суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстану грозят экономические санкции из-за коррупционеров

На прошлой неделе сенат принял закон, который заставит нервничать не только высокопоставленных чиновников, но и их ближайших родственников. Как уже писал, в список лиц, за операциями с деньгами которых на законодательном уровне будет введен контроль, должны войти все, включая Елбасы.

Напомним, сенат принял закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Закон, направленный на снижение рисков отмывания незаконных доходов и повышение эффективности национальной антиотмывочной системы, сейчас на подписи президента.

Депутат Ольга Перепечина сообщила, что, после того, как законодательно будет закреплено понятие публичных должностных лиц (ПДЛ), начнется поэтапное внедрение процедуры контроля по операциям с деньгами и иным имуществом, осуществляемым не только самими ПДЛ, но и их близкими родственниками. Их перечень будет утверждаться Президентом, а агентство по финансовому мониторингу более внимательно наблюдать за их имуществом.

К публичным должностным лицам, их супругам и близким родственникам, которым присвоен высокий уровень риска, «будут применяться дополнительные меры надлежащей проверки», даже если в случае прекращения их полномочий еще в течение 12 месяцев.

Вполне возможно, что Казахстан еще долго бы не принимал эту поправку, если бы, так сказать, не вынужденные обстоятельства. Дело в том, что в начале 2022 года антиотмывочная система Казахстана пройдет Взаимную оценку Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) на предмет соответствия международным стандартам. Если мы не сможет удовлетворить ЕАГ, это можно привести к экономическим санкциям со стороны участников Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ, которая объединяет свыше 200 стран.

– В частности, в случае непринятия мер все наши внешнеэкономические операции будут находиться под усиленным мониторингом, что может привести к торможению торговой деятельности и снижению инвестиционной привлекательности, – привела пример депутат Перепечина.

Правда, при этом пока не ясно, в чем будут состоять дополнительные меры надлежащей проверки. Но, если изучить закон, то можно предположить, что к ПДЛ, помимо обычного порядка дополнительно предусмотрено проведение одного или нескольких из следующих действий: установление причин запланированных или проведенных операций; увеличение количества и частоты проверок и выявления характера операций, которые требуют дальнейшей проверки; получение сведений о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций; получение разрешения руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с клиентами.

Все это несомненно интересно и правильно в контексте бесконечной и, как выясняется, безуспешной борьбы с коррупцией. Понятно, что «неправомерные» доходы чиновников должны каким-то образом приносить этим лицам удовольствие от жизни в виде недвижимости, предметов роскоши и других вполне легальных материальных благ. Очевидно также, что для получения этих материальных благ необходимо совершить финансовую операцию в финансовом институте, сходить к нотариусу, то есть воспользоваться услугой субъекта финансового мониторинга.

Желание лучше разобраться с такой полезной и очень нужной принятой нормой вывело нас на публикацию портала Тенргиньюс от 5 июля 2018 года под заголовком «Публичных должностных лиц в Казахстане предлагают поставить под финансовый мониторинг». Из этой публикации мы узнали, что "Согласно 12-й рекомендации ФАТФ субъекты финансового мониторинга обязаны определять, являются ли их клиенты или бенефициарные собственники национальными публичными должностными лицами, а также данные требования по публичным должностным лицам должны распространяться на членов их семей и близких родственников, в том числе по:

– установлению источника финансирования совершаемых операций;

– получению разрешения руководства на установление деловых отношений;

– осуществлению углубленного постоянного мониторинга деловых отношений". Такой подход, как отмечается, позволит надзорным органам уделять внимание национальным ПДЛ и осуществлять соответствующий надзор и регулирование, а финансовым организациям – иметь соответствующую систему управления рисками для определения национальных ПДЛ и своевременно информировать уполномоченные органы о сомнительных транзакциях таких лиц.

