воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Қаңтар-2022: как Токаеву не оказаться в положении Назарбаева

Роль Нурлана Нигматулина в январской попытке государственного переворота пока остается не проясненной. Сам по себе факт, что именно он был одним из двух легитимных претендентов на место Касым-Жомарта Токаева предполагает особое внимание к его персоне со стороны Генеральной прокуратуры. Пока следствие своего интереса к бывшему председателю Мажилиса не проявляет. По крайней мере, публично.

Между тем бегство Нигматулина из страны является очевидным признаком его вовлеченности в заговор. Это подозрение, впрочем, легко опровергнуть, заказав чартерный борт на Нур-Султан, но есть сомнения в его способности на столь самоотверженный поступок.

Как я уже писал в предыдущем обзоре, беспрепятственный отъезд Нигматулина из страны вовсе не означает, что к нему и в будущем не возникнет никаких претензий. И причина кроется не только в том, что внушительные, но сомнительные по происхождению материальные активы семьи Нигматулиных слишком лакомый кусок для энергичных строителей «Второй Республики». Суть вопроса гораздо серьезнее и глубже, чем примитивное стяжательство новой бюрократии.

После январской трагедии Акорда оказалась между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, важно провести как можно более тщательное расследование событий и причин к ним приведшим, с другой стороны вся правда о произошедшем дискредитирует не только проигравших, но и победителей. Еще не известно, кого больше.

Объективность следствия основывается на следующих факторах:

  • Суд над участниками заговора должен быть совершенно открытым. Возможны лишь некоторые закрытые заседания, касающиеся специфических вопросов деятельности спецслужб.
  • Должны быть допрошены все ближайшие родственники Назарбаева, включая самого бывшего елбасы.
  • Должны быть допрошены все члены Совета Безопасности и руководители силовых ведомств, занимавшие свои посты в январе 2022 года.
  • Отдельно должны быть допрошены потенциальные претенденты на президентское кресло: председатель Сената Маулен Ашимбаев и бывший председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.
  • В суде должны быть озвучены подробные показания самого президента Токаева.

 

Казалось бы, убедительностью следствия, как всегда, можно было бы пренебречь. Я не исключаю, что именно так оно и будет. Однако это не решение проблемы в принципе. Правда, как ружье в чеховском спектакле, раньше или позже обязательно выстрелит.

Давайте вспомним самые резонансные политические дела эпохи назарбаевского правления: странная смерть журналиста Асхата Шарипжанова, «самоубийство» Заманбека Нуркадилова, казнь Алтынбека Сарсенбаева и его помощников, убийство на охоте Ержана Татишева, несколько уголовных дел против Рахата Алиева… Жаңаөзен-2011, в конце концов! Вот далеко не полный перечень. Все эти преступления до сих пор будоражат внимание казахстанской общественности. Даже незначительные изменения на властном Олимпе могут спровоцировать новое их рассмотрение. И мы, собственно, наблюдаем такие попытки уже сейчас.

Для Токаева не закрыть вопрос с Қаңтар-2022 сегодня, значит, через несколько лет, оказаться в столь же уязвимом положении, в котором сейчас находится сам Нурсултан Назарбаев. Какое решение, в конце концов, примет Токаев мы скоро узнаем. Нигматулин, пока, благополучно избежал пребывания в столичном СИЗО. Но минует ли его перспектива провести остаток жизни на антресолях дубайского пентхауса?

Виктор Ковтуновский, источник ФБ

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33