Что значит российский ультиматум НАТО для Казахстана и Центральной Азии?
17 декабря Россия опубликовала проекты договора России с США и НАТО о гарантиях безопасности, которые уже переданы Вашингтону и его союзникам. Как следует из документов, в частности, альянс должен отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины и других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.
В последнее время Кремль идет на беспрецедентное нарушение общепринятых дипломатических норм. Сначала МИД РФ опубликовало распечатку конфиденциальных переговоров министра Сергея Лаврова со своим французским коллегой – дело само по себе невиданное. По сути официальное ведомство выступила в роли WikiLeaks. Затем Кремль заявил, что не собирается разговаривать со своими соседями ввиду отсутствия у них субъектности, а намерен разговаривать с их хозяевами, то есть с США. Таковы бытующие ныне в Кремле представления о мироустройстве, которые, видимо, распространяются и на Казахстан.
Теперь Россия обнародовала проект договора с США и НАТО. Снова же в дипломатической практике договаривающиеся стороны сначала обсуждают текст соглашения, идут на определенные уступки ради достижения компромисса, и только потом могут опубликовать подписанный и ратифицированный документ. В этом случае Кремль пренебрег указанными правилами и выдал на-гора список условий, пригрозив в военными последствиями в случае их невыполнения. То есть, если вещи называть своими именами, мы имеем дело не с соглашением, а с неприкрытым шантажом. Тем более шантажом, который априори невыполним.
Например, Россия требует от США надавить на союзников по Северо-Атлантическому блоку, чтобы уже те отказались принимать в свои ряды новых членов, прежде всего Украину и Грузию. При этом, Кремль сознательно не берет в расчет тот факт, что вопрос о вступлении-невступлении в ту или иную организацию есть дело сугубо данной организации и заинтересованной страны. Мало того, по мнению Кремля, США и Западная Европа должны вывести войска из территории восточных членов НАТО и иметь право перемещать туда военные мощности только с согласия РФ. То есть, в сущности, Россия предложила лишить субъектности в НАТО его восточных союзников, а также отменить главный документ, на котором зиждется альянс – его Устав. В обмен же на этот набор уступок Северо-Атлантическому союзу Россия обязуется не считать НАТО противником. Все, больше ничего. По существу, Кремль сделал все, чтобы никаких переговоров не было.
Что касается Грузии и Украины, Россия требует от них нейтрального, иначе говоря внеблокового статуса. Однако, до агрессии российской армии в эти страны соответственно в 2008 и 2014 годах они и так были вне военных блоков. И только угроза полной оккупации со стороны Кремля заставила Тбилиси и Киев искать защиты у НАТО. И всякий раз, когда Путин противится вступлению грузин и украинцев в Северо-Атлантический блок, это не имеет ничего общего с угрозой НАТО. Во всяком случае, за последние 30 лет после крушения СССР Запад ни разу не угрожал России, не стягивал войска к ее границам, не выдвигал ультиматумов. Что касается т.н. подлетного времени натовских ракет в случае их размещения в Украине, то те же страны Прибалтики, являющиеся членами НАТО, расположены к Москве гораздо ближе.
Поэтому мы имеем дело не с надуманными опасениями Кремля со стороны НАТО. На самом деле, добившись отказа НАТО от принятия в свои состав Грузии и Украины, Путин резервирует для себя возможность их силового захвата. В конце концов, почему некогда в качестве жертв агрессии он выбрал Украину, а не гораздо уязвимые в военном отношении и маленькие республики Прибалтики? Причина в том, что последние находились «под зонтиком» НАТО.
Очевидно, что Россия намеревается создать замену действующим международным механизмам – ООН, Большой семерки и двадцатке, ОБСЕ. В этой ипостаси она хотела бы видеть триумвират США, Китая и России, которые и будут править в своем окружении – Вашингтон на Американском континенте, Китай – в Юго-Восточной Азии, Россия – на пост-советском пространстве и Восточной Европе. По сути речь идет о восстановлении колониального раздела мира XVIII-XIX веков.
В своих агрессивных устремлениях Кремль уповает на слабость и разрозненность коллективного Запада. Да, кризис вокруг Украины и Беларуси усугубил взаимную конфронтацию и подорвал европейский порядок. Российские кибероперации в ходе выборов в США в 2016 году, а также громкие нападения на критиков Москвы за рубежом ещё сильнее ударили по отношениям между Россией и Западом. Кроме того, статус-кво дополнительно пошатнули такие сугубо внутренние западные явления, как Brexit или расхождения по поводу роли НАТО.
Другой угрожающей тенденцией становится смычка в действиях России и Китая, который также вынашивает великодержавные планы в отношении соседей, в частности Тайваня. Кстати, совсем недавно, западные страны приняли решение бойкотировать Зимнюю Олимпиаду в Пекине из-за притеснений китайскими властями коренных жителей в Синьцзяне. Показательно, что в пику Западу и несмотря на известные проблемы России со Всемирным Олимпийским комитетом, Владимир Путин выразил намерение официально участвовать на церемонии открытия Олимпиады в Китае. Что ж, это в древности Олимпиада считалась вестником мира, во время которого прекращались все войны. Сейчас же всемирные игры все чаще используются той же Россией в качестве прикрытия агрессивных действий против соседей. Это четко показала Пекинская Олимпиада 2008 года, под шумок которой Россия напала на Грузию. Нападение на Украину также происходило аккурат во время Сочинской Олимпиады в 2014 году. Какой сюрприз на предстоящие зимой 2022 года игры заготовил Кремль остается только догадываться.
Возникает закономерный вопрос: зачем это нагнетание напряженности нужно России? Или это очередная «многоходовка» выдающегося кремлевского стратега? Ответ на этот вопрос до банальности прост: Россия зашла в тупик, выход из которого она пытается отыскать не в обратном направлении, а продолжая упрямо биться лбом об стену. А тот факт, что, исчерпав все иные средства, ставка делается лишь на шантаж, свидетельствует об отчаянности положения.
По сути Путин идет ва-банк. Сначала он нагнал войска в Украину и Беларусь, требуя в ответ уступок. Когда эти угрозы оказались пустым сотрясанием воздуха, он повысил ставки, выдав желаемое за действительное. Фактически, речь идет о распределении сфер влияния в мире. Таким образом Путин добивается своей главной мечты – подписания некого подобия т.н. Ялтинских соглашений-2. Напомним, что Ялтинские соглашения 1945 года были заключены США, СССР и Великобританией о разделении мира на сферы интересов после Второй мировой войны. Да, постимперские настроения России с ее 1,5 процентами глобального ВВП против коллективного Запада, обладающего почти половиной мировой экономики, кажутся безумными. С другой стороны, степень агрессивности и непредсказуемости Кремля, в руках которого находится второй по разрушительной мощи ядерный потенциал, заставляет многих сильно нервничать.