пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что будет в Афганистане при новой власти

Кирилл Кривошеев, Московский центр Карнеги

В стране не появится ничего даже отдаленно похожего на «инклюзивное правительство», зато еще пышнее расцветут проблемы наркотрафика и религиозного экстремизма. Но это никак не отменяет того, что все усилия США и НАТО по созданию в Афганистане относительно стабильного государства развеялись всего за неделю.

За последний месяц в Афганистане развалилась буквально вся система управления, которую США и их союзники выстраивали там 20 лет. Талибы без боя вошли в Кабул, президент Ашраф Гани бежал из страны, а кабульский аэропорт остается одним из последних зданий, которое еще удерживают американские войска. И соседи Афганистана по региону, и ветераны афганской политики вроде бывшего президента Хамида Карзая уже активно налаживают контакты с формирующейся новой властью. Хотя какой именно она будет, пока можно предсказать лишь в самых общих чертах.

Роковые выходные

То, что происходит в Афганистане, редко вписывается в заранее намеченные рамки. По планам американские войска должны были покинуть страну лишь 31 августа. Правительство во главе с президентом Ашрафом Гани – продержаться еще полгода (как говорили до начала наступления талибов) или хотя бы один-три месяца (как говорили после). Такие прогнозы строили не только в Вашингтоне, но и в Москве. Замглавы МИДа и главный российский дипломат по Афганистану Замир Кабулов уверял, что даже взятие Кандагара «ничего не открывает» и «в обозримом будущем» талибы Кабул не возьмут.

Между тем уже к концу июля талибам, контролировавшим почти все сельские районы, оставалось взять лишь несколько крупных городов – Кабул, Герат, Кандагар, Мазари-Шариф. А в минувшие выходные все прогнозы окончательно пошли прахом – в субботу афганские войска, сформированные для ожесточенной борьбы с талибами, просто ушли из Мазари-Шарифа в сторону узбекской границы.

Происходившее на пограничному мосту Термез – Хайратон (в советское время он назывался мост Дружбы) сразу вызвало ассоциации с 1989 годом, когда по нему же отступали советские войска. Маститые военачальники и региональные лидеры, которые должны были возглавить антиталибский фронт, – таджик Ата Мохаммад Нур и узбек Абдул Рашид Дустум – тоже были в числе уходящих и, по слухам, все же перебрались в Узбекистан. Позже они рассказали, что были вынуждены отступить, чтобы не пасть жертвами заговора и сохранить себя для будущих сражений. А вот многих других потенциальных беженцев узбекские власти уже не пропустили.

В воскресенье весь мир следил за ситуацией в Кабуле и сравнивал ее то с падением Сайгона в 1975 году (уж очень похоже американских дипломатов эвакуировали с крыши посольства вертолетом), то с фильмами про зомби-апокалипсис – что-то похожее творилось в кабульском аэропорту. Последний коммерческий рейс вылетел оттуда в 10:45 утра 15 августа – в Дели. После этого будки на паспортном контроле опустели, турникеты – выломали, и люди стали просто выбегать на летное поле и штурмовать любой самолет в надежде улететь хоть куда-нибудь.

Талибы тем временем взяли Кабул в кольцо и поставили афганским властям свои условия «мирного транзита власти». И те на них сразу же согласились, приняв делегацию боевиков в президентском дворце. В ее составе был один из членов семьи Хаккани, которая де-факто и руководит «Талибаном» (запрещен в РФ).

О чем именно шла речь на этих переговорах, точно неизвестно, но закончились они тем, что бывший гражданин США и президент Афганистана Ашраф Гани сразу сел в самолет и улетел в неизвестном направлении (как он позже объяснил – «чтобы избежать кровопролития»). Второе лицо государства, председатель Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла тоже уехал, но уже вместе с талибами в Доху, где будут переговоры о формировании нового правительства Афганистана. Одновременно пользователи FlightRadar24 могли следить за самолетами, на которых из Кабула бежали другие VIP-персоны.

То, что талибы остановились в шаге от победы и согласились на переговоры, чтобы взять город без крови, по всей видимости, связано с их желанием избежать сцен жестокости и других шокирующих кадров в мировых СМИ. В результате они смогли войти в Кабул без малейшего сопротивления. После бегства президента оказывать его было некому, и уже вечером они вели стрим из президентского дворца.

Талибы предприняли и другие шаги, чтобы показаться цивилизованными. Они гарантировали безопасность всех посольств (а российское даже взяли под охрану), приказали своим бойцам не допускать грабежей, пообещали амнистию всем, кто участвовал в боях против них, и заявили, что не будут мешать покинуть Афганистан всем желающим.

И действительно, по итогам первого дня правления талибов в Кабуле основные жестокости пока происходят в аэропорту, который все еще контролируют американцы. Как пишет WSJ, стрельбой по толпе, бросающейся на взлетающие самолеты, были убиты как минимум три человека. Еще один афганец, якобы сотрудничавший с НАТО, погиб, когда пытался покинуть страну, уцепившись за шасси, и упал. Судя по видео из соцсетей, его примеру пытаются последовать многие. И даже те, кто потерял надежду куда-то улететь, все равно остаются в аэропорту, потому что это последнее место в Кабуле, которое не контролируют талибы.

