пятница, 29 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему «Дети» Назарбаева вышли на площадь

«Январское «землетрясение» в Алматы может аукнуться при передаче власти в России и Белоруссии и России, и дестабилизировать все пространство СНГ», – считают европейские политики.

Новости по теме

Казахстан стоит перед угрозой потери государственности

29.03.2022 14:03
Громкое молчание Казахстана в украинско-российском конфликте

02.03.2022 10:03
Когда терпеливые казахи выходят на улицы – это плохая примета для авторитаризма

20.01.2022 16:01
Джамиля Стехликова: «Происходящее так скучно, что люди просто наблюдают на диванах»

23.02.2021 12:02
Если власти безразлично насилие в семье, то ей безразлично и насилие в государстве

19.02.2021 22:02
Почему Токаев будет цепляться за «трон»?

Казахстан упускает шанс войти в историю как демократическое государство, сказав свое слово в защиту этнических казахов, проживающих в Китае», - считает чешский политик Джамиля Стехликова.

12.12.2019 11:12
Болат Назарбаев: из сантехников – в олигархи

Болат Абишевич не может похвастать элитным образованием, как, впрочем, официальными званиями и регалиями. Зато у него есть неформальный статус, который (по крайней мере, до сего момента) дает неограниченное влияние и власть – Братишка нации.

23.08.2019 11:08
Алия Назарбаева. На балу удачи

Нурсултан Назарбаев может, наверное, считать, что с младшей ему повезло – Алия напрочь лишена политических амбиций, по крайней мере - в сравнении со старшей. С другой стороны, она не так усердствует в поклонении златому тельцу, как средняя (хотя, мягко говоря, материально независима).

12.08.2019 11:08
Почему Динара Кулибаева  круче Дональда Трампа

Динара – единственная женщина в Центральной Азии, сумевшая попасть в мировой рейтинг миллиардеров Forbes – да еще в какой компании! На этом же 715-ом месте в мировой табели о кошельках также находится американский президент Дональд Трамп с состоянием $3,1 млрд.

29.07.2019 16:07
Семейные ценности Дариги Назарбаевой

О детях и внуках первого президента страны можно говорить долго. Информации о них в открытых источниках на первый взгляд немало, но порой очень непросто отделить зерна от плевел. Когда же это все-таки удается, возникает ощущение их недюжинной одаренности, независимо от той сферы, где они пробуют свои силы.

24.07.2019 14:07

Коллапс авторитарного государства

В декабре 2019 года чешский политик Джамиля Стехликова, сравнивая Назарбаева с первым римским императором Августом, а Токаева – с Тиберием, сказала о том, что очень скоро преемник Первого президента Казахстана захочет одновластия. И вот, спустя всего пару лет, это случилось.

– В начале января весь мир с напряжением наблюдал за происходящим в Алматы, – говорит Джамиля. – То, что мы видели в прямой трансляции в те дни, выглядело как коллапс государства. Создавалось ощущение, что Казахстан находится на пороге анархии и в стране вот-вот начнется гражданская война. Но говорить, что в этом виновата какая-то внешняя сила, по крайней мере, безответственно. С моей точки зрения, то, что случилось в Алматы и Южном Казахстане, – это результат 30-летнего выедания государства изнутри. Когда передавали власть от одного президента другому, то пустая оболочка, естественно, рассыпалось.

Долгое время политическая власть и ресурсы сосредоточивались в руках одного семейного клана. Это привело к тому, что в стране так и не возникли нормальные институции. Оказалось, что даже вооружённые силы и не армейские силовики (КНБ и МВД) служат не государству и гражданам Казахстана, а непонятно кому. Чьи приказы они могли бы беспрекословно выполнять? Того, у которого власть. А у кого она была в течение 30 лет? У семьи Назарбаевых. Но в те критические дни оказалось, что верхушки-то нет. В Алматы потому и возник хаос и коллапс, что, когда передают власть условному Тиберию из рук единоличного, автократического руководителя государства, возможны такие потрясения.

В нормальном государстве с президентской формой правления законодательная ветвь власти уравновешивает гражданское общество, но казахский парламент – импотентный, декоративный, гражданскому обществу всё время затыкают рот, а правозащитников при необходимости умело дискредитируют в глазах народа. Собственно говоря, именно поэтому Казахстан перестал развиваться и процветать. Когда страна бывает богатой? Во-первых, когда у широких слоев населения есть гарантии, что их собственность никто не заберет и никакие коррупционеры не будут требовать с них взяток. Во-вторых, они должны иметь доходы от своих предприятий. Если есть это, то и бизнес будет идти вперёд. А в Казахстане в экономическое поле пускали только тех, у кого была политическая крыша.

Назарбаев, забрав всю власть в свои руки и создав культ личности, затормозил не только политическое, но и экономическое развитие страны, так как все богатства страны принадлежали его семье. Первые протесты в Западном Казахстане носили экономический характер – в богатейшей стране распределение доходов между ее гражданами не работало. Повсюду слышатся лозунги, что Казахстан процветает, страна продает за границу и уран, и газ, и нефть, а те, кто добывает их, не могут прокормить семьи. Вот так Назарбаев вырастил собственными руками огромный взрывной потенциал. Я часто бываю в Алматы. Два года тому назад обратила внимание на молодых парней, приехавших из аулов. Кто-то из них работал в полиции, кто-то – рабочим на стройке. А потом посмотрела демографию и поняла, что в том безвременье, в котором Елбасы заморозил страну, выросло потерянное поколение. У "назарбаевских детей", я имею в виду аульную молодёжь, нет хорошего образования, а самое главное – работы, которая бы их вдохновляла, обеспечивала, позволяла создавать семьи и быть счастливыми. Мы, казахи, ведь очень семейные по своей натуре, у большинства из нас эти ценности на первом месте.

