Кого в Центральной Азии воодушевляет захват Афганистана
Сегодня мир следит за активным наступлением афганской исламистской группировки «Талибан» на правительственные войска в Афганистане. Если она сумеет взять власть, то это может воодушевить спящие ячейки в Центральной Азии. Ведь для этого уже имеется необходимая идеологическая почва.
Новости по теме
Как Казахстану не превратиться в Афганистан
24.08.2021 12:08Афганистан: союзникам США больше не стоит рассчитывать на их поддержку
20.08.2021 11:08Афганистан: очередной типичный провал США
19.08.2021 12:08Что будет в Афганистане при новой власти
18.08.2021 16:08Талибы не смогут построить государство...
18.08.2021 14:08Чего ждать от Афганистана
22.07.2021 15:07США в очередной раз «сдали» своих союзников
16.07.2021 12:07Афганские беженцы: изменят ли казахи своему гостеприимству?
15.07.2021 09:07В интернет-обсуждениях можно встретить опасения по поводу того, что данная группировка может напасть на страны Центральной Азии. Но если взглянуть на ее идеологию, можно увидеть, что она является местечковой, а не космополитной, и не призывает построить Всемирный халифат. Проблема же кроется в другом.
Возьмем Духовное управление мусульман Казахстана, наш муфтият в фикхе (правовая школа) придерживаются ханафитского мазхаба, в акыде (вероубеждение) – матуруди и ашари, а среди суфийских братств распространен орден Накшбандия и Яссауия Исматуллы Максума. А что мы видим в Афганистане? Мы видим тоже самое – жители Афганистана придерживаются в фикхе мазхаба ханафи. По вероубеждению они матурудиты и ашариты. Приверженцы суфизма являются в основном представителями тариката Накшбандия и Яссауия.
Готовность нашей почвы для экстремизма, причём экстремизма, экспортируемого из Афганистана, продемонстрировал в свое время эмигрант из Афганистана, этнический казах Исматулла Абдугаппар, который более десяти лет являлся руководителем общины суфиев в Казахстане. Позже выяснилось, что Исматулла таксыр (так называли его мюриды) являлся полевым афганским командиром. И он сам, и некоторые его последователи были осуждены по обвинению в экстремизме и по другим статьям.
Данный прецедент показывает готовность в Казахстане к беспрепятственному принятию так называемых «чуждых воззрений». Но как уже стало ясно в результате проведенного небольшого сравнительного анализа, воззрения являются, на самом деле даже родственными. Разница лишь в том, что носители религиозного мировоззрения в Казахстане по определённым причинам не используют весь потенциал своей религии, в отличие от афганских собратьев. Но потенциал на то и есть потенциал, что должен реализовываться, а нереализованный потенциал создает напряжение, которое в свое время прорвётся наружу, рано или поздно – закон сохранения энергии никто не отменял.
Чтобы постепенно высыпать порох из бочки, государству следует вести пропаганду светскости на основе Корана и монотеистического рационального тенгрианства. Ведь один только аят 2:256: «…Нет принуждения в религии…», наглядно показывает, что Коран не поддерживает идею смертной казни для вероотступников, принуждение к своей религии иноверцев, которая содержится в толкованиях, хадисах и прочей вторичной «исламской» литературе, и практикуется в том же ханафитском-суфийском Афганистане или, к примеру, салафитской Саудии. Если не высыпать порох из бочки, то в один момент мы можем дойти до точки невозврата…
Турарбек Кусаинов, Председатель ОО "Демос"