Итоги съезда Nur Otan: ожидания и реальность
Только что прошедший внеочередной XXI съезд партии Nur Otan впервые приковал внимание общества. За внешне обыденной повесткой у дня – избрание председателя партии, внесение изменений в Устав и состав Политического совета – крылась большая интрига. После трагических событий января и на фоне острого запроса на перемены граждане ждут коренных изменений в жизни государства, в том числе в правящей партии. Ожидания были как умеренными в виде ребрэндинга NurOtan, так и радикальными – ее полным роспуском.
Сам факт того, что в отличие от всех предыдущих в этот раз работа съезда не транслировалась в прямом эфире, говорит о напряженности ситуации. Так или иначе, на суд публики были вынесены лишь итоговые решения. Как видно, большого сюрприза не произошло. Президент Касым-Жомарт Токаев единогласно избран председателем партии. Ряд комментаторов уже высказывают разочарования и раздражение по этому поводу.
Тем не менее, на этот раз уже Токаев пообещал Nur Otan нужна кардинальную перестройку. И хотя это уже не первая попытка такого рода, на этот раз явно партию ждет явно более глубокая трансформация.
«Понимая, что наша страна вступила в очень сложный этап своего развития, я с благодарностью принимаю предложение возглавить партию «Nur Otan». Это решение продиктовано готовностью приступить к работе по трансформации партии и консолидации всего общества», – заявил он. Но добавил роковое предупреждение, что к концу года может оставить пост председателя. После проведения политических реформ. Он считает, что президент должен быть равноудалён от всех политических сил: «Равноудалённость Главы государства нужно окончательно закрепить в обширном пакете политических реформ».
Токаев признал, что в партии «Nur Otan» недостаточно людей, обладающих доверием сограждан, хотя партия долгие годы упрямо твердила обратное. Будет внедрён публичный рейтинг депутатов «Nur Otan» в маслихатах.
«Партия не должна копировать работу государственных органов. У госаппарата одни функции, у партии – совершенно другие. «Nur Otan» должна заниматься главным образом идеологической и кадровой работой, в нужных случаях – направлять работу госаппарата», – заявил Токаев.
По его словам, партия получила необходимый мандат доверия от народа. Однако поручения, планы, задачи зачастую выполнялись формально, на бумаге. По итогам 2021 года Правительство отчиталось об исполнении на 74% плановых индикаторов по предвыборной программе партии. Но кто даст гарантию, что эти сведения достоверны?
«Различные трюки с саботированием, бюрократизацией этой работы чреваты социальными потрясениями. Уверен, с этим уже никто не поспорит», – сказал председатель партии.
По его словам, «Nur Otan» должна стать в авангарде борьбы с коррупцией, так как именно системная коррупция стала своего рода спусковым крючком январских потрясений, признал Токаев.
Также трагические события января показали серьёзные упущения в социально-экономической адаптации молодежи.
«Необходимо заняться конкретной работой с необустроенной молодежью в городах. «Jas Otan» обладает большими возможностями для реальной работы. В молодежном крыле партии по всей стране состоят более 100 тысяч членов. Однако эти значительные ресурсы не находят должного применения. Такую ситуацию нужно решительно менять».
Касым-Жомарт Токаев не преминул отчитать крупных бизнесменов, не вкладывающихся в фонд «Қазақстан халқына».
«Вместе с тем, некоторые заметные в бизнесе персоны, которые являются частью олигополии и даже ее олицетворением, не спешат участвовать в благотворительной акции, инициированной Главой государства. Это что: жадность, нигилизм, разгильдяйство или пренебрежение? Во всяком случае, у государства имеется весь набор полномочий, чтобы получить полный ответ на этот вопрос. Со своей стороны, планирую выпустить специальный Указ, регламентирующий процесс благотворительности со стороны крупного бизнеса», – рассказал новый председатель.
Да, после десятилетий застоя, надежды на роспуск Nur Otan власти ассоциировались с переменами. И это можно понять. Никто не спорит, страна требует обновления и логично предположить, что они должны начаться с правящей партии. Вопрос только в том – какой ценой и что мы получим на выходе? Ясно, что банальное переименование без изменения внутреннего содержания и идеологии ничего не даст. В том же Туркменистане бывшие коммунисты в одночасье переобулись в демократы, но по сути остались КПСС. Схожим путем чуть позднее пошли другие страны СНГ: Россия, Узбекистан и… Казахстан.
Но как сделать так, чтобы власть и ее партийный институт снова не превратились в вещь в себе? Как заставить ее обслуживать не прихоти кланово-олигархических групп, а народ? Среди опций чаще всего упоминалось предложение о том, чтобы президент вышел из Нур-Отан и был вообще вне партий. Рациональное зерно в этом есть, поскольку уравновешивает партии и лишает кого-либо властных привилегий. Но надо понимать, что при подобном раскладе сам президент без опоры на тот или иной общественный ресурс превращается в номинальную фигуру. Реальная же власть концентрируется в руках правящей партии, которая формирует правительство.
Готов ли Казахстан к такому развороту? Состояние политических партий в стране, имеющиеся традиции и накопленный опыт, уровень доверия общества к партиям (всего 5 процентов населения имеют членство в партиях) говорят об обратном. Да и с точки зрения партийного строительства первые 30 лет Независимости оказались временем упущенных возможностей. Это в равной мере относится не только к правящей партии, но и всем другим. Та же оппозиция ввиду превалирования личных амбиций над общественными также не смогла сплотить свои ряды.
Сегодня можно бесконечно искать виновных, которые привели к столь плачевному состоянию дел. А можно начать искать пути выхода из тупика, не повторяя при этом ошибок собственных и других стран. Собственно, мы находимся на таком перепутье. Разрушить старое до основания и построить новую жизнь заново, как предлагают популисты, – не самый лучший рецепт. Судьба того же СССР, частью которого некогда являлся и Казахстан, тому печальное подтверждение.
Альтернативы появлению и становлению политических партий нет. Но в стране, где одновременно проводятся два Курултая, где имеющиеся образцы возникали как подпорка вождя, а не идей, где новость о зарождении любого политического движения социум трактует как чей-то заказ или проект спецслужб, формирование таких институтов требует серьезной подготовки.
Важно понимать, что при всем желании нельзя Ладу-Калины мановением руки превратить в Мерседес последней модели. Чудес не бывает. Иначе в результате очередного эксперимента велик риск произвести не крепкую и ответственную структуру американского или английского образца, а какого-нибудь мутанта, наподобие фашистского режима в Италии или режима аятолл в Иране.
Зарождение полноценных политических партий является важным, но лишь одним из шагов к торжеству демократии. Дальнейший прицел на создание парламентской системы имеет свои подводные камни – будучи более демократичной, она в то же время оказывается менее мобильной и внутренне спаянной, стало быть уязвимой. В странах Запада такая система успешно зарекомендовала себя, хотя и не служит полной гарантией от неприятностей. В странах, где соответствующие процессы еще не набрали должной кондиции, мы можем наблюдать гораздо более драматичные явления, связанные с поиском баланса между демократией и стабильностью. Подобных примеров тоже немало, как в Украине, где парламентско-президентская система переживает болезненный рост и по многим вопросам еще топчется на месте, так и в Турции, где после череды военных переворотов страна вернулась к президентской форме правления. В том же ряду – Кыргызстан, где поспешные эксперименты с конституцией стоили больших потерь.