«Надлежащая проверка клиентов и прочие профилактические мероприятия могут стать эффективными мерами по снижению риска отмывания денег, связанного с коррумпированными политиками, членами их семей или близкими партнерами, а также способствовать проведению расследований и осуществлению преследований по закону», – пишут авторы концепции». Уже тогда планировалось утвердить перечень должностей, относящихся к национальным публичным должностным лицам.

Специалисты, близкие к сфере противодействия отмывания преступных доходов подтвердили, что принятая Парламентом норма относительно публичных должностных лиц не является новеллой в прямом смысле. Обсуждение этой 12-й рекомендации ФАТФ началось еще в далеком 2006-м году, когда только приступили к разработке профильного закона. В то время эта рекомендация в старой редакции стандартов ФАТФ была 6-ой по счету и в такой же редакции перекочевала в обновленные стандарты ФАТФ, принятые в 2012-м году, став в обновленных стандартах ФАТФ по счету 12-й. Но, в первой версии закона, принятом в 2008 году и введенном в действие в 2010 году, законодатели ограничились только усиленным контролем за иностранными публичными должностными лицами, решив не тревожить нервную систему национальных публичных должностных лиц. С тех пор неоднократно принимались попытки имплементировать эту норму в национальное законодательство, в том числе и депутатами парламента, но каким-то образом все эти попытки не увенчались успехом.

С одной стороны, конечно, не может не радовать тот факт, что законы у нас пишутся «не на коленке», а долго и тщательно, годами. Правда, этот подход распространяется только на публичных должностных лиц. Но, с другой стороны, что мешало принять эту норму раньше, пусть не в 2018-м, ну хотя бы в 2019-м году? Может быть, мы смогли бы уберечь от коррупционеров и деньги, выделенные на субсидии сельскому хозяйству, и деньги Нацфонда, направленные на борьбу с пандемией, и деньги, затраченные на ЛРТ и т.д. 

Есть и еще один нюанс: кроме 12-ой рекомендации, есть еще рекомендации под номерами 15, 24 и 25. Но из информации, предоставленной парламентом СМИ, не представляется возможным оценить имплементацию рекомендаций 24 и 25, которые называются «Прозрачность и бенефициарные собственники юридических лиц и юридических образований». Вообще, международные стандарты ФАТФ представляют собой очень стройный и логичный механизм борьбы с отмыванием денег, все рекомендации связаны между собой, ранжируются и более важные из них оказывают каскадный эффект на другие рекомендации. Поэтому реализация рекомендаций 24 и 25 крайне важна для эффективного применения нормы о публичных должностных лицах, потому как под бенефициарным собственником ФАТФ понимает не только то физическое лицо, которое владеет правами собственности, а еще и такое физическое лицо, которое, не владея правами собственности, осуществляет контроль юридического лица или образования. Но, видимо, на реализацию этих рекомендаций уйдет еще 15 лет, если, конечно, вдруг снова не появятся угрозы возможных экономических санкций.

