Надо не из ЕАЭС выходить, а избавиться от раболепия перед Россией
Со стороны казахстанских бизнесменов все чаще раздаются голоса о необходимости выхода из ЕАЭС и ТС: ничего кроме убытков, а сейчас еще и нанесения непоправимого урона репутации стран, эти интеграционные союзы Казахстану не дают. Тем не менее, экономист Толеутай Рахимбеков считает, что в угоду сложившейся военно-политической ситуации торопиться немедленно выйти из ЕАЭС и ТС нельзя. Политические проблемы, по его словам, через год могут разрешиться, а вот экономические союзы налаживаются годами и даже десятилетиями.
Из «шинели» Советского Союза
– В мире существует множество интеграционных союзов. Евросоюзу 1 января 2023 года исполняется 65 лет. Договор был подписан в 1957 году в Риме, действовать он начал с 1 января 1958 года. Страны-участники поэтапно шли к тому, что сегодня называют единым государством, хотя юридически в его состав входит множество государств с совершенно разными общественно-политическими устройствами – и королевства, и федеральные государства, и унитарные республики.
– Для чего вообще создаются такие союзы?
– В условиях рынка многие вопросы решаются через повышение конкурентоспособности продукции, и цель любого интеграционного союза – повысить ее с помощью двух ингредиентов – качества и цены. Но если мы, допустим, присоединимся к Европейскому Союзу, смогут ли наши казахстанские предприятия конкурировать с продукцией других европейских стран? Ведь мы на многие десятилетия отстали от них, тогда как с Россией, Белоруссией, Арменией и Кыргызстаном находимся на одном технологическом уровне. Не будем забывать, что все мы вышли «из шинели Советского Союза» и все еще далеко не ушли от нее. Кроме приблизительно одинакового уровня технологического уклада, у нас и уровень подготовки кадров такой же.
Вторая сторона конкурентоспособности – цена, которую потребитель готов заплатить за ту или иную продукцию. За счет снятия всяких барьеров (таможенных и налоговых) в торговле между странами-участниками цена снижается, а конкурентоспособность продукции повышается. Поэтому любой интеграционный союз – это благо для предпринимателей. И, если взвесить все плюсы и минусы Таможенного Союза и ЕАЭС, то, думаю, что плюсов наберется намного больше.
Европейский Союз тоже начинался именно с таких прямых, но общих принципов торговли. Первый этап – создание единого рынка конкурентоспособных товаров, работ и услуг. Второй – формирование общего рынок капиталов, а затем и трудовых ресурсов. Создание Болонской системы (официально – 1999 г.) по подготовке научных кадров и вообще кадров с высшим образованием предполагало движение кадровых ресурсов без ограничений внутри Евросоюза.
– Но в Казахстане ее не ругает только ленивый.
– Болонская система, что там говорить, – великолепна, и то, что наши специалисты получили возможность трудоустраиваться в Европе, – это, конечно же, хорошо. Но много ли у нас таких? Может быть, в год несколько сот или даже десятков человек, зато страдает гораздо больше! Дело в том, что мы захотели присоединиться к ней, не имея соответствующей подготовки. Поэтому я и говорю, что надо было десять раз подумать, прежде чем идти на этот шаг. Почему? А это уже тема для отдельного и очень серьезного интервью. Также получилось и с такой неумной, даже безумной идеей – трехъязычием: обязательное преподавание на английском языке биологии, химии, физики, включая сельские школы. Эта меры предпринималась с той же самой целью – свободного перемещения кадров. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Я в 2017 году писал, что вначале нужно подготовить преподавателей английского языка, свободно владеющих языком. Если их в школах нет, то о каких биологах, преподающих профильный предмет «на языке» можно говорить? Бред какой-то…
Раболепие перед партнером
– Вернемся в ЕАЭС и ТС. Почему Казахстан все время проигрывает в этих союзах?
– Представим ситуацию. На дворе апрель, однако температура минусовая, и люди, не предусмотревшие эту ситуацию, мерзнут в тонких плащиках. Кто виноват в этом? Погода или сам человек? Примерно такая же ситуация и здесь. Я имею в виду, что Казахстан сам виноват в том, что проигрывает в ЕАЭС. Каждая страна, а если конкретизировать, каждый наш чиновник, представляющий Казахстан в этих союзах, должен уметь отстаивать интересы своего государства.
