганистана для подготовки террористов для миссий в Индии. Таким образом, его возвращение к власти может открыть новый фронт терроризма против Индии, вынудив ее сместить акцент с усиления военного противостояния с Китаем в Гималаях.

Восстановление власти талибов в Афганистане помогает Китаю и в других отношениях. Учитывая, что Пакистан является китайским клиентом, уход США открывает Китаю путь к стратегическому вторжению в Афганистан с его значительными минеральными богатствами и стратегическим положением между Пакистаном и Ираном.

Китай достиг бы этого, предложив Талибану две вещи, в которых он отчаянно нуждался: международное признание и экономическую помощь. Поскольку Россия также, вероятно, признает лидерство талибов в Афганистане, у группировки будет мало стимулов для сдерживания своего насилия, несмотря на ее нынешние попытки отбелить свой имидж.

У Байдена был лучший вариант: США могли бы сохранить в Афганистане небольшие остаточные силы, чтобы обеспечить критическую поддержку с воздуха и поддержать моральный дух афганских вооруженных сил. Да, это нарушило бы сделку, которую предшественник Байдена, Дональд Трамп, заключил с талибами в феврале 2020 года. Но талибы уже нарушили условия этой фаустовской сделки. Байден с радостью отменил многие другие действия Трампа, из-за чего его настойчивая приверженность соблюдению условий этой сделки трудно понять.

Байден говорит, что США «развивают загоризонтный контртеррористический потенциал», который не требует физического присутствия в Афганистане. Но если безопасность в Афганистане продолжит рушиться, «загоризонтные» операции окажутся малоэффективными. Более вероятным сценарием будет экстренная эвакуация персонала посольства США и других американских граждан из Кабула, во многом похожая на эвакуацию из Сайгона в 1975 году. Индия, например, уже начала такой исход, приступив к эвакуации сотрудников своего консульства из Кандагара.

Роберт Гейтс, занимавший пост министра обороны при президентах Джордже Буше и Бараке Обаме, писал в 2014 году, что Байден «ошибался почти по всем важным вопросам внешней политики и национальной безопасности за последние четыре десятилетия». Поспешный уход США из Афганистана обречен продолжить эту тенденцию.

Брахма Челанипрофессор стратегических исследований Центра политических исследований в Нью-Дели и научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, является автором девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: новое поле битвы в Азии» и «Вода, мир и война: противостояние глобальному водному кризису».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Афганистан после США: что ждет Россию и Центральную Азию Афганистан после США: что ждет Россию и Центральную Азию
Редакция Exclusive
Афганские беженцы: изменят ли казахи своему гостеприимству? Афганские беженцы: изменят ли казахи своему гостеприимству?
Мирас Нурмуханбетов
Отрывок из книги «Егор Гайдар. Человек не отсюда» Отрывок из книги «Егор Гайдар. Человек не отсюда»
Редакция Exclusive
Путин рассказал, как Украина, Казахстан и другие младшие братья «ограбили Россию» Путин рассказал, как Украина, Казахстан и другие младшие братья «ограбили Россию»
Редакция Exclusive
Чем грозит Казахстану новая Стратегия национальной безопасности России? Чем грозит Казахстану новая Стратегия национальной безопасности России?
Мирас Нурмуханбетов
Какую модель строит Компартия Китая Какую модель строит Компартия Китая
Редакция Exclusive
Сколько стоит «макияж» акимов: особенности регионального пиара Сколько стоит «макияж» акимов: особенности регионального пиара
Редакция Exclusive
Баталов, Сапарбаев и Ахметов оцениваются как наименее перспективные акимы Баталов, Сапарбаев и Ахметов оцениваются как наименее перспективные акимы
Редакция Exclusive
«Большая двадцатка» должна немедленно заняться вакцинацией мира «Большая двадцатка» должна немедленно заняться вакцинацией мира
Редакция Exclusive
Удастся ли Токаеву победить избирательное покровительство к некоторым компаниям? Удастся ли Токаеву победить избирательное покровительство к некоторым компаниям?
Редакция Exclusive
Минюст не заметил «Токаевскую оттепель» Минюст не заметил «Токаевскую оттепель»
Редакция Exclusive
Зачем Первый президент Казахстана возводит себе рукотворные памятники Зачем Первый президент Казахстана возводит себе рукотворные памятники
Редакция Exclusive
Почему Казахстан отказался от статуса ядерной державы? Почему Казахстан отказался от статуса ядерной державы?
Редакция Exclusive
Чем обернется глобальная инфляция? Чем обернется глобальная инфляция?
Редакция Exclusive
Как энергетические баталии в Европе могут повлиять на Казахстан Как энергетические баталии в Европе могут повлиять на Казахстан
Редакция Exclusive
Как прямая линия превратила Путина в стороннего наблюдателя Как прямая линия превратила Путина в стороннего наблюдателя
Редакция Exclusive
Чем занимаются партии: браки по расчету и возвращение политических изгоев Чем занимаются партии: браки по расчету и возвращение политических изгоев
Редакция Exclusive
Кого и как будут выбирать акимами в наших селах? Кого и как будут выбирать акимами в наших селах?
Мирас Нурмуханбетов
Суд бельгии подтвердил арест средств Нацфонда Казахстана Суд бельгии подтвердил арест средств Нацфонда Казахстана
Редакция Exclusive
Как память о войне и репрессиях превратилась в два разделяющих дискурса Как память о войне и репрессиях превратилась в два разделяющих дискурса
Редакция Exclusive
Пройдут ли выборы акимчиков в желанной тишине? Пройдут ли выборы акимчиков в желанной тишине?
Мирас Нурмуханбетов
За что обиделся на exclusive.kz аким ВКО Даниал Ахметов? За что обиделся на exclusive.kz аким ВКО Даниал Ахметов?
Редакция Exclusive
Почему общество четверть века назад было более активным без интернета и соцсетей? Почему общество четверть века назад было более активным без интернета и соцсетей?
Мирас Нурмуханбетов
После Брексита Швейцария утратит свои привилегии После Брексита Швейцария утратит свои привилегии
Редакция Exclusive
Как новая победа Пашиняна изменит Армению и регион Как новая победа Пашиняна изменит Армению и регион
Редакция Exclusive
Как компартия Китая празднует свой вековой юбилей Как компартия Китая празднует свой вековой юбилей
Редакция Exclusive
Становятся ли Россия и Китай партнерами в информационной сфере? Становятся ли Россия и Китай партнерами в информационной сфере?
Редакция Exclusive
Внедряет ли Россия китайские методы контроля над обществом Внедряет ли Россия китайские методы контроля над обществом
Редакция Exclusive
Решение о вхождении в интеграционные объединения должны приниматься на национальном референдуме Решение о вхождении в интеграционные объединения должны приниматься на национальном референдуме
Редакция Exclusive
Устойчивую экономику без защиты прав человека не построить Устойчивую экономику без защиты прав человека не построить
Редакция Exclusive
Байден и Путин привезли в Женеву два реставрационных проекта Байден и Путин привезли в Женеву два реставрационных проекта
Редакция Exclusive
G7 больше не нужна: это анахронизм G7 больше не нужна: это анахронизм
Редакция Exclusive
ЕАЭС превращается в главную угрозу для его членов ЕАЭС превращается в главную угрозу для его членов
Редакция Exclusive
Казахстан в отражении Женевского озера: между Путиным и Байденом Казахстан в отражении Женевского озера: между Путиным и Байденом
Мирас Нурмуханбетов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33