Оставить комментарий

Политика

Багдад Амреев: "Все тюркские страны впервые объединились в рамках одной организации" Багдад Амреев: "Все тюркские страны впервые объединились в рамках одной организации"
Карлыгаш Еженова
Американская демократия и мягкая сила: ценности все еще в цене Американская демократия и мягкая сила: ценности все еще в цене
Редакция Exclusive
Чем запомнились премьер-министры Казахстана? Чем запомнились премьер-министры Казахстана?
Карлыгаш Еженова
Влияние американо-китайского соперничества на отношения между Россией и Китаем Влияние американо-китайского соперничества на отношения между Россией и Китаем
Редакция Exclusive
Украинцы и казахи: что общего в их национальных идентичностях Украинцы и казахи: что общего в их национальных идентичностях
Редакция Exclusive
Чего добивается Россия на климатическом саммите в Глазго Чего добивается Россия на климатическом саммите в Глазго
Редакция Exclusive
Китай должен возобновить рост своей экономики Китай должен возобновить рост своей экономики
Редакция Exclusive
Как помирить казахов и русских, особенно если они не ссорились? Как помирить казахов и русских, особенно если они не ссорились?
Редакция Exclusive
Парламент Эстонии считает, что Россия ведет политику русификации ее коренных народов Парламент Эстонии считает, что Россия ведет политику русификации ее коренных народов
Редакция Exclusive
Новый мировой общественный договор: этика вместо роста Новый мировой общественный договор: этика вместо роста
Редакция Exclusive
История приватизации в Казахстане: как начинался великий «распил» История приватизации в Казахстане: как начинался великий «распил»
Редакция Exclusive
Россия: возвращение коммунистов Россия: возвращение коммунистов
Редакция Exclusive
Чего ждать от Узбекистана в ближайшие пять лет Чего ждать от Узбекистана в ближайшие пять лет
Редакция Exclusive
Палестинский ультиматум: вывести США из зоны комфорта Палестинский ультиматум: вывести США из зоны комфорта
Редакция Exclusive
Пора прекратить новые проекты разведки и добычи ископаемого топлива. Без исключений Пора прекратить новые проекты разведки и добычи ископаемого топлива. Без исключений
Редакция Exclusive
Зачем Россия приостанавливает контакты с НАТО Зачем Россия приостанавливает контакты с НАТО
Редакция Exclusive
25 октября 91-го: почему Казахстан последним подписал декларацию о суверенитете? 25 октября 91-го: почему Казахстан последним подписал декларацию о суверенитете?
Редакция Exclusive
Созрели ли казахи до демократии? Созрели ли казахи до демократии?
Редакция Exclusive
Зачем Таджикистан конфликтует с новыми властями Афганистана Зачем Таджикистан конфликтует с новыми властями Афганистана
Редакция Exclusive
США продолжают «сдавать» своих союзников: на очереди Тайвань  США продолжают «сдавать» своих союзников: на очереди Тайвань 
Редакция Exclusive
Борьба с бедностью или экономический рост? Борьба с бедностью или экономический рост?
Редакция Exclusive
Казахстан VS Китай: необъявленная торговая война Казахстан VS Китай: необъявленная торговая война
Саид Омаров
Казахстан уже больше не стремится в 30-ку конкурентоспособных стран Казахстан уже больше не стремится в 30-ку конкурентоспособных стран
Мурат Темирханов
Сможет ли Токаев реализовать исторический шанс на изменения? Сможет ли Токаев реализовать исторический шанс на изменения?
Редакция Exclusive
Почему общество хочет выполнения поручений Токаева больше, чем его аппарат? Почему общество хочет выполнения поручений Токаева больше, чем его аппарат?
Редакция Exclusive
Нурлан Нигматулин: Ары жағын айту керек откровенно Нурлан Нигматулин: Ары жағын айту керек откровенно
Умай Беймарал
Китай и США: можно проиграть и с хорошими картами Китай и США: можно проиграть и с хорошими картами
Редакция Exclusive
В душные объятья Кремля: Центральная Азия определилась с приоритетами? В душные объятья Кремля: Центральная Азия определилась с приоритетами?
Саид Омаров
Местное самоуправление: косметическая операция или изменение образа жизни? Местное самоуправление: косметическая операция или изменение образа жизни?
Редакция Exclusive
Афганистан: еще ближе, чем мы думаем Афганистан: еще ближе, чем мы думаем
Редакция Exclusive
Талибы рядом: готовы ли казахстанцы бороться за свое будущее? Талибы рядом: готовы ли казахстанцы бороться за свое будущее?
Редакция Exclusive
Стремительная интеграция России и Казахстана: опыт систематизации рисков Стремительная интеграция России и Казахстана: опыт систематизации рисков
Карлыгаш Еженова
Пандемия и климат: границы больше не имеют значения Пандемия и климат: границы больше не имеют значения
Редакция Exclusive
Завещание Гиззатова: как распорядиться ресурсами во «Время перемен» Завещание Гиззатова: как распорядиться ресурсами во «Время перемен»
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33