Ускользающая уверенность

Делать какие-то прогнозы о будущем Афганистана пока, конечно, сложно – в стране нет никакой власти, кроме «Талибана». Но показательно, как многие ведущие представители афганских элит спешат встроиться в новую политическую систему.

Бывший президент Хамид Карзай, председатель Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла и лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр создали некий совет, который должен обеспечить транзит власти. Все эти люди очень не любят бежавшего президента Гани и не раз участвовали во встречах с талибами, в том числе в московском «Президент-отеле».

Сейчас они надеются, что «Талибан» воспользуется их услугами, чтобы придать своей власти более цивилизованный вид и ускорить международное признание. Собственно, созданный ими совет уже потребовался, потому что талибы отказываются принимать власть от самого президента Гани. Да и он до сих пор публично не объявил о своей отставке – она скорее зачтена по факту отсутствия в стране, как в свое время было с Януковичем на Украине.

У Москвы тоже всегда были сложные отношения с Гани, поэтому новость о его бегстве мало кого расстроила. Наоборот, российское посольство в Кабуле охотно рассказало СМИ о том, что афганский президент убегал с машинами, «набитыми деньгами», а Замир Кабулов дал понять, что талибы давно считались в Москве более договороспособными партнерами.

Для России формирование в Афганистане переходного правительства, куда талибы пригласили бы других участников московских встреч, стало бы одним из лучших возможных сценариев. Это позволило бы, с одной стороны, напрямую не признавать власть организации, объявленной террористической, а с другой – не портить с талибами отношения. К тому же это показало бы, что усилия российской дипломатии накануне ухода американцев были весьма эффективны.

Впрочем, спокойствие по отношению к событиям в Афганистане демонстрирует не только Россия, но и другие соседи по региону – Китай, Иран, Узбекистан. Все они давно наладили контакты с талибами, и их дипломаты сейчас продолжают работу в стране – причем не только в Кабуле, но и в Герате и Мазари-Шарифе, которые оказались под контролем «Талибана» раньше.

«Афганские талибы неоднократно выражали надежду на развитие хороших отношений с Китаем и надеются на участие Китая в восстановлении и развитии Афганистана, а также никогда не позволят никаким силам использовать афганскую территорию, чтобы навредить делам Китая», – заявили в китайском МИДе, для порядка добавив, что «Талибану» все же стоит объединиться «с различными партиями и группировками, представляющими все этнические группы в Афганистане».

Самые проталибские заявления ожидаемо прозвучали из Пакистана, который считается негласным партнером и спонсором движения. «Когда придет время, Пакистан признает правительство талибов в соответствии с международным консенсусом, реалиями на земле, а также национальными интересами Пакистана», – объявил глава МИД страны Шах Мехмуд Куреши.

А вот в действиях США уверенности явно не хватает. Видя, что дело идет к взятию Кабула, американцы сначала собирались прислать для обеспечения эвакуации три тысячи военных, а еще три тысячи оставить в Кувейте про запас. Потом цифра выросла до пяти тысяч, потом до шести. Параллельно в Госдепе уверяли, что речь не идет о «полной эвакуации посольства», но уже к утру понедельника весь его персонал переместили в кабульский аэропорт.

Насколько оправданы опасения американцев, сказать сложно. Талибы, конечно, обещали безопасность всем посольством без исключения, но еще пару дней назад американская авиация бомбила их позиции, поэтому исключать месть было нельзя. В конце концов, многие из боевиков так сильно ждали погрома в американском посольстве, что остановить их, вероятно, не смог бы даже приказ руководства.

Свои обещания оставить в Афганистане хотя бы минимальный дипкорпус забыли и другие участники западной коалиции – Германия, Франция, Британия. При этом геополитическая ориентация страны, судя по всему, играет тут большую роль, чем даже религия. Например, посольства Казахстана или Киргизии спокойно продолжают работу в Кабуле, а вот Саудовская Аравия уже эвакуировала всех дипломатов. 

Исключение составила лишь одна страна НАТО – Турция, которая рассчитывает сохранить военное присутствие в кабульском аэропорту. Ради этого Эрдоган даже собирался лично встретиться с представителями талибов, но те дали понять, что на сохранение турецких войск в Афганистане они не согласятся ни при каких обстоятельствах.

Вполне возможно, что через некоторое время от нынешней уверенности России, Китая, Ирана и Узбекистана, сделавших ставку на усиление талибов, мало что останется. В стране не появится ничего даже отдаленно похожего на «инклюзивное правительство», зато еще пышнее расцветут проблемы наркотрафика и религиозного экстремизма. Но это никак не отменяет того, что все усилия США и НАТО по созданию в Афганистане относительно стабильного государства развеялись всего за неделю. И их международные оппоненты сейчас могут позволить себе позлорадствовать, потому что даже самая очевидная проблема – беженцев – еще не проявилась по полной. Ведь сухопутные границы Афганистана контролируют талибы, и идти к КПП люди пока просто боятся.

