Смогут ли Россия и Китай обойти США на Луне?
С тех пор как Россия объявила «поворот на Восток», кажется, не осталось сфер, где Москва не стремилась бы к сотрудничеству с Пекином. Добрались они и до космоса – в этом году Россия и Китай договорились построить совместную станцию на Луне.
После новых договоренностей космические корпорации и государственные СМИ двух стран заговорили чуть ли не о союзе Москвы и Пекина в космосе. Однако пока главное, что сближает Россию и Китай в этой сфере, – общее соперничество с США. И вопрос в том, будет ли этого достаточно, чтобы преодолеть немалую разницу между планами двух стран в космосе, а также между количеством ресурсов, которые они готовы потратить на их реализацию.
Пузырь Артемиды
Усиливающееся с каждым годом соперничество мировых держав выходит за пределы нашей планеты. Человечество регулярно летает в космос еще с прошлого века, но современные технологии открывают совершенно другой уровень возможностей в этой области. При этом международная правовая база по космосу не покрывает многие вопросы, и каждая космическая держава пытается заполнить эти пробелы нужными ей стандартами.
Самый важный документ международного космического права – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе) – вступил в силу еще в 1967 году. Но в нем оговорены лишь основные принципы: открытость космического пространства для исследования и использования всеми странами, запрет на размещение ядерного оружия и оружия массового уничтожения, запрет на провозглашение суверенитета на Луне и других небесных телах. В нем не определены важнейшие понятия – например, границы космического пространства – и не предусмотрены санкции за нарушения.
В 1979 году лунные спорные моменты, связанные с Луной, попытались урегулировать с помощью Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Среди прочего в нем указано, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Но проблема в том, что ратифицировали его лишь 18 стран, и среди них нет никого ни из G7, ни из постоянного состава Совбеза ООН.
США первыми стали прорабатывать собственную правовую основу для освоения Луны. К этому Вашингтон подтолкнуло бурное развитие частной космонавтики и интерес все большего числа стран к освоению космоса. В 2019 году США объявили о своей лунной программе «Артемида» (Artemis), а в 2020 году NASA подписало «Соглашения Артемиды» (Artemis Accords) с семью странами – Австралией, Великобританией, Италией, Канадой, Люксембургом, ОАЭ и Японией. Позднее к ним присоединились Бразилия, Украина, Южная Корея, Новая Зеландия и Польша.
«Соглашения Артемиды» – это ряд двусторонних договоров между США и странами-партнерами, в которых описаны общие принципы освоения космоса, в том числе Луны, Марса, комет и астероидов. Американцы подчеркивают, что за основу взят Договор о космосе, положения которого расширены. Например, там прописаны положения о добыче ресурсов в космосе, а самая длинная часть посвящена идее создания «зон безопасности» для предотвращения «вредоносного вмешательства» и конфликтов.
В отличие от Договора о космосе определены там и санкции за нарушения: как заявлял бывший директор NASA Джеймс Брайденстайн, «если страна не соблюдает Договор о космосе, она не может быть участником программы “Артемида”». Вашингтон надеется, что со временем к «Соглашениям Артемиды» присоединятся и другие страны и компании.
Россия так и не подписала «Соглашения», несмотря на давнее сотрудничество с США в космосе, – например, в рамках программы Международной космической станции (МКС). В 2020 году Москва также отказалась от участия в американском проекте строительства окололунной станции Lunar Orbital Platform-Gateway. Как отметил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, этот проект необходим для решения задач американской стороны, а «Роскосмос» готов участвовать в нем только на равных правах с американским космическим агентством. Очевидно, что нарастание политических разногласий между Россией и США на Земле отражается на их партнерстве и за пределами планеты.
Китай и вовсе не может участвовать в совместных с Америкой проектах в космическом пространстве, так как из-за поправки Вульфа от 2011 года NASA запрещено сотрудничать с КНР без специального одобрения Конгресса. Впрочем, Пекин и сам не проявляет интереса к такому сотрудничеству: китайские СМИ раскритиковали «Соглашения Артемиды», назвав их шагом к «огораживанию» в космическом пространстве. Более того, у Китая есть свои планы на Луну, к которым присоединилась Россия.
Лунная станция
Этой весной «Роскосмос» и Китайское национальное космическое управление подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в создании Международной научной Лунной станции. К интеграции лунных программ Россия и Китай шли несколько лет. В 2019 году космические ведомства подписали документ о координации действий между российской миссией орбитального космического аппарата «Луна-Ресурс-1» и китайской миссией исследования полярной области Луны «Чанъэ-7» (обе миссии теперь включены в новый совместный проект). В том же году страны подписали Соглашение о сотрудничестве по созданию объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса.
Сейчас Россия и Китай разрабатывают отдельное межправительственное соглашение по вопросу сотрудничества на Луне. Согласно дорожной карте проекта, станция на лунной поверхности будет создаваться в три этапа. Первый (2021–2025) предполагает запуск на Луну трех китайских и трех российских миссий. Само строительство станции начнется в 2026 году и продлится до 2035 года. На этот период запланированы две миссии (по одной от каждой стороны).
После этого начнется эксплуатация станции, которая будет состоять из нескольких модулей (телекоммуникационный, энергетический, лабораторный, технологический, исследовательский), командного центра и взлетно-посадочной площадки. Люди в ее работе задействованы не будут.
