Крымская платформа – внешнеполитический инструмент деоккупации Крыма
Через неделю Украина празднует 30-летие своей независимости. К этому событию приурочено проведение первого международного форума «Крымская платформа», на котором будет запущена постоянно действующая структура по деоккупации Крыма. На вопросы exclusive.kz отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Казахстан Петр Врублевский.
– Что такое Крымская платформа?
– Это многоуровневый всеобъемлющий формат, продвигающий стратегическое видение политики в отношении Крыма. На практике Крымская платформа будет решать сложнейшую задачу XXI века – дипломатическими усилиями международного сообщества деоккупировать часть страны, которую на сегодня удерживает захватчик, у которого есть ядерное оружие и миллионная армия, часть которой гарцует вблизи украинских границ. Опыт Крымской платформы будет уникальным и, хочется надеяться, что он не понадобится другим странам в будущем. Финальной целью Крымской платформы является деоккупация Крыма и его возвращение под полный контроль Украины мирными средствами.
Участники Крымской платформы вносят конкретный вклад в систему международной безопасности и присоединяются к совместным усилиям по освобождению Крыма. Это также станет общим сигналом международного сообщества о неприемлемости в наши дни попыток изменить международно признанные границы силой.
Платформа будет работать по пяти приоритетным направлениям: консолидация международной политики непризнания любого изменения статуса Крыма; эффективность санкций, их ужесточение и перекрытие путей обхода; защита прав человека и международного гуманитарного права, восстановление прав крымскотатарского народа; обеспечение безопасности в Азово-Черноморском регионе и за его пределами, защита принципа свободы навигации; преодоление экологических и экономических последствий оккупации.
Учредительный Саммит Крымской платформы состоится в Киеве 23 августа накануне 30-й годовщины Независимости Украины. В рамках сегмента высокого уровня Саммита выступят Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины, лидер крымскотатарского народа, главы иностранных делегаций, представители гражданского общества, экспертной сети Крымской платформы. Далее работа Саммита продолжится в формате 4 тематических панелей: политика непризнания и санкции; вызовы безопасности; защита прав человека во временно оккупированном Крыму; восстановление прав крымскотатарского народа. Деятельность платформы будет происходить параллельно на нескольких уровнях: правительственном, парламентском, экспертном и муниципальном.
– Какие документы будут обсуждены и приняты на форуме?
– В ходе Саммита будет принята Совместная декларация, которая подтвердит неизменность формулы «Крым – это Украина», осудит преступления РФ в Крыму и вокруг, очертит параметры международной политики деоккупации.
Уже сегодня Украине удалось сформировать ядро международной коалиции за освобождение Крыма, количественный состав которой постоянно расширяется, а главное – у международного сообщества растет понимание, что промедление с ответом на оккупацию Крыма и связанные преступления фактически предоставили России и другим авторитарным режимам карт-бланш на дальнейшее наступление на демократию.
Важным этапом развития Крымской платформы стало создание 7 июня этого года неправительственным сектором Экспертной сети Крымской платформы. Интерес к участию в ней уже выразили около 180 украинских и иностранных независимых экспертов и ученых. Честно признаю, потенциал мозгового штурма демонстрирует не просто высокий, но и самый высокий уровень. Задачами этой сети является аналитическая и информационная поддержка официального измерения Крымской платформы и экспертная дипломатия, которая будет способствовать повышению уровня осведомлённости о крымской проблематике в государствах мира. Экспертами уже разработан План мероприятий на 2022 год.
После Саммита деятельность Крымской платформы не завершится. Межправительственный уровень Платформы будет действовать в виде консультаций министров иностранных дел, координационных встреч специализированных рабочих групп по приоритетным направлениям, конференций. В частности, планируем учреждение ежегодного форума, посвященного безопасности Черноморского региона и за его пределами. Впереди еще много практической работы, в том числе и по ужесточению санкций, защите политических заключенных.
