Казахстану грозят экономические санкции из-за коррупционеров
На прошлой неделе сенат принял закон, который заставит нервничать не только высокопоставленных чиновников, но и их ближайших родственников. Как уже писал, в список лиц, за операциями с деньгами которых на законодательном уровне будет введен контроль, должны войти все, включая Елбасы.
Напомним, сенат принял закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Закон, направленный на снижение рисков отмывания незаконных доходов и повышение эффективности национальной антиотмывочной системы, сейчас на подписи президента.
Депутат Ольга Перепечина сообщила, что, после того, как законодательно будет закреплено понятие публичных должностных лиц (ПДЛ), начнется поэтапное внедрение процедуры контроля по операциям с деньгами и иным имуществом, осуществляемым не только самими ПДЛ, но и их близкими родственниками. Их перечень будет утверждаться Президентом, а агентство по финансовому мониторингу более внимательно наблюдать за их имуществом.
К публичным должностным лицам, их супругам и близким родственникам, которым присвоен высокий уровень риска, «будут применяться дополнительные меры надлежащей проверки», даже если в случае прекращения их полномочий еще в течение 12 месяцев.
Вполне возможно, что Казахстан еще долго бы не принимал эту поправку, если бы, так сказать, не вынужденные обстоятельства. Дело в том, что в начале 2022 года антиотмывочная система Казахстана пройдет Взаимную оценку Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) на предмет соответствия международным стандартам. Если мы не сможет удовлетворить ЕАГ, это можно привести к экономическим санкциям со стороны участников Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ, которая объединяет свыше 200 стран.
– В частности, в случае непринятия мер все наши внешнеэкономические операции будут находиться под усиленным мониторингом, что может привести к торможению торговой деятельности и снижению инвестиционной привлекательности, – привела пример депутат Перепечина.
Правда, при этом пока не ясно, в чем будут состоять дополнительные меры надлежащей проверки. Но, если изучить закон, то можно предположить, что к ПДЛ, помимо обычного порядка дополнительно предусмотрено проведение одного или нескольких из следующих действий: установление причин запланированных или проведенных операций; увеличение количества и частоты проверок и выявления характера операций, которые требуют дальнейшей проверки; получение сведений о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций; получение разрешения руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с клиентами.
Все это несомненно интересно и правильно в контексте бесконечной и, как выясняется, безуспешной борьбы с коррупцией. Понятно, что «неправомерные» доходы чиновников должны каким-то образом приносить этим лицам удовольствие от жизни в виде недвижимости, предметов роскоши и других вполне легальных материальных благ. Очевидно также, что для получения этих материальных благ необходимо совершить финансовую операцию в финансовом институте, сходить к нотариусу, то есть воспользоваться услугой субъекта финансового мониторинга.
Желание лучше разобраться с такой полезной и очень нужной принятой нормой вывело нас на публикацию портала Тенргиньюс от 5 июля 2018 года под заголовком «Публичных должностных лиц в Казахстане предлагают поставить под финансовый мониторинг». Из этой публикации мы узнали, что "Согласно 12-й рекомендации ФАТФ субъекты финансового мониторинга обязаны определять, являются ли их клиенты или бенефициарные собственники национальными публичными должностными лицами, а также данные требования по публичным должностным лицам должны распространяться на членов их семей и близких родственников, в том числе по:
– установлению источника финансирования совершаемых операций;
– получению разрешения руководства на установление деловых отношений;
– осуществлению углубленного постоянного мониторинга деловых отношений". Такой подход, как отмечается, позволит надзорным органам уделять внимание национальным ПДЛ и осуществлять соответствующий надзор и регулирование, а финансовым организациям – иметь соответствующую систему управления рисками для определения национальных ПДЛ и своевременно информировать уполномоченные органы о сомнительных транзакциях таких лиц.
«Надлежащая проверка клиентов и прочие профилактические мероприятия могут стать эффективными мерами по снижению риска отмывания денег, связанного с коррумпированными политиками, членами их семей или близкими партнерами, а также способствовать проведению расследований и осуществлению преследований по закону», – пишут авторы концепции». Уже тогда планировалось утвердить перечень должностей, относящихся к национальным публичным должностным лицам.
Специалисты, близкие к сфере противодействия отмывания преступных доходов подтвердили, что принятая Парламентом норма относительно публичных должностных лиц не является новеллой в прямом смысле. Обсуждение этой 12-й рекомендации ФАТФ началось еще в далеком 2006-м году, когда только приступили к разработке профильного закона. В то время эта рекомендация в старой редакции стандартов ФАТФ была 6-ой по счету и в такой же редакции перекочевала в обновленные стандарты ФАТФ, принятые в 2012-м году, став в обновленных стандартах ФАТФ по счету 12-й. Но, в первой версии закона, принятом в 2008 году и введенном в действие в 2010 году, законодатели ограничились только усиленным контролем за иностранными публичными должностными лицами, решив не тревожить нервную систему национальных публичных должностных лиц. С тех пор неоднократно принимались попытки имплементировать эту норму в национальное законодательство, в том числе и депутатами парламента, но каким-то образом все эти попытки не увенчались успехом.
С одной стороны, конечно, не может не радовать тот факт, что законы у нас пишутся «не на коленке», а долго и тщательно, годами. Правда, этот подход распространяется только на публичных должностных лиц. Но, с другой стороны, что мешало принять эту норму раньше, пусть не в 2018-м, ну хотя бы в 2019-м году? Может быть, мы смогли бы уберечь от коррупционеров и деньги, выделенные на субсидии сельскому хозяйству, и деньги Нацфонда, направленные на борьбу с пандемией, и деньги, затраченные на ЛРТ и т.д.
Есть и еще один нюанс: кроме 12-ой рекомендации, есть еще рекомендации под номерами 15, 24 и 25. Но из информации, предоставленной парламентом СМИ, не представляется возможным оценить имплементацию рекомендаций 24 и 25, которые называются «Прозрачность и бенефициарные собственники юридических лиц и юридических образований». Вообще, международные стандарты ФАТФ представляют собой очень стройный и логичный механизм борьбы с отмыванием денег, все рекомендации связаны между собой, ранжируются и более важные из них оказывают каскадный эффект на другие рекомендации. Поэтому реализация рекомендаций 24 и 25 крайне важна для эффективного применения нормы о публичных должностных лицах, потому как под бенефициарным собственником ФАТФ понимает не только то физическое лицо, которое владеет правами собственности, а еще и такое физическое лицо, которое, не владея правами собственности, осуществляет контроль юридического лица или образования. Но, видимо, на реализацию этих рекомендаций уйдет еще 15 лет, если, конечно, вдруг снова не появятся угрозы возможных экономических санкций.