четверг, 31 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Время обсудить условия мира с Россией

7 марта Россия заявила о трёх целях своего нападения на Украину: официальный нейтралитет Украины, признание российского суверенитета над Крымом, признание независимости пророссийских сепаратистских регионов в Луганске и Донецке. США и НАТО публично не высказывались по поводу окончательного дипломатического урегулирования, а Украина, где правительство президента Владимира Зеленского сосредоточилось на поддержании национального единства и вооруженного сопротивления России, публично декларирует свою позицию лишь разрозненно и отчасти даже противоречиво. Однако Зеленский, проведя консультации с США и Европой, которые поддерживают военный потенциал Украины, обязан сформулировать и заявить, как именно может выглядеть разумное мирное урегулирование.

Вот что, на мой взгляд, следует сказать украинскому правительству. Во-первых, нейтралитет Украины – это не только приемлемо, но и разумно, если достигнутое на переговорах мирное урегулирование обеспечит достаточно гарантий безопасности. Благодаря этому нейтралитету, НАТО и Россия будут отделены друг от друга, а это позитивно для всех сторон, а также для всего мира. Украина сможет процветать как страна вне НАТО – точно так же, как Австрия, Кипр, Ирландия, Мальта, Финляндия и Швеция.

Но кто мог бы гарантировать подобный нейтралитет? На мой взгляд, это должен сделать Совет Безопасности ООН, в том числе с помощью международных миротворческих сил. Привлечение Китая к такому соглашению оказало бы на него стабилизирующее влияние. Эта война наносит вред Китаю, однако он разделяет российское недовольство расширением НАТО и выступает против проведения США аналогичной блоковой политики в Азии. И поэтому Китай, по моим оценкам, поддержит мирное соглашение, которое будет привязано к нерасширению НАТО, и мало сомнений в том, что он будет подталкивать Россию принять его.

Во-вторых, Крым будет де-факто уступлен России, но не де-юре. Все знают сложную историю этого вопроса и то, что Крым имеет ключевое значение для российских военно-морских сил. Украина и Запад должны согласиться на статус-кво, позволив России сохранить контроль над Крымом, но могут по-прежнему заявлять, что захват этого полуострова в 2014 года был незаконным. Тем самым Крым превратился бы в «замороженный» конфликт, подобно многим другим конфликтам в мире, но перестал бы служить причиной для войны (casus belli).

В-третьих, Украина должна согласиться на автономию сепаратистских регионов Донбасса, как это предусмотрено соглашениями 2015 года «Минск-2», одновременно отвергнув требования предоставить им независимость. Их автономный статус предполагалось включить в конституцию Украины в конце 2015 года, однако соглашение «Минск-2» так и не было реализовано. Автономный статус всё ещё может служить основой для урегулирования этих региональных вопросов.

Для ускорения мирного процесса и сохранения общественной поддержки в США и Европе важно, чтобы правительство Зеленского (в согласии с США и Европой) занимало чёткие и разумные позиции. Однако некоторые эксперты и политики в Киеве, Вашингтоне, Брюсселе, Варшаве и других городах яростно выступают против любых соглашений, соответствующих изложенным выше идеями. Они призывают Украину ни в коем случае не уступать требованиям перейти к нейтралитету, считая это равнозначным капитуляции. Они верят в победу над Путиным, а не в дипломатию – и эти убеждения президент США Джо Байден выразил в своей недавней речи в Варшаве.

Такой подход является колоссальной ошибкой. Он означает продолжение войны. Байден говорил о «необходимости мужественно готовиться к долгой битве впереди». Однако длительный конфликт может превратить Украину в руины и спровоцировать начало намного более широкой войны. Напротив, согласившись публично на нейтралитет, Украина и её сторонники смогли ли бы покончить с этой войной. Идея, будто время сейчас на стороне Украины, это безрассудная ставка.

Крайне маловероятно, чтобы Путин быстро потерпел поражение от Украины; российская армия явно усиливает контроль над Донбассом. А идея, которую, возможно, разделяют некоторые члены американского правительства, будто вскоре Путин будет свергнут – это дикая и опасная спекуляция, а не основа для политики. У Путина имеется более чем достаточно огневой мощи, чтобы полностью уничтожить Украину и многие другие страны, и, вероятно, у него достаточно властной устойчивости, чтобы её применить. Малейшей части ядерных арсеналов России, если они будут использованы, будет достаточно, чтобы погрузить мир в хаос на десятилетия вперёд, а, возможно, даже привести человечество к концу.

Однако есть те, кто утверждает, будто более серьёзной опасностью грозят компромиссы с противниками, которые осуществляют смертоносную экспансию. Они напоминают, что территориальные уступки Гитлеру в 1938 году лишь стимулировали его захватывать ещё больше. Однако, в отличие от согласия Запада на расчленение Чехословакии в Мюнхене, дипломатическое урегулирование в Украине не будет равнозначно односторонним уступкам ради мира. Такое урегулирование означает полный вывод российских войск с территории Украины; убедительные гарантии украинского суверенитета и территориальной целостности; реализация автономной политики для Донбасса в соответствии с ранее согласованными положениями. Но что самое важное, отказ от расширения НАТО не является уступкой, потому что вхождение Украины в НАТО вообще не должно было рассматриваться. Устранение этого пункта в конечном итоге может привести к появлению намного более мудрой общей системе безопасности для Европы.

Любое соглашение должно также включать вопрос о средствах для послевоенного восстановления Украины. Как правило, от государств, в том числе от США, не требуют ответственности за восстановление того, что они нагло разрушали; однако принципиально это правильно, чтобы Россия заплатила значительные суммы за восстановление Украины. Это означает, впрочем, не репарации как таковые, а, скорее, участие России в многосторонних механизмах финансирования. Международный валютный фонд мог бы стать подходящим местом для организации такого механизма. В контексте мирного соглашения Россия должна обязаться заморозить часть своих валютных резервов в рамках процесса отмены санкций. США и Европа также должны передать часть распределённых недавно специальных прав заимствования (СДР, резервный актив МВФ) в фонд реконструкции.

Ни Украина, ни НАТО не должны опираться в своей политике на туманную и маловероятную идею разгрома России. Украина может оказаться полностью уничтожена до того, как это произойдёт, а если военные перспективы реально начнут выглядеть для Путина негативно, он может развязать ядерную войну. Именно поэтому сейчас критически важно, чтобы Украина и НАТО сформулировали убедительные, благоразумные и рациональные условия мира. Чем скорее такие условия будут согласованы, тем выше вероятность, что мы сможем избежать пути, ведущего к Третьей мировой войне.

Джеффри Сакс – университетский профессор Колумбийского университета, директор Центра устойчивого развития при Колумбийском университете, президент Сети ООН по поиску решений для устойчивого развития.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33