Есть еще много других деталей Саммита, но мы понимаем, что эту статью будут читать не только в Украине и Казахстане, но и те, кто мыслит категориями «можем повторить» или «нас там нет». Поэтому отдельные детали я не буду раскрывать до начала работы Саммита.
– Что сейчас происходит в Крыму?
– А происходит там беспрецедентная милитаризация; массовые нарушения прав человека; нарушение норм международного гуманитарного права, в частности замещение населения оккупированной территории гражданами России; превращение Крыма и окружающих его вод в военный форпост в Азово-Черноморском регионе.
На полуострове уже размещены потенциальные носители ядерного оружия. Недавно Кремль пошел ещё дальше. Под видом военных учений на полгода закрыл части Черного моря, в том числе в направлении Керченского пролива для иностранных военных и гражданских кораблей. Росгвардия получила право блокировать акватории Черного и Азовского морей. Это создает существенные препятствия для международной навигации, угрожает безопасности и стабильности не только Украины, но и региона в целом. Со стороны России в Крыму имеют место беспрецедентные и жестокие репрессии в отношении инакомыслящих, прежде всего, украинцев и крымских татар. С начала оккупации около трех десятков тысяч граждан Украины уже призваны российскими оккупационными властями Крыма на военную службу, что является грубым нарушением международного гуманитарного права.
Россия проводит искусственную и сознательную замену состава населения Крыма. Она выжимает нелояльных и замещает их сотнями тысяч своих граждан, чем фактически совершает военное преступление. Мартовский указ президента РФ №201 о приграничных территориях в Крыму фактически лишил украинцев и всех остальных, кроме граждан РФ, права владеть большей частью земель полуострова. Это еще один наглядный фактор принудительной паспортизации, когда без российского аусвайса жить в условиях оккупации невозможно.
В Крыму происходит уничтожение и присвоение культурного наследия и коренного народа Украины – крымских татар. Параллельно ведётся активная российская пропаганда, навязывание собственных исторических нарративов населению Крыма, своим и иностранным гражданам. Такая политика направлена на идеологическое оправдание агрессии, размывание украинской и крымскотатарской идентичности в Крыму.
– Украина инициировала судебный процесс против России. Расскажите о его дателях.
– Да, нами инициирован судебный процесс о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма в Международном суде ООН. Мы также инициировали судебный процесс в Арбитражном трибунале по морскому праву между Украиной и Российской Федерацией о правах прибрежного государства в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе. Отдельным треком являются иски в Европейский суд по правам человека. Решение ЕСПЧ от 14 января принять к рассмотрению по существу 11 жалоб, поданных Правительством Украины, приближает ответственность государства-агрессора за совершённые противоправные деяния. Кроме того, в производстве ЕСПЧ находится более 6800 индивидуальных заявлений, связанных с событиями во временно оккупированном Крыму и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Накануне 30-й годовщины Независимости Украины важным результатом стало принятие Советом национальной безопасности и обороны Украины Стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированного Крыма и её утверждение Президентом Украины.
– Будет ли Казахстан участвовать в работе саммита?
– Посольство Украины передало приглашение представителям Казахстана принять участие в Саммите Крымской платформы. Мы действительно надеемся на активную помощь Казахстана и синергию казахстанских экспертов по этому вопросу и ждем ответа от казахстанской стороны.
Мы неоднократно слышим от российских политиков и чиновников намёки и даже заявления о «подаренных территориях» и «отсутствии у казахов государственности». До 2014 года подобные заявления также звучали со стороны отдельных «рупоров Кремля» и то, во что они вылились в 2014 году сейчас осуждает большинство стран мира.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба четко отметил, что «участие государств в Крымской платформе – это очень простой тест о том, с кем ты в вопросе оккупированного Крыма: с Россией и агрессией или с Украиной и международным правом?» Скажу Вам честно, мы общаемся с представителями казахстанской общественности и подавляющее большинство казахстанцев морально с Украиной.