Оставить комментарий

Политика

Талибы не смогут построить государство... Талибы не смогут построить государство...
Редакция Exclusive
Новые санкции ЕС: нарушающим права человека будут замораживать счета Новые санкции ЕС: нарушающим права человека будут замораживать счета
Редакция Exclusive
Токаев отражает потребность в переменах, не требующих жертв ни от власти, ни от общества Токаев отражает потребность в переменах, не требующих жертв ни от власти, ни от общества
Карлыгаш Еженова
Кого в Центральной Азии воодушевляет захват Афганистана Кого в Центральной Азии воодушевляет захват Афганистана
Редакция Exclusive
Как в российских медиа «спасают» русских Казахстана Как в российских медиа «спасают» русских Казахстана
Редакция Exclusive
Неопопулистская экономическая доктрина Байдена Неопопулистская экономическая доктрина Байдена
Крымская платформа – внешнеполитический инструмент деоккупации Крыма Крымская платформа – внешнеполитический инструмент деоккупации Крыма
Редакция Exclusive
Антипандемийные протесты – это выражение недоверия к власти Антипандемийные протесты – это выражение недоверия к власти
Редакция Exclusive
Крым как конструктор/спойлер легитимности российской власти Крым как конструктор/спойлер легитимности российской власти
Редакция Exclusive
Новая великодержавная стратегия Америки Новая великодержавная стратегия Америки
Редакция Exclusive
Уйдет ли осенью правительство Мамина в отставку? Уйдет ли осенью правительство Мамина в отставку?
Редакция Exclusive
Утро на Ближнем Востоке: уход США во благо? Утро на Ближнем Востоке: уход США во благо?
Редакция Exclusive
Почему Казахстан – это «младший лейтенант»? Почему Казахстан – это «младший лейтенант»?
Редакция Exclusive
Великая китайская Covid-обструкция Великая китайская Covid-обструкция
Редакция Exclusive
Маслихаты – хорошо оплачиваемая за наш счет «прислуга» акимов? Маслихаты – хорошо оплачиваемая за наш счет «прислуга» акимов?
Мирас Нурмуханбетов
Как в Казахстане избавляются от вольнодумия Как в Казахстане избавляются от вольнодумия
Редакция Exclusive
Сложился ли новый статус-кво в отношениях России и Запада? Сложился ли новый статус-кво в отношениях России и Запада?
Редакция Exclusive
В двери «Большой двадцатки» постучатся еще не раз В двери «Большой двадцатки» постучатся еще не раз
Редакция Exclusive
Участие в «Крымской платформе»: Казахстан, как всегда, в щекотливой ситуации Участие в «Крымской платформе»: Казахстан, как всегда, в щекотливой ситуации
Редакция Exclusive
Сможет ли Россия перейти с доллара на юань Сможет ли Россия перейти с доллара на юань
Редакция Exclusive
Смогут ли Россия и Китай вытеснить США из Казахстана? Смогут ли Россия и Китай вытеснить США из Казахстана?
Редакция Exclusive
Высокопоставленные чиновники должны быть готовы к тому, что их прослушивают Высокопоставленные чиновники должны быть готовы к тому, что их прослушивают
Редакция Exclusive
Президентов на переправе не меняют… Президентов на переправе не меняют…
Редакция Exclusive
Зачем США одобрили трубу из России в Европу Зачем США одобрили трубу из России в Европу
Редакция Exclusive
Не совсем по сценарию: как прошли «знаковые» выборы сельских акимов Не совсем по сценарию: как прошли «знаковые» выборы сельских акимов
Мирас Нурмуханбетов
Чего ждать от Афганистана Чего ждать от Афганистана
Редакция Exclusive
Как в Павлодаре «сражаются» за должность акима Как в Павлодаре «сражаются» за должность акима
Махамбет Абжан
Почему все хотят быть гражданами США, но ненавидят их внешнюю политику? Почему все хотят быть гражданами США, но ненавидят их внешнюю политику?
Редакция Exclusive
Сумеют ли Европа и США защитить обаяние своих ценностей? Сумеют ли Европа и США защитить обаяние своих ценностей?
Редакция Exclusive
Токаев призвал госаппарат мобилизоваться в этот «критический момент» Токаев призвал госаппарат мобилизоваться в этот «критический момент»
Редакция Exclusive
О чем говорит новая «Стратегия национальной безопасности России» О чем говорит новая «Стратегия национальной безопасности России»
Редакция Exclusive
США в очередной раз «сдали» своих союзников США в очередной раз «сдали» своих союзников
Редакция Exclusive
Афганистан после США: что ждет Россию и Центральную Азию Афганистан после США: что ждет Россию и Центральную Азию
Редакция Exclusive
Афганские беженцы: изменят ли казахи своему гостеприимству? Афганские беженцы: изменят ли казахи своему гостеприимству?
Мирас Нурмуханбетов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33