Создание Лунной станции – это сопряжение двух национальных лунных программ, а не новый проект с нуля. Все российские космические аппараты, фигурирующие в дорожной карте, от «Луны-25» до «Луны-28», давно находятся в разработке. «Чанъэ-4», первая китайская миссия, указанная в презентации, завершилась еще в 2019 году: космический аппарат успешно сел на обратную сторону Луны. Отдельного финансирования Лунной станции, по крайней мере на первом этапе, не предполагается.
Из-за пышной риторики, которой сопровождается российско-китайский проект, может возникнуть впечатление, что Китай теперь становится приоритетным партнером России в исследовании космоса. Однако это не так.
Во-первых, по проекту Лунной станции сделаны лишь первые шаги. Лунные программы двух стран довольно сложно интегрировать: многое из того, что Россия только запланировала, Китай уже успешно осуществил. Например, российский аппарат «Луна-28» доставит на Землю образцы грунта с Южного полюса Луны только после 2025 года, а Китай еще в прошлом году доставил на Землю около двух килограммов реголита. Он стал третьей страной в мире (после СССР и США), осуществившей такую миссию, и первой, сделавшей это за последние 45 лет.
C перспективными разработками тоже не все гладко. Проект создания российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» (нужна для пилотируемых миссий и доставки тяжелых грузов) был в очередной раз приостановлен в феврале этого года, а в сентябре в СМИ появилась информация о полном прекращении проектирования. Дмитрий Рогозин опроверг эти сведения и объяснил, что работы не останавливались, а деньги перенаправлены на разработку метановых технологий, необходимых для строительства новой ракеты. Так или иначе, запуск, запланированный на 2028 год, остается под вопросом. Тестовый запуск китайской сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9» запланирован на 2030 год.
Во-вторых, космические программы двух стран в целом несоразмерны. Точных данных о бюджете гражданской космической программы КНР в открытых источниках нет, но минимальная оценка – около $8,9 млрд по состоянию на 2020 год. Это второе место в мире после США.
Россия в 2020 году на госпрограмму «Космическая деятельность» выделила около $2,7 млрд (198,5 млрд рублей). Пекин опережает Москву и по количеству запусков: в 2020 году Россия осуществила 17 успешных запусков, а Китай – 35. В 2021 году цифры составили 23 (на 27 декабря запланирован еще один запуск) и 49 соответственно.
Россия и Китай еще с 2001 года регулярно одобряют программы сотрудничества в космосе и с тех пор накопили внушительную базу соглашений в этой области. Однако это не отменяет того, что космическое сотрудничество двух стран остается фрагментарным – у них до сих пор почти нет совместных проектов.
На сайте «Роскосмоса» даже нет раздела о российско-китайском взаимодействии, хотя упомянуты проекты, например, с Никарагуа и ЮАР. Для сравнения: с США указано шесть проектов, с Европой – семь. Тем не менее Россия решила строить лунную станцию именно с КНР, а не с партнерами по МКС.
Кроме того, у России и Китая пока нет успешных примеров совместной работы в наукоемких отраслях или машиностроении. Переговоры о совместном строительстве широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 шли почти десятилетие и изобиловали противоречиями. В сентябре появились сообщения о старте производства первого самолета, но об этом заявили в китайских СМИ, а сами госпредприятия ничего не подтверждали и не опровергали.
Еще дольше Москва и Пекин обсуждали создание тяжелого вертолета. В итоге роль России в этом проекте свелась к поставке отдельных комплектующих.
Не с Россией, а против США
Новая станция – это не эксклюзивно российско-китайский проект. Изначально, в 2019 году идею совместного строительства станции на Луне Китай и Россия обсуждали с Европейским космическим агентством. А первым о создании Лунной деревни с «ничем не ограниченным сотрудничеством с любыми странами мира» еще в 2015 году заговорил Йохан-Дитрих Вернер, на тот момент гендиректор агентства.
Сейчас российско-китайская Лунная станция по-прежнему «открыта для всех международных партнеров, заинтересованных в сотрудничестве», приветствуется вклад других стран и международных организаций «в любой аспект миссии на каждом этапе». В дорожной карте уже указаны «потенциальные миссии других партнеров». Среди последних приглашения направлены, например, Европе, идут переговоры с Таиландом, ОАЭ и Саудовской Аравией. В перспективе не исключено участие частных компаний.
В теории проект Лунной станции может стать противовесом американским «Соглашениям Артемиды». Китай, таким образом, собирается предложить остальным странам, заинтересованным в освоении космоса, альтернативу американскому варианту. Для России же это возможность добавить динамизма своей космической отрасли, а также диверсифицировать контакты в этой области, тем более что пространство для сотрудничества с США все больше сужается.
Однако альтернатива «Соглашениям Артемиды» не будет привлекательна для других стран, пока Россия и Китай не продемонстрируют, что это не просто сиюминутная риторика. Без доказательств своих далекоидущих планов Пекину и Москве будет сложно привлекать других участников в свой проект. И в этом главная проблема.
С одной стороны, у России и Китая пока не получалось довести крупные, технически сложные проекты до конца из-за споров о разделе сфер ответственности. С другой стороны, партнерство друг с другом именно в лунном проекте очень привлекательно для обеих космических держав. У России нет других партнеров, сопоставимых по перспективности с Китаем, а Пекину больше не у кого заимствовать опыт в сфере пилотируемых полетов и космических ядерных энергетических установок.
Смогут ли Китай и Россия преодолеть трудности, чтобы пройти весь путь от пышной риторики до реального результата, – большой вопрос. Для Москвы было бы важно не допустить, чтобы реализация лунного проекта остановилась на том этапе, когда все необходимое от России Китай уже получил, а к главной цели страны так и не пришли.
Наталья Азарова, московский центр Карнеги