Что нам стоит партию построить?
В Казахстане появляется возможность открытия новых легитимных политических сил. Для чего это нужно «новому Казахстану», кто будет допущен в «игру» и найдутся ли инвесторы в политику?
В прошлый раз мы коротко, но детально рассказали об имеющихся в наличии (с официальной регистрацией в минюсте и Акорде) партийных образованиях. Но кто же на самом деле те силы, которые готовы вступить в политический бой на легитимной основе?
Вообще, с момента рождения ОСДП, в стране не было зарегистрировано ни одной партии. Сразу отметим, что НП «Алга» Мухтара Аблязова следует расшифровывать не «Народная партия», как это представляли ее организаторы, а скорее «Незарегистрированная партия». Точнее – так и не зарегистрированная. При этом, не секрет, что самому Мухтару Кабуловичу более выгодно было бы, если его детище не прошло официальную регистрацию. Причин этому несколько – начиная чисто с политико-психологической точки зрения, когда «непримиримому оппозиционеру» нужно быть перманентно гонимым «кровавым режимом», и заканчивая его убеждением, что регистрация любой партии говорит о том, что она так или иначе подконтрольна власти.
Есть еще один момент. Еще в 2009 году Мухтар Шаханов пытался зарегистрировать свою партию – «Халық рухы». На тот момент были выполнены практически все процедурные вопрос и проведено большинство необходимых мероприятий, включая учредительный съезд. Однако, то ли в минюсте до сих пор считают, то ли сам Мухтар-ага уже «перегорел». Но попытка такая была, и ее срыв означает то, что «при Назарбаеве» даже думать нельзя было о создании политической силы, способной работать на легитимной основе. Отметим, что это касалось и виртуального поля – простое намерение Серикжана Мамбеталина и Ермека Нарымбаева создать партию в соцсетях закончилось для них жестким уголовным преследованием, которое последний испытывает на себе до сих пор.
Почти за три года президентствования Касым-Жомарта Токаева ситуация нисколько не изменилась. Более того, практически невозможно было зарегистрировать или даже перерегистрировать обычное республиканское объединении (РОО), даже если оно не грозило перерасти в партию. А такие попытки были неоднократно. Наверное, мы не станем их все упоминать – не только из опасения забыть кого-то (у некоторых за это времени перегорело первоначальное желание), но и потому что это, в некотором смысле теряет свой смысл. Хотя это было буквально недавно.
Новый Казахстан?
Кровавый январь 2022-го изменил многое. Мы действительно проснулись в другой стране, а значит, режиму крайне необходимо менять правила игры и менять самого себя (или хотя создать видимость). Также стоит иметь в виду, что недавно Касым-Жомарт Кемелевич сам проговорился, что «второй пакете политических реформ» готовился и до январского недопереворота, а это означает, что действия Астаны сейчас не являются спонтанными и необдуманными. Напротив, все говорит о том, что это было заложено, по крайней мере, года полтора-два назад, а последние события лишь вынуждают действовать быстрее. Кстати, об этом свидетельствует и максимальное ускорение сроков проведения того, что власти в один голос называют «референдумом». Впрочем, об этом виде плебисцита в другой раз.
По большому счету, на сегодняшний день Акорда приходит к выводу, что чем больше партий, чем лучше. Нет, конечно, режим вдруг не понял, что демократия – это единственный путь качественного развития страны, а права человека надо все-таки соблюдать. Скорее, срабатывает принцип, который власти использовали в последние четверть века – разделяй и властвуй. Банально, старо и слишком просто? Да. Зато эффективно, четко и без лишних затрат – финансовых, административных, идеологических.
С этой позиции вполне понятно, почему «реформаторы», в очередной раз препарирующие законодательство о выборах, «забыли» вернуть туда норму о возможности создания предвыборных блоков. Проще говоря, если включается «зеленый свет» для энного количества новых партий, то они теоретически просто раздробят протестный электорат. Если учитывать тот занимательный момент, что каждый новый или обновленный политический деятель, руководствуясь собственными амбициями, искренне считает, что у нее оппозиционность длиннее, то формула «разделяй и властвуй» опять сработает. И уже срабатывает, поскольку почти каждый из них постоянно твердит о необходимости объединения всех здравых протестных сил, но, почему-то, исключительно вокруг себя.
Кто на новенького?