– Как же так получилось, что он загубил созданное его собственными руками?

– Когда Казахстан получил независимость, Назарбаев мог либо упразднить прежние институции и построить новую демократическую страну, либо использовать уже имеющиеся центральные институты, которые ещё в бытность СССР создавали в Казахстане огромное неравенство. Все блага были у элиты – аппаратчиков и номенклатуры, а простой народ перебивался, как мог. Со времен своего детства я помню огромные очереди за мясом в магазин «Столичный», а у номенклатуры всегда были и полные холодильники, и неограниченные полномочия.

Назарбаев эту систему не изменил, только удалил Москву как согласовательный пункт. Не ограничив никак собственную власть и оставив интересы народа побоку, не включил нефть и газ в государственные доходы. То есть не открыл двери демократическому процессу, но для зарубежных партнёров старательно рисовал фасад – видимость демократии и выборности в государственные органы. Тем временем, без свободной инициативы и соревновательности как в экономическом, так и политическом поле государство стало загнивать. Это произошло не сразу. Вначале Назарбаев пытался делать какие-то политические реформы. Например, в отношении соблюдения прав женщин, национальных меньшинств, людей с ограниченными возможностями, но потом понял, что настоящие реформы опасны, они могут привести к потере власти, и превратился просто в автократа. Под ним была и такая неармейская силовая структура, как КНБ. Ею он управлял через председателя КНБ Карима Масимова, своих племянников, Самата Абиша и Кайрата Сатыбалды. Эта силовая структура имела мало отношения к национальной безопасности, а, скорее, хранила нужный семье порядок и производила репрессии.

Если бы это касалось кого-то очень умного, закончившего 10 оксфордов, с этим ещё можно было смириться, но когда видишь, что представители могущественных кланов попадают на ключевые должности без всяких конкурсов, то в народных массах начинает нарастать глухое недовольство и сопротивление. Сейчас, когда Казахстан оказался на перекрёстке, возникла возможность перейти на другие рельсы. Удивительно, но в переходный период, когда власть передаётся из рук в руки, у авторитарного государства есть разные возможности для этого. Оно может проводить реформы, позволить политический плюрализм и свободу митингов, как это сделал Токаев после президентских выборов. Но не исключено, что он может испугаться, что потеряет власть, и ещё круче, чем Назарбаев, начать закручивать гайки. Тогда власть (люди в ней) поменяется как бы вхолостую, а система останется. Причём, поменяются даже не все люди. Многим из них не привыкать перебегать от одного хозяина к другому.

– Как вы думаете, а что вообще способствовало концу двоевластии в Казахстане?

– В 2019 году мы говорили, что дуумвират недолговечен, двоевластие в переходный период опасно, и если Токаев не возьмет власть, то будет как в случае с Медведевым. И вот наконец-то он ее взял. Почему это произошло только сейчас, – непонятно. Полагаю, что Назарбаев либо бежал из страны, либо у него власть забрали племянники, либо он в изоляции или еще что хуже... О смерти Каримова объявили народу только через несколько дней, чтобы успеть поделить власть, но то, что Елбасы находится в такой невнятной ситуации, очень и очень странно. Он – личность известная в мире, поэтому главы государств и дипломатических представительств в недоумении. Они задаются вопросом: что же там произошло с Назарбаевым?

– А что, на ваш взгляд, произошло?

– Когда настал час икс (Назарбаев заболел или еще что-то), то его клан решил, что власть нужно удержать в семье, а не передавать Токаеву. И КНБ, которым руководил Карим Масимов, а его первым заместителем был Самат Абиш, решил воспользоваться тем, что в Алматы на волне протестов в Жанаозене на площадь вышла часть обездоленной аульной молодежи. В какой-то момент кто-то бросил в толпу провокационный клич: «А давай сбросим эту власть и пойдем грабить». И молодежь, эти горячие головы, действительно, пошла громить магазины и здания, где сидела власть, но особняки не тронули. Таков уж менталитет нашего народа: семейное – свято.

 Потом, может быть, появились какие-то военизированные группировки, но всех этих людей повел кто-то из семейного клана Назарбаевых. А вот кто именно, мы, может быть, никогда не узнаем. Расплачиваться за всё будет Масимов. Обратите внимание, полиция по чьей-то команде из власти, оставила нас без защиты. Я говорю нас, потому что я – живущая за границей алматинка, очень переживала в те дни за своих родственников. Все это означает, что Токаев оказался в непростой ситуации. Силовикам, бросившим Алматы и ее жителей на волю судьбы, он не верил. Собственному народу, также, как и в то, что люди вышли на митинги спонтанно, – тоже. Президент Казахстана всюду видит сговор запада, так как он из гнезда постсоветских автократов – таких, как Путин и Лукашенко.

Самой выдающейся его чертой, также, как и у действующего президента России, которого Ельцин выбрал также, как его Назарбаев, является лояльность, – он так преданно служил боссу, что выбор пал не на Даригу или на горячо любимых племянников, а на него. Назарбаев, видимо, решил, что Токаев будет Медведевым номер два. Он думал, что его преемник – бесхарактерный и трусливый, в общем, серая мышка, которая не затмит его величие и он по-прежнему будет репрезентативным лицом Казахстана.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33