То есть в данном случае идет речь о качестве нашего чиновничества. Первые два десятилетия независимости у нас главенствовал принцип – сначала экономика, потом политика. И это имело обоснование – в отличие от многих республик бывшего СССР, где полыхали войны, Казахстан был островком стабильности и экономического процветания. До определенного момента это являлось нашим плюсом, а потом стало тормозом. Принцип отрицательной селекции поднял, к сожалению, на верхи властной пирамиды пусть и преданных, но слабых менеджеров, тогда как в условиях рынка самой ходовой является пословица – ничего личного, это только бизнес. Казахстанские чиновники, работающие в Москве в интеграционных органах – в Евразийской экономической комиссии, Таможенном союзе и департаментах, которые мы называем едиными министерствами для пяти стран, должны быть более боевитыми и настырными в отстаивании интересов Казахстана. Но, увы, этого как-то не наблюдается. Хотя, с другой стороны, они же не будут делать это на пустом месте – их должны подпитывать необходимыми аргументами чиновники наших внутренних министерств.
Но, видимо, это не входит в сферу их приоритетов и, даже если они дают такую информацию, то по остаточному принципу. Внутри страны такой подход к любому серьезному делу получил распространение в начале 2000 годов. «Любимыми» письмами чиновников были с пометкой БЗП – без замечаний и предложений (лишь бы закрыть контрольный документ и отвязаться). А ведь за каждым таким письмом стоит защита интересов отечественного товаропроизводителя, но это не входит в критерии оценки эффективности наших чиновников.
Но еще более глубокая проблема в некоем психологическом раболепии перед Россией. Хотя во многие госорганы за 30 последних лет пришло уже новое поколение чиновников, которые даже не знают, что такое Советский Союз, в них до сих пор сидит некий комплекс перед Москвой, как перед центром метрополии. Работая в минсельхозе, я всегда говорил своим подчиненным: российские чиновники такие же, как все, – со своими плюсами и минусами, сверхъестественно умным никто из них не родился. Для того, чтобы быть на равных с ними и уметь защищать интересы своей страны, нужно доскональное знание того вопросе, который тебе поручен. Но, к сожалению, у наших чиновников нет здоровых амбиций. Они буквально отсиживают свое рабочее время по принципу: «над нами не капает, а инициатива наказуема».
Но любой процесс – это ежедневные усилия. Ведь в том же Евросоюзе тоже далеко не все безоблачно. Приведу пример из близкой мне сельскохозяйственной темы. Многие все еще помнят, что в социалистические времена в таких странах как Венгрия. Болгария и Польша было хорошо сильно развито сельское хозяйство, а именно – переработка. Но где сейчас знаменитый венгерский горошек, болгарские лечо, джемы и корнишоны? Их нет! То, что они исчезли – это последствия вхождения страны в Евросоюз. На рынке осталась только Польша, которая выторговала себе более выгодные условия. Она, в отличие от партнеров, получила очень неплохие субсидии. И я их за это не осуждаю. Наоборот– молодцы! Благодаря этим субсидиям, мы сегодня едим польские яблоки по той же цене, что и местные. Во времена Первой мировой войны поляки, воевавшие на стороне Германии и Австро-Венгрии, оказавшись в плену, попали на окраину Российской империи – в город Верный. Возвращаясь в 1918 году домой, они захватили саженцы алматинских яблок, и теперь эта страна входит в первую тройку мировых экспортеров яблок.
Есть ли дня нас свет в конце туннеля? Думаю, что да. Начиная с 2019 года, в стране началось активное политическое реформирование. Послание президента Токаева в марте подтвердило этот тренд. Больше полномочий дается, например, мажилису, изменился порядок формирования депутатского корпуса. Я надеюсь, что отныне в парламент будут приходить не безликие, бесфамильные представители партии, а конкретные люди, которые будут отвечать перед своими избирателями, задавать неудобные вопросы чиновникам, например, о том, каковые реальные последствия вхождения Казахстана в ЕАЭС и ТС.