Как и в случае с так и незарегистрированными РОО в эпоху «прежнего Токаева», мы не станем перечислять все партии, которые находятся «на старте», лишь отметим, что некоторые из них предпринимали неоднократные попытки пройти через «экзамены» Акорды и минюста. В этом плане нужно отметить, что не всем из них дадут официальный мандат на работу в официальном политическом поле. Более того, существует стойкое подозрение, что две-три самовыдвинутые организации могут быть признанными экстремистскими – по примеру «Көше» и «ДВК» Аблязова. Повод для этого легко найдется – например, участие членов оргкомитета в попытке свержения власти или их связь с какими-то зарубежными радикальными религиозными группировками. Опять-таки, уточнять не станем – чтобы не накликать беду.
С другой позиции – чтобы не сглазить – мы не станем уточнять названия (будущих) партий по принципу их потенциальной провластности. То, что среди 7-8 объявленных движений есть таковые, никто не спорит. Но тут нужно подойти с позиции, чьи интересы они будут представлять. В прошлый раз мы отметили, что те или иные (действующие или переформатирующиеся, новые или потенциальные) группировки воспользуются случаем, чтобы использовать политические инструменты для достижения вполне определенных целей. Кто-то, по привычке или чтобы не прогадать, будет инвестировать в зарегистрированные партии, но есть немало таких, кто предпочел бы создать бизнес (а точнее, партию), что называется, «с нуля».
Внешне это будет выглядеть, как представление интересов национал-патриотов (в правильном и положительном понимании), «середняков», людей среднего и старшего возрасте, гражданских активистов и так далее. Есть и такие, что уже сейчас открыто заявляют о поддержке реформ Токаева, и у них, судя по всему, тоже есть свои спонсоры, которые вряд ли станут тратить миллионы только потому, что об этом попросили их кураторы. Точнее – не только потому, что их попросили.
Безусловно, немаловажным, а в отдельных случаях – главным, является политический фактор с точки зрения реализации гражданских прав и свобод. В стране немало сил, незарегистрированных (пока) движений и отдельных граждан, которые верят в возможность ее изменения исключительно через легитимное поле. В данном случае – через выборы. Отметим, что речь идет не только о парламенте (мажилисе), но и маслихаты, которые сейчас тоже должны получить дополнительные полномочия. Здесь речь идет и о возможностях контроля за местным бюджетом, и о политическом контроле за исполнительной властью. А в недалекой перспективе (официально осталось года полтора) – и президентских выборах.
Раз мандат, два мандат
Не нужно быть провидцем и именитым политологом, чтобы предречь резкое возрастание политической активности после того, как в конституционный закон о выборах вернут возможность баллотироваться по мажоритарной системе. Конечно, режим предпочитает не вспоминать о том, что в свое время именно он лишил нас этого права, а то, что в мажилисе будут только 30 процентов «одномандатников». Но, как говорится, и то хлеб.
Сейчас (пока) не наблюдается превентивных действий потенциальных кандидатов в депутаты мажилиса и, тем более, маслихатов, но нужно обратить внимание инвесторов на это дело. Конечно, часть мандатов заберут (выиграют) представители тех или иных партий, действующих и зарегистрированных на момент начала избирательной кампании, но, по идее, должно появиться немало беспартийных личностей. У ряда из них уже есть определенный электорат, они являются так называемыми «лидерами общественного мнения», у некоторых в багаже изрядный политический опыт, но только одним желанием и политическими лозунгами выборы (даже самые честные) не выиграешь. Необходимы расходы на избирательную кампанию, предвыборный штаб, командировки и так далее.
Тут, естественно, не такие большие расходы, как на партию, но на одну среднюю зарплату всего этого не сделаешь. Даже на десять таких зарплат. Поэтому уже сейчас можно говорить, что инвесторы, в качестве благотворительности или исходя из своих меркантильных (политических или финансовых) интересов, будут искать кандидатуры для вложения средств. Какие дивиденды они получат, это другой вопрос. Хотя отметим, что на местах на выборах в представительные органы власти делать такие инвестиции более выгодно и перспективно. Главное, как и в бизнесе (независимо от его размера), не прогадать с кандидатурой.
Понятно, что необходимо учитывать административный ресурс, неотъемлемую привычку фальсифицировать выборы и что-то подобное, но этом уже тема для отдельного разговора, которую мы обязательно поднимем в следующий раз.