Затянет ли российская экономика Казахстан в «черную дыру»?
«Являясь участником Евразийского экономического союза, нам надо научиться получать от этого сотрудничества больше выгоды и пользы, чем имеем сейчас. Других вариантов у нас нет», – считает финансовый аналитик Арман Бейсембаев.
– Если исключить эмоции и отталкиваться от реальных факторов, то сможем ли мы просто взять и выйти из Евразийского экономического союза? Нет, не можем, – утверждает финансист. – Чтобы инициировать этот процесс, нужна политическая воля и готовность к серьезным издержкам, в том числе и к прямой конфронтации. Но это на сегодняшний день пока не реально. И если мы даже очень сильно захотим выйти из этого союза, то не сможем сделать это хотя бы потому, что вокруг этого объединения замешаны не только экономические, но и огромные геополитические интересы.
Во-первых, с момента подачи заявления о выходе из состава союза должно пройти, как мы все знаем, не менее 5 лет. За эти годы Россия просто «задушит» нас в своих объятиях. Да, мы является крупнейшей экономикой центральноазиатского региона, но в мировом масштабе у Казахстана очень маленькая, компактная и примитивная экономика. Вне тесного сотрудничества с другими странами она существовать не способна, то есть жить обособленно мы не можем. Тем более – от России, с которой у нас самая длинная в мире сухопутная граница.
Во-вторых, и это самое главное, инициировать разрыв отношений с таким агрессивным соседом, как Россия, — это всё равно, что пытаться заигрывать с маньяком с топором в руках – непонятно, как отреагирует. Тем более, что этот неадекватный сосед уже начинает поглядывать на Северный Казахстан: а, может быть, мы и его тоже «денацифицируем»? Выступления их политиков на эту тему – тревожный сигнал, который нельзя игнорировать. Торпедировать на этом фоне тему о том, что нам надо теперь отгородиться забором от России, – означает идти один в один по пути Украины. После того, что с ней сейчас случилось, никто не исключает такой вариант как территориальные претензии со стороны России и к другим своим соседям.
А то, что все страны-участники получают выгоды от членства в ЕАЭС и только Казахстан в убытке, то это вопрос уже не к финансовым аналитикам, а к нашему правительству – почему и по какой причине ему не хватило политической воли добиться лучших условий для Казахстана? Ведь все другие страны, участники Евразийского Союза, так или иначе получают выгоду от своего участия в нем. Белорусская экономика, например, глубоко интегрирована в российскую, Кыргызстан получает существенные финансовые выгоды в свой бюджет от денежного потока, идущего из России от их гастарбайтеров. Это, не говоря уже о том, что эта страна постоянно списывает ей долги: в 2012 – почти $489 млн, в 2013 – $188,9 млн, в 2017 году – на $60 млн. Оставшийся долг ($240 млн) был полностью списан в 2018 году. У Армении похожая ситуация: экономические выгоды от участия в ЕАЭС существенно превышают любые издержки.
И только у Казахстана отрицательный торговый баланс с Россией – мы у нее покупаем больше, чем продаем ей. Любые дисбалансы в нашей экономике выливаются в выгоды для России. Это мы видели, к примеру, в 2015 году, когда возник дисбаланс в курсах валют, из-за чего многократно вырос поток российского импорта. Наше население, воспользовавшись ситуацией, ринулось скупать в России их товары.
Это практически поставило на колени то немногое производство, которое существовало в Казахстане, так как спрос был перераспределен в сторону России. В итоге, вкупе с рухнувшей ценой на нефть, был спровоцирован серьезный кризис, выход из которого занял не один год. А пока мы выбирались из него, нас накрыл ковидный кризис, из него мы продолжаем выбираться до сих пор. Ну а теперь нас накрывает очередным кризисом из-за войны в Украине. В результате Россия, крупнейшая экономика региона, – теперь страна-изгой, отрезанная от западных рынков и технологий, и без каких-либо шансов на модернизацию и развитие.
Казахстанскую экономику, находящуюся в довольно тесной сцепке с российской, затягивает следом в возникшую «черную дыру». Но отвернуться от нее, как от прокаженной, сейчас неразумно. В крупнейшей экономике СНГ вряд ли что-то изменится кардинально в обозримой перспективе. Другой вопрос – многое из того, что мы покупали у России или через Россию, перестанет поставляться. А значит, нам надо срочно перестраиваться, заключать прямые контракты со страной-поставщиком и искать альтернативную логистику. А с Россией в рамках Евразийского союза отношения должны выстраиваться без сантиментов – только на условиях взаимной выгоды. Такой прагматичный язык там прекрасно понимают. То есть ссориться с Россией, как минимум, небезопасно, но конструктивно дружить, не забывая о том, что она всегда держит в руках топор, который в любой момент может быть пущен в ход, все-таки можно.
Фото обложке из открытых источников.