воскресенье, 17 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

США и Китай: пророчество разъединения

В 2018 году Стив Бэннон, главный стратег тогдашнего Президента США Дональда Трампа, утверждал, что Соединенным Штатам необходимо “разъединиться” с Китаем. С тех пор этот термин стал неотъемлемой частью в дискуссиях о китайско-американских отношениях – настолько, что некоторые, например, бывший Премьер-министр Австралии Кевин Радд, предупреждал, что это может стать самоисполняющимся пророчеством. Насколько велик этот риск сегодня?

Бесспорно, некоторое разъединение имеет место. В последние годы эти две страны были втянуты в тарифную войну. Более того, США ввели санкции против китайских технологических гигантов ZTE и Huawei, одобрили исключение китайских компаний с фондовых бирж США, если они не отвечают стандартам аудита США, и добавили ряд китайских компаний в свой так называемый “список организаций”, тем самым подвергая их дополнительным торговым ограничениям.

Эта тенденция выходит за рамки торговли и технологий. Например, резко сократилось число китайских студентов, обучающихся в американских университетах. США объявили о планах дипломатического бойкота зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине, что вызвало осуждение со стороны Китая.

Вместе с тем, маловероятно, что Китай или США так стремятся к разъединению, как могли бы предполагать эти события. Китай занял пассивный подход, реагируя на действия США, стараясь при этом не начинать никаких боев. И хотя в целом американцы поддерживают жесткую линию в отношении Китая, гораздо меньшая их часть поддерживает прекращение экономических связей.

Разъединение безусловно не в интересах делового сообщества США. Как было отмечено в недавнем отчете Торговой палаты США, “американские компании потеряют сотни миллиардов долларов, если сократят инвестиции в Китай или страны увеличат тарифы”.

Это может частично объяснить, почему даже вице-президент Трампа Майк Пенс в 2019 году ответил категорическим “нет” на вопрос, хочет ли администрация разъединения с Китаем. Совсем недавно, торговый представитель США Кэтрин Тай утверждала, что США, будучи далекими от разъединения – что не является “реалистичным исходом” – преследуют цель “объединения”; официальные лица США просто определяют свои цели в этом процессе.

Какими бы ни были эти цели, некоторое объединение уже происходит. Согласно отчету Американо-китайского делового совета после того, как две страны подписали торговое соглашение Phase One в 2020 году, обе стороны остановили тарифную эскалацию. Кроме того, Китай ввел “надежную систему тарифных исключений”, при этом США также ввели некоторые исключения.

Это способствовало оживлению двусторонней торговли. В 2020 году экспорт товаров из США в Китай вырос примерно на 18%, что более чем компенсировало падение тарифов на более чем 11% в 2019 году. Благодаря этому Китай сохранил свою позицию третьего по величине рынка для экспорта товаров из США.

Китай также поддерживает – или даже углубляет – свои связи с остальной частью мировой экономики. Как отмечает Николас Р. Ларди из Института международной экономики Петерсона, “несмотря на экономическую и финансовую напряженность и множество иностранных ограничений на передачу технологий в Китай”, страна продолжает привлекать “рекордные объемы” прямых иностранных инвестиций. Фактически, в 2020 году приток ПИИ в Китай вырос более чем на 10%, до 212 миллиардов долларов, в результате чего его доля в мировых ПИИ достигла рекордно высокого уровня по одному кварталу, что почти вдвое больше, чем в 2019 году.

Лидеры Китая, кажется, рады продолжать следовать по этому пути. В сентябре центральный банк Китая и органы финансового регулирования обязались оптимизировать требования к доступу на рынок для иностранных банков и страховых компаний, улучшить правила трансграничных операций между материнскими и дочерними компаниями и расширить каналы для участия иностранного капитала на внутреннем финансовом рынке.

Китай также проводит дополнительные внутренние реформы, нацеленные, например, на достижение конкурентного нейтралитета. И он использует рыночные механизмы (такие как гибкость обменного курса) для того, чтобы сбалансировать свой торговый счет.

Кроме того, Китай работает над укреплением своей приверженности международным правилам и нормам, таким как защита интеллектуальной собственности, что является ключевой проблемой для иностранных компаний, работающих в Китае. Как отмечает Американо-китайский деловой совет, Китай предпринимает “постоянные усилия” по улучшению защиты и обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности, а его законы и положения в области интеллектуальной собственности “все больше отражают международные стандарты”.

Китайские лидеры также работают над укреплением регионального и многостороннего сотрудничества. Примером таких усилий являются призывы страны к активизации деятельности Всемирной торговой организации, ее участие в Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве и ее заявление о присоединении к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве.

В целом, представляется очевидным, что Китай стремится к поддержанию глобальных производственно-сбытовых цепочек. Да, так и есть, он корректирует свою экономическую структуру, с тем чтобы снизить зависимость от иностранного спроса, и инвестирует значительные средства в исследования и разработки с целью укрепления своего потенциала для местных инноваций.

Но, вопреки мнению некоторых западных наблюдателей, Китай уже более десяти лет использует свою собственную форму разъединения, с тех пор как он начал кампанию по разработке более передовых технологий у себя дома. Это является ответом на попытки Запада лишить китайские фирмы доступа к передовым технологиям – усилия, которые во многих случаях застали китайцев врасплох. Если какие-либо шаги, предпринимаемые Китаем в этом процессе, окажутся проблематичными, они могут быть согласованы в рамках ВТО.

Возможно, это не совсем то, что предполагали США, когда 20 лет назад поддержали вступление Китая в ВТО. Но Китай по-своему выполняет обещание, данное на том этапе, и, скорее всего, он будет продолжать это делать до тех пор, пока США это позволят. Тем не менее, к предупреждению Радда нельзя относиться легкомысленно. Если мы продолжим говорить об разъединении, мы вполне можем это получить. Это результат, о котором мы все будем сожалеть.

Юй Юндин, бывший президент Китайского общества мировой экономики и директор Института мировой экономики и политики Китайской академии социальных наук, работал в Комитете по денежно-кредитной политике Народного банка Китая с 2004 по 2006 год.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33