Визита Токаева в Анкару: Великий Туран 2.0.
Самым многозначительным событием прошлой недели стал визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Турцию. Но дело не в том, что он проходил по высшему разряду, принятому в международной практике. Количество подписанных соглашений, насыщенность программы пребывания или внушительный состав сопровождающей делегации также не являются самым главным.
В условиях тектонических сдвигов в геополитике, пожалуй, впервые с момента крушения СССР наметился фатальный разворот Казахстана и Центральной Азии от России. Политика есть искусство возможного, поэтому речь, разумеется, не идёт о полном разрыве либо пересмотре вектора развития. Но отныне «северный сосед» перестаёт быть держателем контрольного пакета акций. На роль же одного из полюсов влияния выдвигается Турецкая Республика.
Визит Токаева был приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами. Здесь следует напомнить, Турция была первой страной в мире, признавшей независимость Казахстана в 1991 году. Анкара первой открыла дипломатическую миссию в нашей стране в 1992 году. Первым зарубежным лидером, посетившим Казахстан ещё до провозглашения своей Независимости, был опять же Президент Турции Тургут Озал. Это было в марте 1991 года. А в сентябре того же года череду зарубежных визитов Нурсултан Назарбаев начал также с Турции. Даже такие сухие данные говорят об особом характере отношений, которые выходят за рамки привычных межгосударственных отношений.
Тогда сближение двух крупнейших тюрскских держав с прицелом на образование Конфедерации всех тюркоязычных государств взволновало многих. Особенно ревностно к намечающемуся альянсу отнеслись в России, которая по сей день любые попытки вхождения третьих стран в постсоветское пространство воспринимает как посягательство на свои имперские позиции.
Потому все это время в Москве, насколько позволяли силы, стремились торпедировать казахско-турецкую кооперацию. В длинном списке происков можно вспомнить палки в колеса при строительстве экспортных трубопроводов, налаживании железнодорожного сообщения, расширении гуманитарного сотрудничества. Да и интеграционные проекты наподобие ЕАЭС имели целью не столько развивать партнёрство участников, сколько ещё крепче привязать их к России и оградить от внешнего мира. Приходится признать, что немалую услугу россиянам оказала та часть местной политической элиты, которая так и не избавилась от комплекса «младшего брата». Все это вызывало недоумение, и даже обиды Анкары. Тем не менее, в кризисных ситуациях именно Турция первой протягивала руку помощи казахам, кыргызам, узбекам без какой-либо корысти. При поддержке Турции Азербайджан вернул свои земли.
Учреждение Организации Тюркских Государств в прошлом году стало значимой вехой в деле объединения братских народов Анатолии, Кавказа и Центральной Азии. О таком объединении грезили интеллектуалы-наследники древнего Турана ещё в начале ХХ века, в частности, основатели первого казахского правительства Алаш-Орды. Да и сам основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, мемориал которого посетил в ходе визита Касым-Жомарт Токаев, являлся приверженцем идеи Пантюркизма. Увы, все подобные усилия оказались перечёркнуты геополитическими факторами и репрессивной машиной Кремля. Теперь турбулентность, вызванная российской агрессией против Украины и в целом демонтажем системы глобальной безопасности, заставляет весь мир, в том числе и тюркское братство, по-новому взглянуть на окружающую реальность. В случае с Казахстаном это касается мер по укреплению основ национального суверенитета и его устойчивости.
Впрочем, взаимное притяжение обуславливается и вполне прагматическими соображениями. Турция, где сильны идеи неоосманизма, испытывает явное пренебрежение Запада и настороженное отношение со стороны Арабского мира. Надежды Казахстана на смычку интересов то с Азией, то с Европой также оказались завышенными. В конце концов отсутствие баланса отчасти и вынудило его возвращаться в пророссийский фарватер. Но сейчас уникальность момента заключается в стремительном и, скорее всего, неизбежном крахе главного спойлера тюркского единения – России.
Нынешний визит в Анкару ознаменовался заявлением Касым-Жомарта Токаева и Реджеп Тайип Эрдогана о «расширенном стратегическом партнерстве». При этом стороны констатировали общность подходов к актуальным проблемам современности, включая войну в Украине. И хотя Казахстан, как союзник Москвы, не осудил ее военную агрессию, но твёрдо заявил, что уважает территориальную целостность Украины и не признаёт сепаратистские образования на Донбассе. Ранее Казахстан также не признал Крым в качестве субъекта РФ. Кроме того, наши официальные лица дали понять, что не станут помогать России обходить санкции, введенные Западом. Подобные заявления вызвали едва скрываемую злобу в Кремле. Тем более, не секрет, что российские политики и пропагандисты и прежде не жаловали соседей дружелюбием.
В свою очередь турецкий лидер вновь признал значение Казахстана как исторической родины всех тюрков, а Турцию — вторым домом для казахов. «Хочу подчеркнуть, что мы готовы сделать все возможное для обеспечения стабильности, мира, безопасности и благополучия наших братьев-казахов», — сказал он. Кому в первую очередь адресовались эти слова понять не сложно.
Также в рамках визита Касым-Жомарт Токаев провел встречи с деловыми кругами Турции, в частности, руководителями Yildirim Holding, TAV Havalimanları Holding, Goknur Gida, Sembol, Koç Holding. Всего в ходе визита стороны заключили 14 соглашений и порядка 30 коммерческих контракта. Среди них особо выделяется два документа. Первая предусматривает налаживание транспортных маршрутов в обход территории России. Партнеры заявили о планах увеличить товарооборот вдвое. В прошлом году Турция уже вошла в пятерку крупнейших внешнеторговых партнеров Казахстана. Работа в этом направлении ведётся не первый год, однако, по мере превращения России в токсичного партнера, усилия предпринимаются с удвоенной энергией. Помимо Турции, например, и Китай в апреле в целях диверсификации поставок открыл ещё один железнодорожный путь в Европу через Казахстан в обход России.
Другое соглашение касается совместного выпуска ударных беспилотников ANKA. Это своеобразный «старший брат» знаменитых BAIRAKTAR, которые успешно зарекомендовали себя в ходе военных конфликтов в Карабахе в 2020 году и сейчас в Украине. Показательный момент заключается в том, что Казахстан станет первой в мире страной кроме самой Турции, где будет осуществляться полноценное производство и обслуживание ANKA. Это означает не просто укрепление оборонного потенциала страны оружием XXI века, но и перспективы ее превращение в поставщика бестселлера.
Потенциал сотрудничества Казахстана и Турции, а в более широком плане всего Тюркского мира не нуждается в представлении. При должной организации процесса сопряжение возможностей сулит как солидную выгоду каждому участнику, так и усиление всего объединения. Это, в свою очередь, позволяет рассчитывать на совершенно новую ипостась тюрков в ареале от Средиземного моря на западе до Алтайских гор на востоке, роль, которая обещает стать равновеликой возможностям ведущих центров влияния в мире.
Предстоящей осенью этого года ответный визит в Казахстан Таип Реджеп Эрдогана придаст новый толчок набирающей силу тенденции. Да, от грандиозных планов в головах до их воплощения в жизнь пролегает большой путь, особенно в международной политике. Однако факт того, что тюркское единство на наших глазах от деклараций о намерениях переходит к реальным делам, не вызывает сомнений. Причём сама логика исторического развития и вызовы геополитики актуализируют идею Великого Турана.