Начало конца клановой экономики
Может показаться, что по своему регламенту, содержанию выступлений, акцентам вчерашнее сегодняшнее заседание правительства с участием президента Касым-Жомарта Токаева мало чем отличалось от предыдущих. Звучали в общем-то схожие задачи, призванные повысить показатели, улучшить жизнь людей, приструнить коррупцию и т.д. За исключением одного – это имелось в виду.
Январская трагедия провела своеобразный водораздел между старым и новым Казахстаном. Прежняя модель, выстроенная под кланы и олигополию, оказалась нежизнеспособной. Попытки придать ей пристойный внешний вид провалились. Впервые за три десятилетия правительство, которое на публику выдавало одну информацию, на деле стояло на страже интересов привилегированной кучки людей, осознанно или вынужденно, меняет правила игры.
«В прошлом году экономика страны выросла на 4 процента. Но, к сожалению, январские события в корне изменили нашу жизнь. Из-за беспорядков пострадали многие казахстанцы. Малый и средний бизнес потерпел убытки. Согласно последним данным, бизнесу причинен ущерб на сумму более 100 миллиардов тенге. Перед новым правительством стоит задача по стабилизации экономики страны, а также по снижению инфляции", – сказал сам глава государства.
Президент также высказался по поводу необходимости реформирования ФНБ "Самрук-Казына": "Мы через десять дней вернемся к более подробному обсуждению Плана реализации реформ "Самрук-Казына". Я ранее заострил внимание на необходимости реализации очень серьёзной структурной перестройки фонда. Хотел бы обратить особое внимание на следующие моменты. Первое – это прозрачность госзакупок. Об этом я говорю уже третий год, пока серьёзных результатов здесь не достигнуто". По словам Касым-Жомарта Токаева фонд выполняет огромную работу, связанную со строительством и реконструкцией, а побеждают в конкурсах, как правило, одни и те же компании, которые затем передают работы субподрядным организациям. Те в свою очередь передают субсубподрядным организациям и, конечно же, это очень негативно сказывается на качестве работы и на ценовых параметрах. Ещё один важный пункт, которым, необходимо заняться фонду, это решительная борьба против монополий в своей сфере.
На заседании с промежуточным отчетом выступил премьер-министр Алихан Смаилов. Кроме основных параметров он сообщил, что несмотря на рост мировых цен на газ, правительство с учетом социальной значимости вопроса фиксирует текущие цены на этот вид топлива до 2024 года. Также снижены утилизационные сборы, что послужило одним из триггеров протестных настроений. Среди шагов по облегчению социального самочувствия предусматривается трудоустроить 700 тысяч граждан, льготное автокредитование, изучается внедрение механизмов по снижению коммунальных платежей для социально уязвимых слоев населения.
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин заявил, что олигополия, пользуясь своим положением, значительно затруднила, прежде всего, развитие малого и среднего бизнеса. Мы работаем широким фронтом по различным направлениям. На что глава государства заметил: «Я в своем выступлении говорил, что частная монополия гораздо хуже, чем государственная монополия. И госмонополия не уступает по своей вредности частной монополии. Вообще, в принципе, монополия – это дело не очень хорошее".
Примечательно, что на днях Касым-Жомарт Токаев утвердил Концепцию антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы. В числе ключевых проблем обозначена бытовая коррупция, уязвимость в системе госзакупок и рспределения бюджетных средств. Разрозненность правовой базы, различных платформ и сайтов закупок является следствием отсутствия единого реализационного подхода и общей стратегии развития этой сферы, несмотря на один источник происхождения средств – бюджет государства. В этих условиях широко распространены факты искусственного завышения закупочных цен.
В целом, президент сфокусировал внимание на решении ключевых проблем, мешающих экономическому росту и обеспечению социального благополучия. По существу, это означает демонтаж семейно-клановой системы управления страной и возврат к здравому смыслу. На самом деле исходный потенциал Казахстана при всех издержках выглядит солидно. 9 тысяч долларов США в пересчете на душу населения – это прочный средний показатель среди стран мира, как у Болгарии или Турции. Однако по основным параметрам жизни людей (средняя зарплата, прожиточный минимум, пенсии, пособия и т.д.) Казахстан мало отличается от стран с показателем 1 тысяча долларов и ниже на душу населения, как, например, Кыргызстан или Таджикистан. Причина заключается в колоссальной диспропорции при распределении благ, когда 162 человека владеют половиной благосостояния страны. При этом около 40% национальной экономики находится в тени, еще около 150 миллиардов долларов вывезены за рубеж.
Последние поручения Президента, связанные с обузданием олигополии и коррупции, наведением порядка в статистической службе, регулированием естественных монополий, созданием фонда «Народу Казахстана» способны создать серьезный задел не только для решения текущих проблем, но и обеспечения поступательного роста. При этом с учетом сохраняющихся глобальных спойлеров в виде пандемийных ограничений, роста цен на продовольствие и товары первой необходимости, энергоносители, надо и дальше перенимать опыт тех же стран Европы по поддержке населения. Речь может идти о принципе исключения из законов и нормативных актов любых положений, ухудшающих положение людей и бизнеса, как увеличение или введение новых налогов, штрафов, тарифов, сборов, коммунальных и иных платежей.
Реформы – скоропортящийся продукт. Об этом нынче много говорят эксперты. Это свойство реформ, судя по словам и действиям, президент не просто хорошо понимает, но и настроен исполнить возложенную на него миссию. Да, изменения к лучшему в политике и экономике – штука долгоиграющая. Но если таковые делаются всерьез, то повод для оптимизма есть.